Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
N 02-15/34-16 (опубликовано 26 июля 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Бутенко И. В.- заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля монополистической деятельности;
членов комиссии: Сунчугашевой М.Я. - специалиста - эксперта отдела контроля монополистической деятельности, Рыжковой Л.М. - главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, при участии представителя ОГБУЗ "Патологоанатомическое бюро" З. по доверенности, рассмотрев дело N 02-15/34-16, возбужденное в отношении ОГБУЗ "Патологоанатомическое бюро" (634050, г. Томск, ул. Ивана Черных, 96, строение 9), по признакам нарушения ч. 1,3 ст.17 Федерального закона "О защите конкуренции", установила:
В Томское УФАС России поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Медтехника" (далее Заявитель) (198095, РФ, Санкт-Петербург, Балтийская ул., д.23, офис 12, факт. адрес: 191119, СПб, Лиговский пр., д.111-113-115 лит Р, пом. 1-Н) ИНН 7805626516, КПП 780501001, ОГРН 1137847258163 от 08.07.2013), в которой указано на нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОГБУЗ "Патологоанатомическое бюро" г. Томск (Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на закупку химических реактивов (извещение N 0365200011316000004 19.04.2016). В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком в состав лота включены реагенты технически и функционально не связанные между собой.
Согласно доводам Заявителя, включение в состав лота товаров производимых широким кругом компаний и эксклюзивных товаров, производимых единственным производителей, а именно позиции 4,7, влечет ограничение количества участников закупки. Так, в позиции N 7 "Метиленовый синий Лефлера" зарегистрирован компанией ООО "Эргопродакшн". Регистрационное удостоверение выдано ООО "ЭргоПродакшн" и поставка позиций с уникальными характеристиками возможна только организацией производителем, либо ее производственными объединениями и аффилированными организациями, что подтверждается запросом на предоставление коммерческого предложения и ответа на него. Позиция N 4 "Готовый реактив для гистологической обработки тканей (обезвоживание и просветление) на основе изопропилового спирта с добавлением Тритон Х15. Обеспечивает высокое качество конечного результата, не допускает пересушивания тканей. Пригоден для использования при ручном методе, а также адаптирован для применения в аппаратах карусельного и замкнутого типов" зарегистрирован компанией ООО "ОПТЕК", что подтверждается данными с официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.
ООО "ЭргоПродакшн" является производственным подразделением ООО "БиоВитрум", как и ООО "Танартис", а так же сотрудничает с компанией ООО "ОПТЕК" то есть данные компании являются едиными целым, что не может считаться отсутствием ограничения конкуренции.
В техническом задании фигурирует позиция N 3 "Эфир медицинский для наркоза". Данная позиция не относится с гистологическим исследованиям, которые проводятся уже на мертвой ткани и являются диагностикой. Для осуществления гистологических провод не требуется использования медицинского наркоза, так как данный вид диагностики не используется на живом человеке.
Заявитель в жалобе указывает, что в техническом задании позиция N 6 "Хлоральгидрат" не зарегистрирована в установленном законом порядке, а именно не имеет соответствующего регистрационного удостоверения.
В соответствии с ч.4 ст.38 Федерального Закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории РФ разрешено обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством РФ, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
При рассмотрении жалобы Томским УФАС России установлено следующее. Техническое задание для аукциона в электронной форме ОГБУЗ "Патологоанатомическое бюро" было сформировано одним лотом из семи наименований реактивов
N п/п |
Наименование товара, функциональные, технические и качественные характеристики товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Ксилол-0рто "чда" |
кг. |
1123,20 |
2 |
Формалин Гост 1625-89 (формальдегида 37,3%) |
кг. |
972,40 |
3 |
Эфир медицинский для наркоза |
л. |
20 |
4 |
Готовый реактив для гистологической обработки тканей (обезвоживание и просветление) на основе изопропилового спирта с добавлением Тритон Х15. Обеспечивает высокое качество конечного результата, не допускает пересушивания тканей. Пригоден для использования при ручном методе, а также адаптирован для применения в аппаратах карусельного и замкнутого типов. |
л. |
1560 |
5 |
Эозин натрия "чда" |
кг. |
0,7 |
6 |
Хлоральгидрат "ч" |
кг. |
5 |
7 |
Метиленовый синий Лефлера"чда" Фасовка флакон 0,5 л |
фл. |
2 |
В 5 -ти позициях лота указаны наименования химических реактивов, это "Ксилол-орто "чда", Формалин (Формальдегид 37,3%), Эозин натрия "чда", Хлоральгидрат "ч", Митиленовый Синий "чда". Две позиции: Эфир медицинский для наркоза и Готовый реактив для гистологической обработки тканей (обезвоживание и просветление) на основе изопропилового спирта с добавлением Тритон Х15 не относятся к химическим реактивам.
По результатам рассмотрения жалобы в отношении ОГБУЗ "Патологоанатомическое бюро" г. Томск было возбуждено дело N 02-15/34-16 по признакам нарушения ч.1,3 ст.17 Федерального закона "О защите конкуренции". Заявитель надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.
В заседании комиссии представитель ОГБУЗ "Патологоанатомическое бюро" г. Томск пояснил, что техническое задание для аукциона в электронной форме было сформировано одним лотом из семи наименований реактивов исходя из использования их для одной цели. В письменных пояснениях от 20.06.2016 N 304 ОГБУЗ "Патологоанатомическое бюро" г. Томск подробно описало назначение каждого реактива.
Томским УФАС России для подтверждения назначения семи наименований реактивов, указанных в техническом задании ОГБУЗ "Патологоанатомическое бюро" г. Томск был сделан запрос в Территориальный органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Томской области.
Из ответа Росздравнадзора по Томской области от И70-507/16 от 27.05.2016 следует, что в техническом задании Заказчика позиции 1-2 "Ксилол-орто "чда", Формалин (Формальдегид 37,3%), позиции 5-7 (Эозин натрия "чда", Хлоральгидрат "ч", Митиленовый Синий "чда") являются химическими реактивами, на что указывает маркировка "чда" "ч". Данные реактивы не являются лекарствами, медицинскими изделиями, поэтому на эти химические реактивы отсутствуют регистрационные удостоверения. В Государственной Фармакопее РФ ХII издания эти реактивы перечислены в разделе "Реактивы".
Позиция N 3 "Эфир медицинский для наркоза" имеет наименование "эфир медицинский" зарегистрирован как фармацевтическая субстанция и в Государственном реестре лекарственных средств имеется запись о регистрации.
Позиция N 4 "Готовый реактив для гистологической обработки тканей_" является медицинским изделием, которое зарегистрировано и имеет регистрационное удостоверение N РЗН 2013/775 от 23.03.2015. Зарегистрированное медицинское изделие может использоваться в медицинских целях на всей территории РФ.
Следовательно, в техническом задании для аукциона в электронной форме на закупку химических реактивов (извещение N 0365200011316000004 19.04.2016) в одном лоте Заказчиком объединены химические реактивы, медицинские изделия и лекарственные средства.
Частями 1 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Кроме того, запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов запроса котировок.
Пунктом 7 ст. 4 Закона "О защите конкуренции" определено, что конкуренция есть соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, для признания действий субъекта нарушающими ст. 17 Закона "О защите конкуренции" достаточно установить возможность установления негативных последствий для конкуренции в виде ее недопущения, ограничения или устранения.
Объединив в один лот технологически и функционально не взаимосвязанных между собой реагентов, ОГБУЗ "Патологоанатомическое бюро" нарушает положения части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Томским УФАС России проведен анализ рынка поставки химических реактивов в соответствии с ч. 5.1 ст. 45 Закона о защите конкуренции. По результатам проведенного исследования рынка сделан следующий вывод: химические реактивы, медицинские изделия и лекарственные средства не могут включаться в один лот, в связи с административными ограничениями, а также барьерами при обретении отдельных позиций закупки, которые производятся узким кругом производителей. Объединение в один лот влечет ограничение конкуренции и смешение товарных рынков. Лицензируемые товары или товары, для реализации которых необходимы разрешительные документы, в том числе товары медицинского назначения, должны быть выделены в отдельный лот, так как их объединение влечет к ограничению числа возможных участников закупки, что нарушает принципы конкуренции.
Исследовав материалы дела, оценив доводы лица, участвующего в рассмотрении деле, Комиссия пришла к выводу, что своими действиями ОГБУЗ "Патологоанатомическое бюро" при проведении аукциона в электронной форме на закупку химических реактивов (извещение N 0365200011316000004 19.04.2016) нарушило ч.1,3 ст.17 Федерального закона "О защите конкуренции", путем включения в техническое задание в состав лота реагенты технически и функционально не связанные между собой, тем самым сократило количество участников закупки, что привело к ограничению конкуренции между участниками аукциона - поставщиками.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1-3 ст. 39, ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать, что ОГБУЗ "Патологоанатомическое бюро" нарушило ч.1,3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем включения в техническое задание в состав лота реагенты технически и функционально не связанные между собой, тем самым сократило количество участников закупки, что привело к ограничению конкуренции между участниками аукциона - поставщиками.
2. Предписание о нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с исполнением обязательств по контракту.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области N 02-15/34-16 (опубликовано 26 июля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.9.2016