Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 апреля 2002 г. N А56-34575/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Кочеровой Л.И., Троицкой Н.В.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тихвинскому району Ленинградской области Чалова А.В. (доверенность от 03.01.2002 N 11-06/18), от закрытого акционерного общества "Тихвинский завод транспортного машиностроения "Титран" Ларионовой Л.В. (доверенность от 11.03.2002 N юр-04),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тихвинскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01.2002 по делу N А56-34575/01 (судьи Блинова Л.В., Загараева Л.П., Бойко А.Е.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Завод Трансмаш", правопредшественник закрытого акционерного общества "Тихвинский завод транспортного машиностроения "Титран" (далее - общество, завод), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тихвинскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 28.09.2001 N 04-8811 в части доначисления обществу налога на доходы физических лиц и единого социального налога, пеней за просрочку их уплаты и штрафов, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 и статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), по эпизодам выплат за обучение студентов, оплаты представительских и командировочных расходов, а также неполного перечисления налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению по сроку 16.08.2001.
Решением суда от 21.01.2002 оспариваемое решение Инспекции признано недействительным в части доначисления обществу налога на доходы физических лиц и единого социального налога, пеней за просрочку их уплаты и штрафов, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 и статьей 123 НК РФ, по эпизодам выплат за обучение студентов и оплаты командировочных расходов, а также в части взыскания штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, по эпизоду неполного перечисления налога на доходы физических лиц по сроку 16.08.2001. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение о признании недействительным оспариваемого решения Инспекции в части доначисления обществу единого социального налога, пеней за просрочку его уплаты и штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, по эпизоду выплат за обучение студентов, а также штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, по эпизоду неполного перечисления налога на доходы физических лиц по сроку 16.08.2001.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества отклонил их.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, удержания и своевременности перечисления в бюджет обществом налога на доходы физических лиц и единого социального налога в период с 01.01.2001 по 01.08.2001, по результатам которой составлен акт от 03.09.2001 N 81 и принято решение от 28.09.2001 N 04-8811 о привлечении завода к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В ходе проверки установлена неполная уплата обществом единого социального налога с выплат за обучение студентов. Инспекция доначислила заводу единый социальный налог, пени за просрочку его уплаты и привлекла к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Как видно из материалов дела и установлено судом, между обществом и Санкт-Петербургским государственным техническим университетом (далее - Университет) 08.07.99 заключен договор на обучение студентов. Согласно пункту 4.2 договора общество обязалось оплачивать обучение студентов путем перечисления денежных средств на расчетный счет Университета.
Согласно пункту 1 статьи 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом являются выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским и лицензионным договором.
При этом пунктом 4 статьи 236 НК РФ установлено, что указанные в пункте 1 этой статьи выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.
Оплата обучения студентов произведена обществом за счет средств, оставшихся в распоряжении завода после уплаты налога на прибыль.
Таким образом, Инспекция неправомерно доначислила обществу по данному эпизоду единый социальный налог, пени за просрочку его уплаты и штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
В ходе проверки установлен также факт неперечисления обществом в бюджет налога с доходов, выплаченных работникам завода 16.08.2001. Инспекция доначислила заводу налог на доходы физических лиц, пени за просрочку его уплаты и привлекла к ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ.
Согласно пункту 6 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода. В случае неисполнения налоговыми агентами этой обязанности к ним применяется ответственность, установленная статьей 123 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
Однако при привлечении общества к ответственности, предусмотренной указанной статьей, Инспекцией грубо нарушены положения статьи 101 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 10 НК РФ привлечение к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14 и 15 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 101 НК РФ в решении о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проведенной проверкой.
В акте выездной налоговой проверки общества не указано, что заводом не перечислен в бюджет налог, удержанный с доходов физических лиц.
При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемое решение Инспекции о привлечении общества к ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, правомерно признано судом недействительным.
В необжалуемой части судебного акта оснований к его отмене или изменению также не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01.2002 по делу N А56-34575/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тихвинскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В.Пастухова |
Н.В.Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 апреля 2002 г. N А56-34575/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника