О полномочиях банка, обслуживающего предприятие, требовать различную документацию (Выпуск 30, декабрь 1995 г.)

868. С введением части первой Гражданского кодекса РФ не потеряли ли юридической силы постановления Правительства РФ и Центрального банка РФ о предоставлении банку, обслуживающему предприятие, различной документации по финансово-хозяйственной деятельности?


Банки по своему правовому положению не должны осуществлять административно-контрольные полномочия в отношении клиентуры, как это было до начала реформы. Так, ст.29 Закона РСФСР от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" устанавливает, что отношения между банками и клиентами носят договорный характер. А ст.57 Федерального закона РФ от 02.12.90 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определяет, что Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения не свойственных им функций, включая контроль за расходованием средств фонда потребления клиентов.

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ Закон "О банках и банковской деятельности" изложен в новой редакции.

см. действующую редакцию Закона


Законодательством Российской Федерации (не гражданским) могут быть возложены на банки полномочия административного (властного) характера по отношению к клиентуре банков. Таких полномочий (и одновременно обязанностей) у банков на сегодняшний день два.

Первое полномочие. Законом РФ от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" банки названы агентами валютного контроля. Поэтому требования банков по предоставлению финансово-хозяйственной документации в целях реализации полномочий в сфере валютного контроля, правомерны.

Второе полномочие. Решением Совета директоров Банка России от 22.09.93 N 40 утвержден Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации. На банки возложена обязанность контролировать соблюдение порядка ведения кассовых операций организациями. Порядок ведения кассовых операций можно рассматривать как реализацию Банком России установленной для него законом обязанности организовывать налично-денежное обращение. Поэтому требования банков по представлению предприятиями документов по кассовым операциям правомерны.

В иных случаях финансово-хозяйственная документация может предоставляться организациями банку только на добровольной основе. Если банк предъявляет такого рода требования, например требует предоставления справки о составе средств, направляемых на потребление, то следует отказать в предоставлении документов. Если банк тем не менее продолжает требовать документы, задерживать в связи с этим выдачу наличных денег на заработную плату, то с таким банком лучше прекратить договор банковского счета. В крайнем случае можно обратиться в суд с требованием о защите Ваших прав по договору банковского счета (если, конечно, в договоре не предусмотрен контроль банка за фондом потребления).

И. Павлов

Выпуск 30, декабрь 1995 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.