Об определении организационно-правовой формы организации, созданной федеральным органом исполнительной власти (Выпуск 16, август 1997 г.)

499. По уставу аварийно-спасательное формирование входит в состав Минтопэнерго РФ, является юридическим лицом и имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество. В своей деятельности оно руководствуется Законами РФ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций", "Об аварийно спасательных службах и статусе спасателей".

Как правильно определить организационно-правовую форму этого формирования?


В целях предупреждения и ликвидации различных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории РФ создаются специализированные аварийно-спасательные службы, правовые основы деятельности которых регулируются Федеральным законом от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", Федеральным законом от 22.08.95 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Закон), иными правовыми актами РФ, а также положениями и уставами об аварийно-спасательных формированиях.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона такие формирования могут создаваться как федеральными органами исполнительной власти путем принятия решения Правительством РФ по представлению соответствующих министерств, ведомств и организаций РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, так и организациями, если законодательством РФ предусмотрено обязательное создание таких формирований, а также органами местного самоуправления. В связи с этим решение о ликвидации, перемещении или перепрофилировании данных формирований принимается соответственно органами или организациями по согласованию с федеральными органами исполнительной власти и соответствующими органами государственного надзора, которые их создали (см. п. 2 ст. 19 Закона).

В связи с этим, анализируя данные, представленные в вопросе, необходимо сказать, что в соответствии с Положением о Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.01.96 N 60, Минтопэнерго РФ, являясь федеральным органом исполнительной власти, имеет право создавать различные формирования в целях обеспечения экологической и промышленной безопасности.

Финансирование создания и деятельности аварийно-спасательных формирований осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, средств, получаемых от выполнения различных договоров, а также из иных источников (ст. 20 Закона). При этом расходы, связанные с выполнением работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также оплата труда работников, в том числе и все социальные выплаты, должны осуществляться в соответствии с договорами на обслуживание организаций или из средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций (ст. 15 Закона).

Таким образом, исходя из анализа нормативных актов, определяющих правовой статус данных формирований, можно сделать вывод, что данные организации создаются по решению собственника (орган исполнительной власти, организация) для выполнения строго определенных целей (предупреждение и ликвидация последствий и т. д.) и финансируются за счет средств собственника (бюджет), а также из иных источников.

При этом, исходя из положений норм ГК РФ 1994 г., можно сделать вывод, что перечисленным выше признакам соответствует такая организационно-правовая форма, как учреждение.

Так, согласно ст. 120 ГК РФ, учреждением признается некоммерческая организация, целью учреждения которой не является извлечение прибыли, т.е. созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично собственником. При этом учреждение распоряжается закрепленным за ним имуществом на праве оперативного управления.

Таким образом, подводя итог рассмотрению вышеизложенного вопроса, можно сделать вывод, что данное формирование создано в виде учреждения, финансируемого собственником и имеющего право заниматься предпринимательской деятельностью в рамках предоставленных собственником полномочий. При этом тот факт, что данное формирование по каким-либо причинам временно не финансируется собственником, не является основанием для изменения его организационно-правовой формы.


Р. Алексахина

Выпуск 16, август 1997 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.