Порядок уплаты земельного налога и сбора за уборку территорий муниципальными предприятиями (Выпуск 23, декабрь 1997 г.)

721. Учредителем нашего муниципального предприятия является Комитет по управлению госимуществом Быковского района, он же является собственником всех основных средств. Является ли в этой ситуации наше предприятие плательщиком земельного налога и сбора за уборку территорий?


Порядок взимания земельного налога определяется инструкцией Госналогслужбы РФ от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (с последующими изменениями и дополнениями).

Объектами обложения земельным налогом являются земельные участки, предоставленные юридическим лицам в собственность, владение или пользование (кроме аренды) (п. 2 Инструкции). Основанием для установления и взимания земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (кроме аренды) земельным участком (п. 11 Инструкции).

Согласно действующему законодательству, все права на землю подлежат обязательной государственной регистрации в местных отделениях по земельным ресурсам и землеустройству (см. статьи 5 и 9 Методических указаний о государственной регистрации прав граждан и юридических лиц на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость, сообщенных письмом Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 31.08.94 N 2-14/1316). После регистрации предприятие получает документ (государственный акт), подтверждающий права пользования или владения земельным участком, который и является основанием для установления и взимания с этого предприятия земельного налога.

Таким образом, если муниципальное предприятие имеет в пользовании земельный участок, что должно быть оформлено соответствующим документом (актом), подтверждающим право пользования, то это муниципальное предприятие в соответствии с п.1 Инструкции N 29 является плательщиком земельного налога независимо от того, что оно не является собственником этого земельного участка.

Сбор за уборку территорий устанавливается решением районных или городских представительных органов власти (см. п. 4 ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). Плательщиками сбора за уборку территорий являются юридические и физические лица - владельцы строений (см. подп. "х" п. 1 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").

Согласно ст.113 ГК РФ, имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. При этом муниципальное предприятие владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии со статьями 295 - 298 ГК РФ.

Таким образом, если муниципальное предприятие имеет на балансе строения, которые принадлежат ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, то это муниципальное предприятие признается владельцем этих строений в пределах, определяемых ГК РФ. Следовательно, указанное муниципальное предприятие является плательщиком сбора за уборку территорий независимо от того, что оно не является собственником этих строений.


Т. Крутякова

Выпуск 23, декабрь 1997 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.