Вопрос: Налоговая инспекция при расчете объема рекламы в газете включила в него политическую рекламу, которая публиковалась в период выборов глав администраций Самарской области. В результате такого подсчета газетная площадь, отведенная под рекламу, превысила 40 процентов. Местная ГНИ потребовала от редакции заплатить НДС. Законно ли было требование налоговой инспекции? (Выпуск АКДИ БП N 27, июль 1998 г.)

Налоговая инспекция при расчете объема рекламы в газете включила в него политическую рекламу, которая публиковалась в период выборов глав администраций Самарской области. В результате такого подсчета газетная площадь, отведенная под рекламу, превысила 40 процентов. Местная ГНИ потребовала от редакции заплатить НДС.

Свое требование о включении политической рекламы в общий объем рекламы налоговая инспекция города Сызрани основывала на письме Самарской областной ГНИ, которая в свою очередь ссылалась на Письмо Минфина РФ от 11 июля 1996 г. N 04-03-07, а также на устные разъяснения, данные ей Госналогслужбой России по этому вопросу.

Законно ли было требование налоговой инспекции?


Согласно п. 1 "э" ст. 5 Закона от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" налоговые льготы не распространяются на периодические печатные издания рекламного характера.

При этом из п. 1 Письма Госналогслужбы РФ от 21 марта 1996 г. N ВГ-4-03/22н "О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" следует, что под средством массовой информации рекламного характера понимается периодическое печатное издание, в котором реклама превышает 40 процентов объема отдельного номера.

Ни нормами Закона "О налоге на добавленную стоимость", ни положениями Инструкции Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" прямо не указано, следует ли при определении объема рекламных материалов в издании учитывать политическую рекламу. Поэтому ответ на вопрос следует искать в разъяснениях компетентных ведомств, носящих характер нормативных актов.

В п. 8 Письма Госналогслужбы России от 7 июня 1996 г. N ПВ-6-03/393 "Разъяснения о применении налоговых льгот по продукции СМИ и книжной продукции" указано, что при отнесении напечатанной в СМИ информации к рекламе необходимо руководствоваться Федеральным законом от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе". Данное Письмо в соответствии с Указом Президента от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" является нормативным актом, регулирующим отношения по данному вопросу, поскольку оно согласовано с Минфином РФ, зарегистрировано Минюстом РФ 14 июня 1996 г. за N 1106 и опубликовано в газете "Российские вести".

Итак, для разъяснения характера опубликованной информации обратимся к Федеральному закону "О рекламе". В п. 4 ст. 1 указано, что положения этого Закона на политическую рекламу не распространяются. Отсюда можно сделать следующий вывод: действующим законодательством не предусмотрено учитывать политическую рекламу при расчете занимаемого рекламой объема средства массовой информации.

В рассматриваемом случае это лишает налоговый орган права требовать включения в объем рекламы политической рекламы и уплаты НДС.

Что касается Письма Минфина РФ от 11 июля 1996 г. N 04-03-07, на которое ссылается ГНИ по Самарской области, то, во-первых, непосредственно к порядку налогообложения при размещении политической рекламы в процессе выборов глав администраций, мэров, депутатов оно не относится. Этот документ отражает мнение Минфина по проблеме освобождения от НДС специализированной печатной продукции, предназначенной для проведения выборов Президента РФ (Письмо подтверждает право на налоговые льготы по причине того, что кампания финансируется из федерального бюджета).

Во-вторых, данное Письмо не прошло необходимые согласования и регистрацию, не является нормативным документом, а носит частный разъясняющий характер и поэтому не может использоваться как обоснование действий налоговых органов.

Также не должны приниматься к исполнению и учитываться в качестве аргументов в судебных спорах устные разъяснения представителей Госналогслужбы РФ. Согласно п. 25 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" инструкции и методические указания по применению законодательства о налогах могут издаваться Госналогслужбой РФ только по согласованию с Минфином РФ.

Следовательно, порядок применения налоговых льгот не определяется ни ведомственными письмами Минфина РФ, ни устными разъяснениями работников Госналогслужбы РФ.


(Выпуск АКДИ БП N 27, июль 1998 г.)



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.