В результате проверки, проводимой территориальным ФОМС, была начислена пеня на сумму самостоятельно доначисленных и уплаченных страховых взносов. При этом нами до момента проведения проверки: установлена и исправлена ошибка; откорректирована и отражена в отчете сумма взносов; страховые взносы полностью перечислены.
Правомерны ли действия территориального ФОМС в части: начисления пени; использования п. 17, 29, 31 Инструкции от 11 октября 1993 г. N 1018; исполнения Указа Президента РФ N 685 от 8 мая 1996 года?
1. Ответственность плательщиков и контроль за уплатой страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования определены разд. IV Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование (утверждена постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 11 октября 1993 г. N 1018) (далее - Инструкция).
В соответствии с п. 20 Инструкции недоимкой считается:
- сумма страховых взносов, не внесенная по истечении установленных сроков уплаты взносов;
- сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов (платежей).
При этом согласно п. 21 Инструкции суммы недоимки взыскиваются с начислением пени за каждый день просрочки уплаты страховых взносов в размере:
- для работодателей и иных плательщиков - 1 процент суммы недоимки;
- для органов исполнительной власти, являющихся плательщиками, - 0,1 процента суммы недоимки.
Начисление пеней производится начиная со следующего дня по истечении срока уплаты страховых взносов (платежей) и по день уплаты включительно (п. 22 Инструкции).
Таким образом, из вышеприведенных положений Инструкции следует, что независимо от того, кем обнаружена ошибка в уплате страховых взносов - территориальным отделением ОМС или самим предприятием,- неуплаченная своевременно сумма считается недоимкой.
При этом п. 25 Инструкции четко определяет порядок действий предприятия в случае самостоятельного обнаружения ошибки: плательщики обязаны сами начислять пени на всю сумму недоимки за период просрочки и отражать ее в соответствующих документах по уплате страховых взносов (платежей) в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в установленном соотношении.
Поскольку из письма следует, что сумма недоимки была перечислена без удержания пеней, то действия территориального отделения ОМС, начислившего пени на указанную сумму, полностью правомерны.
2. Указанная выше Инструкция в настоящее время действует, а следовательно, органы ОМС законно руководствуются упомянутыми в Письме пунктами 17, 29, 31 Инструкции.
Напомним, что согласно п. 29 Инструкции при взыскании в бесспорном порядке сумм недоимок и начисленных на них пеней Федеральный, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и их филиалы пользуются правами по взысканию не внесенных в срок налогов, предоставленными органам Госналогслужбы РФ, и руководствуются Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1.
При применении финансовых санкций и взыскании пеней, предусмотренных Инструкцией, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования пользуются правами, предоставленными органам Госналогслужбы РФ (п. 31 Инструкции).
3. Положения Указа Президента РФ от 8 мая 1996 г. N 685 на деятельность внебюджетных страховых фондов (в том числе ФОМС) не распространяются.
Е. Воробьева,
эксперт "БП"
(Выпуск АКДИ БП N 21, май 1998 г.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.