Могут ли представительные органы местного самоуправления одного муниципального образования города, района распространять установленные ими местные налоги на территории поселков, сел?
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон) муниципальное образование - это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения либо иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 5 Закона в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
К вопросам местного значения относятся: местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения.
Пунктом 3 статьи 5 Закона установлено, что в случае если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Российской Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города.
Муниципальным образованиям должна быть обеспечена экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением между ними предметов ведения. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.
Таким образом, представительные органы местного самоуправления муниципального образования города могут устанавливать, например, сбор за право торговли в соответствии с подпунктом "е" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с распространением его на территории поселков, сел, согласно уставу города, в случае если последние находятся в границах территории города.
Представительные органы муниципального образования района также могут устанавливать местные налоги с распространением их на территории поселков, сел.
Например, статьей 8 Закона Московской области от 13.06.96 N 27/96-ОЗ "О местном самоуправлении в Московской области" установлено, что к совместному ведению муниципального образования, находящегося в границах территории другого муниципального образования, и муниципального образования, в границах территории которого оно находится, относятся такие вопросы местного значения, как установление местных налогов и сборов.
Разграничение полномочий по вопросам совместного ведения устанавливается договором между муниципальными образованиями, до заключения которого эти полномочия осуществляются тем муниципальным образованием, в границах территории которого находится иное муниципальное образование.
Поэтому если территории поселков и сел находятся в границах территории района, а договор между муниципальными образованиями о разграничении полномочий по вопросам совместного ведения не заключен, то органы местного самоуправления муниципального образования района вправе устанавливать сбор за право торговли с распространением его на территории указанных поселков и сел.
Инспектор налоговой службы I ранга | М.А.Ярошинский |
"Российский налоговый курьер", N 2, ноябрь 1998 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99
www.rnk.ru