Участие России в борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении сделок (О.В. Семенова, Д.В. Наумчев, "Российский налоговый курьер" N 6, июнь 1999 г.)

Участие России в борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении сделок


В феврале 1999 г. Российская Федерация подписала конвенцию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) "О борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок" (далее - Конвенция). Россия, подписав данный документ, сделала значительный шаг по пути сближения российского законодательства с нормативными актами ОЭСР. В этой связи будет интересно рассмотреть некоторые принципы и положения Конвенции, а также то, каким образом эти принципы реализуются в странах - участницах Конвенции, в частности в налоговой сфере.

Постепенная либерализация и интеграция национальных экономик государств - членов ОЭСР, устранение контроля за международными инвестициями и ослабление контроля за обменом валюты способствовали интернационализации их финансовых рынков и увеличению числа международных коммерческих сделок. С другой стороны, негативным последствием этого процесса явилось широкое распространение практики подкупа иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок, включая торговлю и инвестиции, что вызывает серьезную озабоченность в моральном и политическом плане и искажает условия международной конкуренции.

Первая попытка ОЭСР скоординировать и направить усилия разных стран на борьбу с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок была предпринята в 1994 г. В своих рекомендациях Совет Организации экономического сотрудничества и развития призвал страны - члены ОЭСР пересмотреть те положения своих законов, которые могли бы косвенно поощрять подкуп иностранных должностных лиц для получения компаниями более благоприятных условий ведения международного бизнеса. С этой же целью в 1996 г. были приняты рекомендации Совета ОЭСР об удержании налогов с сумм, предназначенных для иностранных должностных лиц, и предложения о борьбе с коррупцией при осуществлении закупок в рамках программ помощи. Одновременно комитету по фискальным делам ОЭСР было поручено ознакомить с рекомендациями государства, которые не являются членами этой организации.

Призыв к принятию эффективных мер для предотвращения подкупа иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок и, в частности, к внесению изменений в положения национального налогового законодательства касается в первую очередь тех государств, которые допускают возможность снижения налогов на суммы, предназначенные для подкупа иностранных должностных лиц.

Действительно, в некоторых странах существует лояльное отношение к подобному подкупу, например в Австрии, Швейцарии, Новой Зеландии. Взятка рассматривается там как один из возможных видов расходов и не включается в налогооблагаемую базу. Но если на требование налоговых органов назвать получателя денег налогоплательщик ответит отказом, то возможность вычета для налогоплательщика аннулируется. В Швеции и Дании существует возможность вычета из налогооблагаемого дохода сумм, выплаченных иностранных должностным лицам в качестве взятки, но налогоплательщик должен доказать, что дача взятки вызвана необходимостью и обусловлена обычной практикой в стране проживания иностранного должностного лица. Правда, в настоящее время в законодательство вышеназванных и некоторых других стран уже внесены или планируется внести соответствующие поправки.

В мае 1997 г. на заседании Совета ОЭСР было принято решение об объединении усилий всех государств в борьбе с подкупом иностранных должностных лиц и открыты переговоры по Конвенции с тем, чтобы выработать ее окончательный вариант к концу года. В ноябре того же года на конференции стран - членов ОЭСР при участии пяти стран, не являющихся членами ОЭСР (Аргентина, Бразилия, Болгария, Чили и Словакия), Конвенция о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок была одобрена, а в декабре 1997 г. подписана тридцатью тремя странами. Сейчас Конвенция ратифицируется открыта для подписания другими государствами, в том числе и государствами, не входящими в ОЭСР.

Данная Конвенция касается таких вопросов, которые в законодательстве некоторых стран квалифицируются понятиями "активная коррупция" или "активный подкуп". Под ними понимаются преступления, совершаемые лицами, обещающими или дающими взятки. В отличие от них под "пассивным подкупом" понимаются преступления, совершаемые должностными лицами, получающими взятки.

Целью Конвенции является внесение изменений в национальные законодательства стран-участниц, предусматривающих юридическую ответственность за подкуп иностранных должностных лиц. Однако это не требует установления единообразия в данном вопросе или изменения принципов, положенных в основу правовых систем сторон.

Важным является то, что одна из статей Конвенции затрагивает вопросы ведения бухгалтерского учета и аудита с тем, чтобы практика их ведения, законы, правила и т.д. полностью использовались для выявления и предотвращения случаев подкупа. Нужно отметить, что на данный момент положения российского законодательства о ведении бухгалтерского учета не соответствуют принципам, изложенным в этой статье, и не предусматривают строгих мер ответственности для предприятий в случаях отсутствия учета или ведения его с нарушением общеустановленных правил.

В Конвенции также рассматриваются вопросы взаимной правовой помощи, экстрадиции, борьбы с легализацией доходов, полученных в результате подкупа, исковой давности и другие.

Присоединение России к Конвенции будет способствовать как расширению сотрудничества с другими странами, так и укреплению правопорядка в нашем государстве.


Инспектор налоговой службы I ранга

О.В. Семенова


Инспектор налоговой службы I ранга

Д.В. Наумчев


"Российский налоговый курьер" N 6, июнь 1999 г.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.