Вопросы методики расчета единого налога на вмененный доход (Т.А. Борозна, "Российский налоговый курьер" N 6, июнь 1999 г.)

Вопросы методики расчета единого налога на вмененный доход


Вопросы совершенствования межбюджетных отношений в последнее время привлекают все большее внимание экономистов, финансистов, политиков. Обусловлено это, на наш взгляд, двумя основными принципами:

- возрастанием роли государственного регулирования территориального развития и оказанием в связи с этим государственной поддержки регионам. Она, в свою очередь, вызвана стремительным сокращением бюджетной, налоговой и экономической базы многих субъектов Российской Федерации;

- усилением политической самостоятельности субъектов Российской Федерации и самостоятельности муниципальных образований, которая основывается на выборности губернаторов и глав местных администраций.

В сложившихся условиях механизм выравнивания положения регионов путем дотаций, сравнительно неплохо работавший при централизованной системе управления экономикой, стал давать сбои. Назрела настоятельная потребность в совершенствовании всей системы межбюджетных отношений, поскольку существующая система трансфертов проблему бюджетного выравнивания выполнить не может.

Среди мер, направленных на увеличение поступления налоговых платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации, особое место принадлежит введению единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Очевидно, что главными задачами разработки закона, регулирующего введение указанного налога, являются упрощение налогообложения предприятий малого бизнеса и повышение собираемости налогов.

В ноябре 1998 г. Думой Ставропольского края был принят закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Ставропольского края". Он был разработан и введен в действие в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон N 148-ФЗ). Последний, как известно, носит рамочный характер, то есть устанавливает только основные принципы налогообложения вмененного дохода организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности.

При введении единого налога главная трудность состояла в определении размера базовой доходности для расчета вмененного дохода для различных видов деятельности, поскольку ставка налога (20%) была предопределена Законом N 148-ФЗ.

Согласно ст.2 Закона N 148-ФЗ временный доход - это "потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций".


Метод расчета вмененного дохода


Размер вмененного дохода (ВД) предложено исчислять по следующей формуле:


ВД = БВД x (k1 х k2 x ...kn) = (БД x ФП) x (k1 x k2 x ...kn),


где БВД - базовый вмененный доход - условная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя; БД - базовая доходность; ФП - наименование физического показателя (в том числе единица площади, число работающих, единица измерения производственной мощности и т.п.) в зависимости от вида деятельности; k1... kn - повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат осуществляемой предпринимательской деятельности.

Правительством Российской Федерации в приложении к письму от 07.09.98 N 4435п-П5 "Рекомендуемые формулы расчета суммы единого налога, а также перечень рекомендуемых их составляющих" предложено три метода расчета (А, Б и В) для определения суммы единого налога на вмененный доход.

При утверждении закона Думой Ставропольского края был выбран метод Б, основанный на данных налоговых органов об уплате налогов всех видов субъектами малого предпринимательства и данных статистического учета. Данные налоговой статистики были положены в основу расчета базовой доходности.

Иллюстрацией к схеме расчета налогооблагаемой базы являются показатели, приведенные в таблице.


Справка
по однотипным налогоплательщикам в сфере общественного питания зa 1998 г., тыс.руб.



Виды налогов
ЗАО
ресторан
"Нива"
(200 посад.
мест)
ИЧП
ресторан
"Зеркальное"
(25 посад.
мест)
TOO фирма
"Стронк"
кафе "Ранде-
ву" (50 по-
сад. мест)
ООО
кафе "Юна"
(28 посад.
мест)
Налог на имущество 52 6,8 0,3 0,1
Налог на добавленную
стоимость

228

6

3,2

0,8
Налог на прибыль - - - -
Сбор на нужды образо-
вательных учреждений

6

0,8

0,4

0,04
Налог на содержание
жилищного фонда

16

6,4

1,6

0,8
Налог на содержание
детских садов

2,4

0,4

0,3

0,1
Сбор за право торговли 3,2 0,4 0,8 0,4
Налог на пользователей
автомобильных дорог

32

7,2

2,8

2
Внебюджетные фонды 214 16,8 9,6 1,9
Сумма налогов в год
при существующей сис-
теме налогообложения


553,6


44,8


19


6,1
Сумма налогов в год
при введении единого
налога


720


90


120


67,2
Налог на одно посадоч-
ное место в год при
существующей системе
налогообложения



2,8



1,8



0,4



0,2
Налог на одно посадоч-
ное место в год при
введении единого нало-
га



3,6



3,6



2,4



2,4

Предполагается, что утвержденная система расчета единого налога на вмененный доход по сравнению с действующей системой должна повысить степень извлечения налогов из сферы малого бизнеса не менее чем в 3 раза.


Оценка эффективности налогообложения


Учитывая весьма условный характер принятых в законе размеров базовой доходности за единицу физического объема, представляется обоснованным провести критический анализ избранной в законе методики определения базовой доходности.

Простое сравнение суммы начисленных налогов и других платежей в бюджет и предполагаемого размера единого налога на вмененный доход, рассчитанный на основе базовой доходности, в принципе не может выступать объективным аргументом в пользу обоснованности приятого размера базовой доходности.

Для оценки эффективности налогообложения следовало бы сделать расчеты уровня налогового давления на налогоплательщиков. При этом автор разделяет предложения Е.А. Кировой* об использовании в расчете налоговой нагрузки вместо показателя выручки от реализации размера добавленной стоимости.

Важнейшим аргументом в пользу этого является то, что материальные затраты на производство не имеют влияния на налоговую нагрузку, а также то, что платежи в бюджет вносятся за счет добавленной стоимости. Добавленную стоимость следует уменьшить на сумму амортизационных отчислений, определив вновь созданную стоимость (ВСС).

Таким образом, налоговое бремя определяется относительно источника уплаты налогов.

Определение размера добавленной стоимости не представляет значительных затруднений. В применении к указанному исследованию для этого предлагается использовать данные налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость (стр.3 графа 5 - стр.1a графа 5). Из полученной суммы следует вычесть прирост износа основных средств (приложение N 1 к бухгалтерскому балансу за год, стр.021 (гр.4 - гр.3).

Вновь созданная стоимость (ВСС) может быть определена по формуле, предлагаемой Е.А.Кировой:


ВСС = В - МЗ - А + ВД - ВР,


где В - выручка от реализации товаров (работ, услуг); МЗ - материальные затраты; A - амортизация; ВД - внереализационные доходы; ВР - внереализационные расходы (без учета платежей).

По экспертной оценке Минторга России, занижение выручки составляет не менее 50%. Следовательно, размер ВСС нужно скорректировать на эту величину, приняв в расчете удвоенную величину добавленной стоимости (2ДС).

Применяя вышеизложенную методику к ресторану "Нива", показатели которого использованы Думой Ставропольского края для определения базовой доходности (см. табл.), рассчитаем действительное налоговое бремя (НБ) для этого предприятия.

Добавленная стоимость (ДС) равна 1368 тыс.руб. [228 тыс.руб.:16,67% х 100%].

Вновь созданная стоимость (ВСС) равна: 2ДC - А.

Таким образом, в приведенном примере ВСС равна 2710,7 тыс.руб. [2736 тыс.руб. - 25,3 тыс.руб.].

Следовательно, действительное налоговое время (НБд) равно 20,4% [553,6 тыс.руб.:(2736 тыс.руб. - 25,3 тыс.руб.) х 100%].

Для сравнения: налоговое бремя по фактически учтенной выручке (НБф) составляет 41,2% [553,6 тыс.руб.:(1368 тыс.руб. - 25,3 тыс.руб.) x 100%].

Проектируемый показатель налогового бремени (НБпр) при введении единого налога на вмененный доход составит 26,6% [720 тыс.руб.:2710,7 тыс.руб. x 100%].


Каков же должен быть оптимальный размер налоговых изъятий? По мнению специалистов, занимающихся данной проблемой (Е.Кирова, С.Гвоздева), для современного этапа социально-экономического развития верхний предел налогового уровня должен составлять 35%.

Тогда для рассматриваемого нами предприятия значение базовой доходности должно составить 11-кратный размер МРОТ (минимального размера оплаты труда). Это подтверждает расчет по вышеприведенным формулам.

Проведение аналогичных расчетов для магазина ТПС сельпо "Кооператор", наоборот, показало явную нереальность утвержденного показателя базовой доходности - 8 МРОТ. Он должен составить не более 3 МРОТ, в противном случае единый налог составит 149% к наценке.

Добавим, что изложенная выше методика была использована при доработке закона Ставропольского края.


Определение объекта налогообложения


Очевидно, что ожидать решения задачи повышения собираемости налогов возможно лишь в том случае, если объект налогообложения будет легко и удобно определяться. Метод, принятый законом нашего края, предусматривающий определение базового дохода на основе суммарного размера платежей в бюджет, по мнению автора, не может дать объективной картины, о чем было сказано выше. Довольно простым представляется механизм уклонения от обязательного перехода на уплату единого налога на вмененный доход. Например, простым регулированием численности работников, оплата труда которых будет установлена в чисто символических размерах, или уменьшением фактического числа рабочих мест в дневное и вечернее время и т.п.

Мнение автора совпадает с мнением Е.А.Кировой по вопросу том, что более объективно и удобно было бы определить объектом обложения единым налогом вмененную (оценочную) оплату труда, вычисляемую умножением расчетной численности работающих на среднюю заработную плату. Налог в данном случае определялся бы на основании оценочной оплаты труда и ставки, утвержденной в законодательном порядке.

Оплату труда субъектов предпринимательства можно было бы исчислить на основе средней заработной платы по стране - по данным Госкомстата России на момент приобретения патента.

Расчетная численность работающих должна определяться по типовым показателям, утвержденным Правительством России, включая санитарно-гигиенические нормы, строительные нормы и правила. Это позволило бы привязать численность работающих к перечню проверяемых физических показателей и в результате определить число рабочих мест. В перечень физических показателей входят, в частности, размер площади, сменность работы, число посадочных мест, мест на стоянке и т.п. Например, типовым показателем предусматривается на одно рабочее место в парикмахерской площадь в размере 5 кв.м. Поэтому, если парикмахерская имеет площадь 40 кв.м и работает в две смены, расчетная численность работающих составляет 16 человек.

Величину налоговой нагрузки можно было бы дифференцировать в зависимости от приоритетности осуществляемого вида деятельности в размере от 20 до 35%.

Полагаем, что описанный выше механизм позволит:

- уйти от контроля фактической численности, чтобы она не влияла на размер вмененного дохода, то есть единому налогу на вмененный доход следует быть нейтральным по отношению к фактической численности;

- сделать вмененный доход стабильным источником дохода бюджета;

- создать возможность регулирования отдельных видов деятельности регулированием ставки;

- абстрагироваться от трудностей исчисления единого налога из-за учета затрат по реализуемой продукции;

- побудить субъекты предпринимательства повышать интенсивность производства, эффективность использования производственных площадей, то есть способствовать развитию предпринимательства.

Бесспорно, что после соответствующей доработки введение единого налога на вмененный доход станет существенным вкладом в совершенствование налоговой системы России.


Государственный советник

налоговой службы III ранга

Т.А. Борозна


"Российский налоговый курьер" N 6, июнь 1999 г.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.