Порядок представления нотариусами сведений в налоговый орган о стоимости имущества (Никулин О.В., "Российский налоговый курьер" N 2, февраль 1999 г.)

Порядок представления нотариусами сведений в налоговый орган о стоимости имущества


Общеизвестно, что сегодня от правильно организованного взаимодействия налоговых органов с другими государственными структурами во многом зависит качество и эффективность роботы налоговой системы в целом. Юридической основой такого взаимодействия служат законы Российской Федерации и издаваемые на их основе подзаконные акты.


Действия нотариуса


В соответствии с частью 4 ст.16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 N 4462-1 (далее - Основы) нотариус, в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, обязан представить в налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Пунктом 3 ст.5 Закона Российской Федерации от 12.12.91 N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (с последующими изменениями и дополнениями; далее - Закон N 2020-1) предусмотрено, что нотариусы, а также должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия, обязаны в 15-дневный срок (с момента выдачи свидетельства или удостоверения договора) направить в налоговый орган по месту их нахождения вышеуказанную справку. Что касается стоимости имущества, переходящего в порядке наследования или дарения физическим лицам, проживающим за пределами Российской Федерации, то справку о стоимости имущества нотариус обязан представить в период оформления права собственности.

При этом следует обратить внимание, что в соответствии с п.3 ст.5 Закона N 2020-1 нотариусу необходимо направлять сведения по месту его нахождения, то есть в налоговую инспекцию, осуществляющую контроль взимания налогов на территории, на которой нотариус осуществляет свою деятельность. Это обусловлено тем, что проверку своевременности представлений сведений нотариусом проводит именно эта налоговая инспекция.

Для того чтобы при такой проверке снизить количество разногласий, нотариусу необходимо регистрировать сведения, направляемые в государственную налоговую инспекцию. Если же количество справок велико, то нотариусу следует подготовить сопроводительное письмо с указанием в нем реестровых номеров договоров, по которым направляются сведения, и регистрировать только сопроводительное письмо. Хотя такой порядок может показаться несколько обременительным для нотариуса, но его следует придерживаться в связи с тем, что и частью 5 ст.17 Основ, и с п.3 ст.5 Закона N 2020-1 предусмотрено, что за непредставление либо несвоевременное представление документов, необходимых для исчисления налога, нотариус может быть привлечен в судебном порядке к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое предусматривает штраф в размере 5-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Нотариусу необходимо также направлять сведения по всем свидетельствам о праве на наследство и договорам дарения независимо от величины оценки имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Это обусловлено положением ст.1 Закона N 2020-1, которая гласит, что плательщиками данного налога являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения. Также п.4 ст.5 Закона N 2020-1 предусмотрено, что в случаях, когда физическому лицу от одного и того же физического лица неоднократно в течение года переходит в собственность имущество в порядке дарения, налог исчисляется с общей стоимости имущества на основании всех нотариально удостоверенных договоров.

При направлении сведений нотариусу следует учитывать, что в соответствии с п.7 ст.5 Закона N 2020-1 физические лица, проживающие за пределами Российской Федерации, обязаны уплатить налог до получения документа, удостоверяющего право собственности на имущество. Этот порядок необходим потому, что если такой документ получен без уплаты налога, то налоговым органам будет довольно проблематично взыскать данный налог. В связи с этим выдача правоустанавливающего документа без предъявления квитанции об уплате налога не допускается, а сведения направляются в период оформления права собственности на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения.

При этом не только нотариус предоставляет справки в налоговый орган, но и налоговые органы в отдельных случаях выдают справки для предоставления их нотариусу. Так, п.8 ст.5 Закона N 2020-1 предусмотрено, что наследственное имущество и имущество, перешедшее в порядке дарения, может быть продано, подарено, обменено собственником только после уплаты им налога, что подтверждается справкой налогового органа.


Порядок исчисления налога


В соответствии с п.4 ст.5 Закона N 2020-1 исчисление налога производится налоговыми органами на основании справок о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан. В связи с этим немаловажное значение для правильного исчисления налога имеет полнота сведений о плательщике, а также об имуществе, переходящем в порядке наследования или дарения, направляемых нотариусом в налоговые органы. Как уже было сказано, справка должна содержать все сведения, необходимые для исчисления налога. Это, прежде всего, фамилии, имена и отчества совершающих сделку или вступающих в наследство граждан, с указанием места проживания (прописки), а также фамилия, имя и отчество наследодателя. Поскольку при исчислении налога имеет значение наличие родственных отношений и степень родства между дарителем и одаряемым, а также то, к какой очереди наследников относится физическое лицо, вступающее в наследство (и эти данные в процессе оформления документов нотариус может установить), желательно отражать в указанной справке степень родства. В противном случае гражданам необходимо будет лично являться в налоговый орган с документами, подтверждающими их степень родства, а налоговым органам придется производить перерасчет ранее предъявленного налога, что существенно увеличит срок поступления налога в бюджет.

Что касается сведений об имуществе, переходящем в порядке наследования или дарения, то необходимо указать перечень и вид имущества, по недвижимому имуществу - место его нахождения, с указанием названий улиц, номеров домов и квартир, а также оценку каждого вида имущества и доли имущества, переходящего каждому одариваемому или вступающему в наследство, и оценку каждой доли имущества. При этом согласно п.1 ст.5 Закона N 2020-1 следует иметь в виду, что оценка имущества, переходящего в порядке наследования, указывается на день открытия наследства, даже если стоимость этого имущества в момент выдачи свидетельства была иной по сравнению с его оценкой на день открытия наследства. Справка о стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, должна содержать сведения об оценке имущества, указанной сторонами, участвующими в сделке, но не ниже оценки, произведенной соответствующими органами.

Оценка жилого дома, квартиры, дачи, садового домика, переходящего в собственность физических лиц в порядке наследования или дарения, производится органами технической инвентаризации или страховыми организациями. Оценка транспортных средств производится страховыми органами или организациями, связанными с техническим обслуживанием транспортных средств, при оформлении права наследования - судебно-экспертными учреждениями системы Минюста России. Оценка другого имущества производится экспертами (специалистами-оценщиками).

По вкладам в учреждениях банков и в других кредитных учреждениях, переходящим в порядке наследования или дарения, нотариус должен указать в справке размер вклада с начисленными процентами.

В заключение необходимо отметить, что взаимодействие налоговых органов с органами нотариата является важным условием надлежащего выполнения возложенных на них задач.

Основой взаимодействия служит обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налога.


Советник налоговой

службы I ранга

О.В.Никулин


"Российский налоговый курьер" N 2, февраль 1999 г.


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.