О Федеральном законе "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (Ю. Подпорин, "Финансовая газета", N 33, август 1998 г.)

О Федеральном законе "О едином налоге на вмененный доход
для определенных видов деятельности"


Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят Федеральный закон от 31.07.98 г. No 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".<1>

Прежде всего следует отметить, что этот закон носит рамочный характер, т.е. определяет основные принципы налогообложения вмененного дохода организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности.

Закон вводится в действие нормативными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми и будут определены конкретные виды деятельности, результаты от занятия которыми будут облагаться единым налогом с вмененного дохода.

Этим органам предоставлено право устанавливать размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты единого налога.

Введение в действие Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" не отменяет существующие Федеральные законы от 14.06.95 г. No 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и от 29.12.95 г. No 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Эти законы применяются в части, не противоречащей названному закону.

Закон о едином налоге с вмененного дохода по своей сути является логическим продолжением Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Однако плательщиками единого налога с вмененного дохода будут не только малые предприятия, но и средние, так как не ограничена численность работающих в организациях, занимающихся оказанием бытовых, парикмахерских, медицинских, косметологических, ветеринарных и зооуслуг населению.

В рассматриваемом федеральном законе учтены отдельные недостатки, имеющие место в законе об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности.

В частности, много нареканий вызывают у налогоплательщиков положения закона об упрощенной системе налогообложения, освобождающие организации, применяющие эту систему, от уплаты налога на добавленную стоимость, так как по этой причине названные организации не могут выделять в счетах, выставляемых покупателям продукции (работ, услуг), суммы НДС, подлежащие зачету у последних. В результате продукция организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, оказывается неконкурентоспособной.

Много сложностей для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения, создает порядок ведения бухгалтерского учета в Книге учета доходов и расходов из-за невозможности отразить в этой книге все многообразие их хозяйственной и финансовой деятельности.

Законом о едином налоге с вмененного дохода предусмотрено, что его плательщики не освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость. Бухгалтерский учет и отчетность названные плательщики осуществляют в общеустановленном порядке.

Если законом об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности предусматривалось внесение налогоплательщиками платы за патент в срок, установленный законодательными органами субъектов Российской Федерации, которая являлась разновидностью авансового платежа и засчитывалась в уплату единого налога (в случае превышения платы за патент над суммой единого налога за отчетный период производились уменьшение и возврат переплаты по единому налогу), то законом о едином налоге с вмененного дохода предусматривается уплата этого налога, рассчитываемого исходя из базовой доходности физических показателей (единица площади, численность работающих, единица производственной мощности и др.), характеризующих определенный вид деятельности, и повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, показывающих степень влияния того или иного фактора (место деятельности, вид деятельности) на результаты предпринимательской деятельности. Никакие перерасчеты суммы единого налога в течение налогового периода (квартала) не производятся.

В отличие от упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности плательщики единого налога с вмененного дохода освобождены от уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, поскольку эти взносы предусмотрены в составе единого налога.

Федеральным законом определен перечень видов деятельности, доходы от которых будут облагаться единым налогом с вмененного дохода, но конкретные виды деятельности будут определяться на уровне субъектов Российской Федерации.

Плательщиками единого налога с вмененного дохода согласно ст. 3 Федерального закона являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в следующих сферах:

а) юридические лица (организации), занимающиеся оказанием бытовых услуг населению (ремонт обуви, изделий из кожи, меха, пошив и ремонт одежды, ремонт часов и ювелирных изделий, ремонт бытовой техники и предметов личного пользования, ремонт и изготовление металлических изделий, ремонт машин, оборудования и приборов, оргтехники и периферийного оборудования, сервисное обслуживание автотранспортных средств и иные бытовые услуги населению, в том числе фото- и киноуслуги, прокат, за исключением проката кинофильмов), оказанием парикмахерских услуг, а также занятые в сфере общественного питания (с численностью до 50 человек), розничной торговли (с численностью до 30 человек), розничной торговли горюче-смазочными материалами, оказания услуг по предоставлению автостоянок и гаражей.

Субъекты малого предпринимательства с численностью работающих до 100 человек, занятые в сфере оказания транспортных услуг, также могут быть переведены на уплату единого налога с вмененного дохода;

б) индивидуальные предприниматели, занимающиеся помимо видов деятельности, перечисленных выше, в сфере оказания ремонтно-строительных услуг (строительство завершенных зданий и сооружений или их частей; оборудование зданий, подготовка строительного участка и иные услуги по ремонту и строительству зданий и сооружений или их частей, благоустройство территорий), по сдаче в наем помещений, по оказанию консультационных, бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, услуг по обучению, репетиторству, преподаванию и иной деятельности в области образования.

При этом следует обратить внимание на следующие обстоятельства.

Поскольку на уплату единого налога с вмененного дохода переводятся юридические лица, постольку филиалы юридических лиц не будут самостоятельными плательщиками единого налога. За них единый налог будут уплачивать головные организации. Федеральным законом, к сожалению, не установлен порядок зачисления единого налога с деятельности филиалов или обособленных подразделений организаций по месту нахождения этих филиалов (подразделений).

Вместе с тем ст. 83 общей части Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что организации, в состав которых входят филиалы и (или) представительства, расположенные на территории Российской Федерации, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего филиала и (или) представительства.

В связи с этим организации обязаны уплачивать единый налог по месту нахождения своих филиалов и обособленных подразделений. Соответственно в налоговые органы по месту нахождения филиалов и представительств должны представляться расчеты по единому налогу, а налоговые органы будут выдавать свидетельства об уплате единого налога по каждому филиалу (подразделению).

В связи с тем что только у субъектов малого предпринимательства доходы от оказания транспортных услуг могут быть привлечены к налогообложению единым налогом, эти организации должны соответствовать критериям, определенным ст. 3 Федерального закона от 14.06.95 г. No 88-ФЗ "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации", а именно:

в уставном капитале субъектов малого предпринимательства доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%;

доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%.

При определении численности организаций, занятых в сфере общественного питания, розничной торговли и оказания транспортных услуг, должна учитываться численность филиалов и их обособленных подразделений.

В связи с этим названные организации одновременно с расчетом суммы единого налога обязаны представить в налоговый орган сведения о численности их работников.

Объектом обложения единым налогом с вмененного дохода является вмененный доход на очередной календарный месяц, а налоговый период устанавливается в один квартал.

Сроки уплаты единого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Но в любом случае уплата месячного платежа производится авансом.

Порядок уплаты налога также устанавливается органами власти субъектов Российской Федерации. Принятый названными органами законодательный акт должен быть опубликован не позднее чем за месяц до наступления очередного налогового периода (квартала).

Ставка единого налога установлена Федеральным законом в размере 20% от вмененного дохода и изменению законодательными органами субъектов Российской Федерации не подлежит.

Сумма уплаченного единого налога распределяется между федеральным бюджетом, государственными социальными внебюджетными фондами и бюджетами субъектов Российской Федерации.

Организации и индивидуальные предприниматели, переводимые на уплату единого налога с вмененного дохода, в месячный срок со дня опубликования законодательного акта обязаны представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в налоговом периоде. Если у организации или предпринимателя несколько торговых точек или иных мест осуществления деятельности, расчет суммы налога представляется по каждому такому месту.

В целях унификации налоговой отчетности налогоплательщиков единого налога Госналогслужбой России разработана примерная форма расчета единого налога, рекомендуемая для принятия ее органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.

В этой форме, в частности, предусматриваются указание вида деятельности, местонахождение налогоплательщика, наименование натуральных показателей, единица их измерения и объем, базовая доходность единицы натурального показателя и понижающие (повышающие) коэффициенты, размер вмененного дохода и сумма единого налога.

Законом предусмотрено, что коэффициенты определяются в зависимости от:

типа населенного пункта, в котором осуществляется предпринимательская деятельность;

места осуществления предпринимательской деятельности внутри населенного пункта (центр, окраина, транспортная развязка и др.);

характера местности (тип автомагистрали и др.), если деятельность осуществляется вне населенного пункта;

удаленности места осуществления предпринимательской деятельности от транспортных развязок;

удаленности места осуществления предпринимательской деятельности от остановок пассажирского транспорта;

характера реализуемых товаров (производимых работ, оказываемых услуг);

ассортимента реализуемой продукции;

других показателей, влияющих на определение доходности предпринимательской деятельности и перечисленных в ст. 5 Федерального закона.

Например, если в торговле в качестве показателя, характеризующего доходность, будет принят размер торговой площади, т.е. будет задана доходность одного квадратного метра, то расчет вмененного дохода и суммы единого налога для организации "А", расположенной в областном центре, будет выглядеть следующим образом (цифры условные):

1. Базовая доходность 1 кв. м торговой площади в расчете на один месяц - 1000 руб.

2. Повышающий коэффициент для областного центра - 0,5.

3. Понижающий коэффициент за расположенность организации на окраине города (применяется для корректировки коэффициента, указанного в строке 2 расчета) - 5.

4. Понижающий коэффициент за удаленность от транспортных развязок (применяется для корректировки коэффициента, указанного по строке 2 расчета) - 2,0.

5. Понижающий коэффициент за удаленность от остановок пассажирского транспорта (применяется для корректировки коэффициента, указанного по строке 2 расчета) - 3,0.

6. Повышающий коэффициент за торговлю ликероводочными изделиями (применяется к базовой доходности, указанной по строке 1 расчета) - 0,8.

7. Размер торговой площади - 100 кв. м.

В этом случае размер вмененного дохода в расчете на один месяц составит 180 000 руб. [100 кв. м х (1000 руб. + 1000 руб. х (0,5 - 0,5 х 5,0 - 0,5 х 2,0 - 0,5 х 3,0) + 1000 руб. х 0,8].

Правительство Российской Федерации разрабатывает и доводит рекомендуемые формулы (порядок) расчета доходности по каждому виду деятельности до субъектов Российской Федерации, которые могут при расчете единого налога их использовать, а могут вводить в эти формулы и свои дополнительные показатели, позволяющие наиболее точно оценить доходность различных видов бизнеса.

Налоговый орган в течение месяца после получения названного расчета направляет плательщику уведомление (по установленной форме) о переводе его на уплату единого налога с указанием суммы вмененного дохода по налогоплательщику в целом и по каждому виду деятельности, а также суммы единого налога.

После получения уведомления налогоплательщик обязан в срок, установленный региональным законодательным актом, уплатить сумму единого налога за месяц или за весь налоговый период (квартал). Только после уплаты единого налога (в течение 3 дней со дня уплаты) ему выдается свидетельство об уплате единого налога по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, являющееся единственным документом, дающим право беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности.

Свидетельство выдается на каждый вид деятельности, налогообложение которого производится по вмененному доходу. Если у налогоплательщика несколько мест осуществления деятельности (несколько палаток, ларьков, кафе и т. п.), то свидетельство выдается на каждое место осуществления такой деятельности.

При утрате свидетельства оно возобновлению не подлежит, а взамен его плательщику выдается новое свидетельство с отметкой "взамен ранее утерянного", за которое устанавливается плата в размере до 20% от стоимости свидетельства на оставшееся время налогового периода.

При повторной утрате свидетельства оно возобновляется с уплатой 100% от стоимости свидетельства на оставшееся время налогового периода.

Например, стоимость свидетельства (сумма единого налога с вмененного дохода), выданного налогоплательщику на I квартал 1999 г., составляет 10,0 тыс. руб. После обращения налогоплательщика 10 марта 1999 г. ему выдано свидетельство взамен ранее утраченного. В этом случае стоимость вновь выданного свидетельства может быть определена в размере до 467 руб. (10,0 тыс. руб.: 90 дней х 21 день х 20%).

Если же названная утрата свидетельства совершена повторно, то налогоплательщик будет обязан заплатить 2333 руб. (10,0 тыс. руб. : 90 х 21).

Особо следует обратить внимание налогоплательщиков на то, что, если помимо видов деятельности, с доходов от занятия которыми они уплачивают единый налог, они занимаются и другими видами деятельности, то обязаны уплачивать налоги по этим видам деятельности в общеустановленном порядке, обеспечив раздельное ведение бухгалтерского учета результатов хозяйственной деятельности.


Ю. Подпорин,

советник налоговой службы I ранга


"Финансовая газета" N 33, август 1998 г.



------------------------------

<1> Текст закона опубликован в "Финансовой газете" N 32, стр. 6.




Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение