О положении по ведению бухгалтерского учета
и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации*
На протяжении последних лет в России ведется серьезная работа по реформированию бухгалтерского учета. Целью преобразований является формирование системы бухгалтерского учета, соответствующей складывающейся модели хозяйствования. В связи с этим в качестве некоего ориентира выбраны принципы, содержащиеся в системе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), как наиболее адекватно отражающие потребности рыночной экономики.
В рамках указанной работы Минфином России разработано 10 положений по бухгалтерскому учету, 6 из которых уже приняты, внесены принципиальные изменения в порядок составления бухгалтерской отчетности, разрабатывается новый план счетов бухгалтерского учета, соответствующий международным стандартам учета, проводятся и другие мероприятия.
В настоящее время возникла необходимость обобщения новых правил, содержащихся в уже принятых нормативных документах, а также потребность в наличии определенного каркаса для последующих изменений.
С этой целью было принято Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. No 34н.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (в дальнейшем - Положение) состоит из 6 разделов, а именно:
раздел I. Общие положения;
раздел II. Основные правила ведения бухгалтерского учета;
раздел III. Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности;
раздел IV. Порядок представления бухгалтерской отчетности;
раздел V. Основные правила сводной бухгалтерской отчетности;
раздел VI. Хранение документов бухгалтерского учета.
Как видно из наименования разделов Положения, в нем определяется технология организации и ведения бухгалтерского учета. При этом сохраняется преемственность с ранее действующим Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 26.12.94 г. No 170.
Естественно, имеются и новые нормы. Рассмотрим наиболее существенные из них.
1. Положением (п. 2) предоставляется право филиалам и представительствам иностранных организаций, находящимся на территории Российской Федерации, вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат МСФО.
Указанная норма на первый взгляд противоречит требованиям Федерального закона "О бухгалтерском учете", согласно которому все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций должны руководствоваться едиными нормами, закрепленными в указанном Законе. Однако в данном случае противоречия нет, так как, во-первых, реформа бухгалтерского учета, проходящая в России, направлена на адаптацию отечественных правил учета в соответствии с МСФО, а во-вторых, указанная норма не распространяется на налоговую сферу, где продолжают действовать единые правила.
2. Уточнен порядок учетной работы в организации (п. 7), согласно которому бухгалтерский учет осуществляется штатным бухгалтером, централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, а также руководителем организации. Данный порядок рекомендуется применять в организациях, относящихся по законодательству Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства.
Разумеется, указанные рекомендации следует применять с учетом характера деятельности организаций. Так, для бюджетных организаций сфера использования услуг централизованных бухгалтерий будет несколько шире, что вызвано сложившейся практикой.
3. В настоящее время Россия переживает процесс определенной децентрализации экономики. Ослабить эту негативную тенденцию, обеспечить условия сохранения единого экономического пространства призвана новая норма об обязательности документирования имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведения регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на русском языке. В случае составления первичных учетных документов на иных языках обязателен их построчный перевод на русский язык.
4. Переход отечественной системы бухгалтерского учета на принципы, заложенные в МСФО, связан с существенным расширением прав организаций в вопросах постановки бухгалтерского учета. В этом плане в Положении (п.19) предусматривается возможность самостоятельной разработки организациями форм регистров бухгалтерского учета при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета.
5. В Положении даются некоторые новые определения, имеющие важное значение для организации бухгалтерского учета. Так, дано определение бюджетной организации, под которой понимается некоммерческая организация, основная деятельность которой финансируется за счет средств бюджета. При этом следует иметь в виду, что неосновные виды деятельности могут осуществлять коммерческую деятельность. Введено определение финансовых и кредитных обязательств, под которыми понимаются отношения, оформляемые документами, касающимися финансовых вложений организации, договоров займа, кредитных договоров и договоров, заключенных по товарному и коммерческому кредиту.
Разумеется, читатель может возразить, что номинально финансовые и кредитные обязательства сторон значительно шире и не ограничиваются вводимым понятием. Например, между сторонами смогут существовать определенные обязательства финансового характера, связанные с устными договоренностями и т.п. На самом деле вводимое понятие имеет более узкий смысл и касается только документов, оформляющих финансовые и кредитные обязательства, где обязательна подпись главного бухгалтера (бухгалтера) или лица им на то уполномоченного.
Дано определение незавершенных капитальных вложений, которые в соответствии с отечественной методологией учета жестко взаимосвязаны с процессом осуществления затрат, направленных на приобретение (в том числе строительство) основных средств.
6. Исходя из требований концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, предусматривающей определенную дифференциацию учетной информации для нужд внутренних и внешних пользователей, а следовательно, и возможности обособления учетных данных, необходимых для формирования бухгалтерской отчетности (финансовый учет), допускается ведение бухгалтерского учета в поэлементном разрезе.
В связи с этим в Положении отсутствует тезис о соответствии данных бухгалтерского учета показателям синтетического и аналитического учета. При этом практическим работникам должно быть абсолютно понятно, что речь в данном случае идет не о допустимости их расхождения, а исключительно об отсутствии в некоторых случаях данных аналитического учета.
7. В Положение внесены новые нормы, связанные с учетом основных средств, вытекающие из содержания Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (приказ Минфина России от 3.09.97 г. No 65н). Конкретно они касаются способов начисления амортизации и права организаций проводить не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценку объектов основных средств.
В связи с этим необходимо отметить, что способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг), способ уменьшаемого остатка и способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования применяется для объектов основных средств, введенных организациями начиная с 1 января 1998 г. По основным средствам, введенным ранее, т.е. до 1 января 1998 г., могут использоваться только линейный способ, а также Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 г. No 1072.
Требуют некоторого уточнения и нормы Положения (пп. 48, 51, 56) в части неначисления амортизации на основные средства, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, нематериальные активы, полученные по договору дарения, безвозмездно в процессе приватизации, приобретенные с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств (в части стоимости, приходящейся на величину этих средств), которые также применяются начиная с 1 января 1998 г. По указанным видам активов, приобретенным до 1 января 1998 г., существует ранее действующий порядок, т.е. амортизация продолжает начисляться до полного переноса их стоимости на соответствующие статьи затрат (издержки производства и обращения).
8. Уточнен порядок списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности (п. 77), согласно которому в обязательном порядке требуются проведение инвентаризации и письменное обоснование. Только после выполнения указанных процедур издается приказ (распоряжение) руководителя организации об их списании, а также определяются источники погашения понесенных потерь.
Напомним, что инвентаризация обязательств организации (расчетов), включая и дебиторскую задолженность, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 г. No 49, согласно которым требуется подтверждение принятия на учет соответствующей задолженности первичными документами (счета, платежные поручения и т.п.).
Что касается письменного обоснования, то наиболее приемлемой формой могут являться материалы переписки с должниками, представления организации о принудительном взыскании задолженности с них и другие аналогичные материалы.
9. Положением закрепляется новый подход к формированию конечного финансового результата (п.83), который представляет собой нераспределенную прибыль (непокрытый убыток), складывающуюся из полученной в течение отчетного периода прибыли (убытка) за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.
Следует отметить, что под иными аналогичными обязательствами следует понимать также штрафные санкции за ненадлежащее исполнение организациями обязательств по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования.
10. Приведен в соответствие с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" круг инстанций, имеющих право принудительного изъятия первичных учетных документов (п. 100), согласно которому такие права предоставлены органам дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судам, налоговым инспекциям и налоговой полиции на основании их постановлений.
В заключение следует отметить, что Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации вводится в действие с 1 января 1999 г. Указанные сроки позволяют сотрудникам бухгалтерских служб своевременно внести необходимые коррективы в свою работу.
И. Ложников,
заместитель руководителя Департамента методологии
бухгалтерского учета и отчетности Минфина России
"Финансовая газета" N 37, сентябрь 1998 г.
------------------------------
* Текст Положения опубликован в "Финансовой газете" N 36.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/