Независимая оценка и формирование финансовой отчетности предприятий. (Е. Нейман, "Финансовая газета", N 1, январь 1999 г.)

Независимая оценка и формирование финансовой
отчетности предприятий


Развитие независимой (профессиональной) оценки в Российской Федерации до 1998 г. во многом определялось участием оценщиков в переоценке основных фондов. Начало работ по переоценке в 1995 г. послужило стимулом для включения негосударственной оценки в общую экономическую систему России. Следует отметить, что необходимость переоценки была вызвана в первую очередь тем, что результаты переоценки основных фондов (ОС), проводимой с использованием индексов изменения их стоимости, разрабатываемых Госкомстатом России, не совпадали с фактической стоимостью новых ОС по ряду групп. Хотя корректировка восстановительной стоимости с учетом рыночных цен будет продолжена, на первый план выходят новые задачи, связанные с реализацией основных положений по учету ОС. Речь идет о Положении по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), введенному в действие с 1 января 1998 г. Практически в рамках этого стандарта бухгалтерского учета с 1998 г. в Российской Федерации предлагается система учета амортизации ОС, соответствующая практике учета в странах с рыночной экономикой. Рассмотрим, какие задачи в связи с этим встают перед оценщиками.

Известно, что оказание услуг предприятиям в вопросах обоснования и оптимизации схем расчета амортизации представляет собой один из основных видов деятельности оценщиков во многих странах. Сюда входят анализ структуры и состава ОС, обоснование и расчет износа с учетом средних сроков службы по группам ОС, корректировка восстановительной стоимости, выбор метода расчета амортизации, проведение расчетов амортизации по заказу предприятия и др. Напоминаем, что введение положений по корректировке амортизации составляет часть полномасштабной налоговой реформы в Российской Федерации. При этом первоочередными задачами оценщиком являются:

разработка методологического обеспечения при реализации ПБУ 6/97;

проведение на предприятиях разъяснительной работы о выгодах, которые получают предприятия;

согласование методологии и регламента этих работ с федеральными ведомствами, в том числе с Минфином России, Минэкономики России и Госкомстатом России.

Анализ экономической ситуации показывает, какую большую роль в экономике играет регулирование тарифов и иных платежей при оплате услуг предприятий - естественных монополистов. В частности, нужны обоснованные тарифы на эти услуги, т.е. такие тарифы, которые сделали бы посильными платежи для всех потребителей и не приводили бы к тотальным неплатежам. Кроме того, эти тарифы должны способствовать нормальному функционированию предприятий-производителей.

Как свидетельствует зарубежный опыт, согласование тарифов, а также обоснование амортизационных отчислений при утверждении этих тарифов в государственных органах относятся к числу важнейших функций независимых оценщиков. Дело в том, что при расчете амортизации (если этот расчет осуществляется исходя из фактического состояния основных фондов предприятия производителя) решаются две главные задачи: уточняется восстановительная стоимость и определяется износ как функция сроков полезного использования оборудования. При решении этих задач необходимо применение специальных методов расчетов, в том числе методов оценки физического, функционального и экономического износа, и такую работу обычно выполняют независимые оценщики.

Эффективность стратегического развития оценочной деятельности в немалой степени зависит от взаимодействия оценщиков с другими специалистами, оказывающими услуги предприятиям по финансовому и налоговому планированию. К сожалению, до недавнего времени в ряде нормативных документов, включая и федеральные законы, наблюдалась терминологическая путаница, в результате чего услуги, которые должны, по сути, оказывать оценщики, относят к компетенции аудиторов. Необходимо четко и в первую очередь на уровне законодательства ввести разграничение оценки и аудита, так как эти виды деятельности различны и по своей структуре, и по используемой методологии, и по системе нормирования. Однако оценка и аудит дополняют друг друга как составные части общего анализа хозяйственной деятельности предприятий. Выполнение полноценной оценки бизнеса, финансовых активов невозможно как без проведения оценки имущества и нематериальных активов, так и без проведения аудита.

В связи с реформированием бухгалтерского учета в России на повестку дня встают такие задачи, как отражение результатов оценки в системе бухгалтерской отчетности, учет рыночной или иной стоимости, анализ износа с учетом сроков полезного использования. Так, одним из четырех приоритетных направлений этой реформы является приведение концепции бухгалтерского учета в соответствие с новыми экономическими условиями, формирование правил и норм постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами. Это предполагает создание методик учета новых объектов деятельности; формирование и нормативное закрепление основных концепций учета в рыночной экономике, а также основ публичной отчетности; определение допустимых отступлений от системы Международных стандартов финансовой отчетности (МФСО); формирование новой нормативно-правовой базы.

Перечисленные задачи корреспондируются и с задачами, стоящими перед профессиональными оценщиками. Так, в систему стандартов оценочной деятельности включен и стандарт по взаимодействию с системами стандартов по бухгалтерскому учету. Следовательно, работа над указанным стандартом оценочной деятельности должна проводиться совместно с разработчиками системы правил бухгалтерского учета и аудита. Поэтому в настоящее время чрезвычайно важно организовать тесное взаимодействие между Методологическим советом при Минфине России и Техническим комитетом по оценке имущества Госстандарта России, в рамках которых разрабатываются соответствующие стандарты.

Для лучшего взаимопонимания аудиторов и оценщиков имеет смысл проводить совместные конференции, круглые столы с привлечением широкой научной общественности и руководителей финансовых, налоговых ведомств.

Осуществляемая в России реформа системы учета ОС предполагает сближение методологии этого учета, принятой в нашей стране, и методологии, принятой в международной практике. Например, в соответствии с введенным в действие с 1 января 1998 г. Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/97 при расчете амортизации наряду с линейным методом начисления на основе Единых норм амортизационных отчислений в практику учета вводятся методы, основанные на использовании принципиально нового понятия - срока полезного использования.

В соответствии с п.2.1 ПБУ 6/97 под сроком полезного использования понимается период, в течение которого использование объекта ОС призвано приносить доход организации или служить для выполнения других целей организации. Для отдельных групп ОС срок полезного использования конкретизируется исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

В соответствии с п.4.4 ПБУ 6/97 срок полезного использования объекта ОС определяется при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Если срок полезного использования объекта ОС отсутствует в технических условиях или не установлен в нормативном порядке, то он определяется исходя из:

ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью и мощностью;

ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (например, количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, планово-предупредительного и других видов ремонта;

нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срока аренды).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.97 г. N 1672 "О мерах по совершенствованию порядка и методов определения амортизационных отчислений" Минэкономики России, Минфину России, Госстрою России и другим федеральным ведомствам поручено разработать предложения по изменению действующих групп амортизируемого имущества и норм амортизации. Это означает, в частности, что наряду с использованием норм амортизационных отчислений на полное восстановление ОС, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 г. N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР", предприятия могут осуществлять самостоятельную корректировку величины амортизационных отчислений, что, безусловно, сыграет положительную роль при формировании основных экономических показателей предприятия.

Зарубежные методы расчета сроков полезного использования базируются в первую очередь на определении фактического состояния объектов оценки. При этом используются понятия эффективного возраста и вероятного срока службы. Эффективный возраст определяется на основании данных о капитальном и текущем ремонтах объектов оценки; вероятный срок службы - на основании данных о выбытии ОС, отказах, статистики наблюдений за период эксплуатации объекта.

С целью соблюдения одного из ведущих принципов учетной политики в странах с рыночной экономикой - соответствия доходов и расходов в рамках конкретного периода - учет ОС должен включать решение следующих задач:

определение первоначальной стоимости ОС или стоимости, которая будет распределяться по учетным периодам в течение срока полезного использования;

выбор метода начисления износа;

отражение расходов, связанных с содержанием ОС ремонт, поддержание в рабочем состоянии, модернизация и т.д.;

отражение выбытия ОС.

Необходимо обратить особое внимание на то, что такая постановка задачи по учету ОС коренным образом отличается от действующих в настоящее время порядка и методики учета, которая применялась в отечественной практике.


Е. Нейман,

первый вице-президент

Российского общества оценщиков,

генеральный директор ЗАО "РОСЭКО", к.т.н.


"Финансовая газета" N 1, январь 1999 г.



Газета "Финансовая газета"


Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"

Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.

Регистрационное свидетельство N 48

Издается с июля 1991 г.

Индексы 50146, 32232

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.