Налоговое обозрение
Бразилия
Налоговое ведомство страны приняло решение, в соответствии с которым затраты на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ не подлежат вычету из налогооблагаемой базы при расчетах трансфертной цены затратным методом (за рубежом применяется термин "методом добавленной стоимости").
Впервые подробные правила трансфертного ценообразования, направленные на предотвращение махинаций, связанных с распределением доходов между взаимосвязанными лицами, были введены в стране в 1997 г. Тогда были даны определения затрат, допустимых к списанию на себестоимость, и минимального налогооблагаемого дохода по сделкам бразильских юридических лиц с взаимосвязанными лицами за рубежом. Для определения затрат, списываемых на себестоимость, в отношении импортируемых товаров, услуг или прав от взаимосвязанного лица были предусмотрены три метода: метод рыночной цены, метод цены последующей реализации и затратный метод.
При применении метода затрат был установлен следующий состав разрешенных к вычету расходов:
затраты на приобретение сырья, полуфабрикатов и упаковочных материалов, используемых при производстве товаров, услуг или прав;
затраты на приобретение других товаров, услуг или прав, использованных или потребленных при производстве соответствующих товаров, услуг или прав;
расходы на оплату труда при производстве товаров, услуг или прав, включая оплату труда работников, занятых в управлении производством, непосредственно в производстве, обеспечении безопасности производственных мощностей, а также соответствующие социальные страховые взносы;
расходы по арендной плате, затраты на ремонтно-восстановительные работы, техническое обслуживание,
амортизационные отчисления на товары, услуги или права, использованные при производстве соответствующих товаров, услуг или прав;
прочие расходы, связанные с осуществлением производственного процесса, в соответствии с налоговым законодательством зарубежной страны.
При определении налогооблагаемой базы суммируются производственные затраты по указанным статьям, к этой сумме прибавляются 20%-ная надбавка и сумма налогов, уплачиваемых при экспорте товаров, услуг или прав из страны-производителя. Любое превышение затрат налогоплательщика над итоговой суммой относится к его налогооблагаемой базе.
Великобритания
Таможенное и акцизное управление Великобритании сообщило, что правительство внесло на рассмотрение в Парламент проекты новых нормативных актов, направленных на пресечение уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость в строительной промышленности. В большинстве случаев НДС будет начисляться на момент оплаты строительных работ или выписки счета-фактуры. При определенных условиях НДС должен быть начислен не позднее дня окончания строительных работ, что предотвратит попытки уклониться от уплаты НДС путем преднамеренной отсрочки уплаты налога. Под определенными условиями, как правило, понимается ситуация, когда построенные или отреставрированные здания занимают лица, которые не обладают правами на возмещение НДС, или в случаях если строительный подрядчик и занимающее здание лицо являются взаимозависимыми или если подрядчик финансировался этим лицом.
Согласно прежним нормам налогоплательщик должен был отчитаться по НДС не позднее 18 месяцев после завершения работ.
* * *
Служба гербовых сборов налогового ведомства Великобритании объявила об изменении с 16 марта 1999 г. суммы гербового сбора при передаче собственности. Сумма гербового сбора зависит от стоимости приобретаемой собственности. Если стоимость составляет менее 60 000 фунтов стерлингов и сделка не является частью более крупной сделки или серии сделок, плательщик обязан предъявить сертификат стоимости на 60 000 фунтов стерлингов, при этом гербовый сбор не взимается. При стоимости приобретаемой собственности от 60 001 до 250 000 фунтов стерлингов необходимо иметь сертификат стоимости на 250 000 фунтов стерлингов, гербовый сбор составляет 1 фунт стерлингов на каждые 100 фунтов стерлингов (1%) и тем самым остается на прежнем уровне; от 250 001 - 500 000 фунтов стерлингов требуется сертификат стоимости на 500 000 фунтов стерлингов и гербовый сбор повышается до 2,5 фунтов стерлингов на каждые 100 фунтов стерлингов (2,5%). При стоимости имущества более 500 000 фунтов стерлингов гербовый сбор повышается до 3,5 фунтов стерлингов на каждые 100 фунтов стерлингов (3,5%).
При отсутствии надлежащего сертификата стоимости гербовый сбор взимается по максимальной ставке. Таким образом, при передаче собственности стоимостью более 500 000 фунтов стерлингов сертификат стоимости не требуется.
При аренде имущества сумма гербового сбора за первый взнос арендной платы определяется в том же порядке, как и при продаже имущества.
С 1 октября 1999 г. будут повышены штрафы за несвоевременную уплату гербового сбора.
14 мая 1999 г. налоговое ведомство Великобритании объявило о новом порядке взимания гербового сбора при передаче собственности в аренду, если договором предусмотрено, что уровень арендной платы увязывается с изменениями индекса розничных цен. Теперь гербовый сбор взимается раздельно с первоначального взноса за аренду и с последующей арендной платы.
* * *
1 апреля 1999 г. Служба взносов во внебюджетные фонды Великобритании, до этого бывшая самостоятельным ведомством, подотчетным напрямую Казначейству, объединена со Службой внутренних доходов страны. Руководитель Службы внутренних доходов, также как и руководитель Таможенного и акцизного управления, подотчетны Казначейству.
Вьетнам
С 1 января 1999 г. вступили в силу законы о налоге на добавленную стоимость и на доход предприятий. Действие закона об НДС распространяется на все юридические и физические лица, занимающиеся хозяйственной и предпринимательской деятельностью. Предусматриваются 4 ставки НДС: нулевая, 5, 10 и 20%. По наивысшей ставке облагается, в частности, реализация драгоценных металлов и камней, а также некоторые услуги, в том числе туристические.
Закон о налоге на доход предприятий устанавливает следующие ставки налогообложения:
32% - для предприятий, на которые не распространяется действие закона об иностранных инвестициях;
50% - для предприятий нефте- и газодобывающих отраслей;
32 - 50% - для предприятий, занимающихся разработкой ценных природных ресурсов;
15 - 25% - для предприятий с льготными условиями инвестиций.
С начала 1999 г. вступил в силу закон о поощрении внутренних инвестиций, а также пересмотренные законы о налоге на экспорт и импорт, закон об акцизах.
Германия
По заявлению Министра финансов страны от 17 мая 1999 г. изменений в системе налогообложения предприятий не следует ожидать до 2001 г. Это свидетельствует о том, что правительство страны откладывает сроки реализации первоначальных планов по снижению ставки налога с корпораций с 40 до 35% к началу 2000 г.
Египет
Парламент страны 17 мая 1999 г. утвердил бюджет на 1999 - 2000 гг., который предусматривает увеличение налоговых сборов и принятие мер по пресечению уклонения от уплаты налогов. Из общей суммы бюджетных поступлений в размере 99,4 млрд египетских фунтов в виде налогов планируется получить 89,3 млрд фунтов. Благодаря дополнительным мерам, исключающим возможность учреждать предприятия с новыми наименованиями, предполагается получить дополнительные бюджетные поступления на сумму 4,98 млрд фунтов. Дело в том, что в течение 10-летнего срока налоговых "каникул" предприятия снова регистрировались под новыми наименованиями с целью ухода от уплаты налогов.
Предусмотрено также усилить контроль за профессиональными налоговыми консультантами, которые готовят для своих клиентов несколько налоговых деклараций. Кроме того, планируется ужесточить меры по взысканию недоимки, сумма которой составляет не менее 20 млрд фунтов.
Израиль
Финансовый комитет Кнессета Израиля принял поправку по акцизам на бензин. Задним числом становятся законными акцизы, незаконно собранные с налогоплательщиков за последние 5 лет. Как оказалось, в налоговых нормах 1993 г. была неточно указана точка кипения бензина, поэтому предприятия - поставщики бензина ошибочно переплатили государству акцизов на миллиарды шекелей. Компании - поставщики топлива, более других пострадавшие от ошибки, обратились в израильский Верховный суд правосудия за возмещением переплаченных с 1994 г. налогов на сумму 10 млрд израильских шекелей.
Мексика
Верховный суд правосудия Мексики вынес постановление о том, что принцип расчета налогооблагаемой базы, используемый при оценке участия наемных работников в прибылях работодателя, противоречит конституции страны. Согласно действующему законодательству наемный работник имеет право получать до 10% прибылей работодателя. В соответствии с конституцией прибылью организации считается налогооблагаемый доход, определение которого дано в законе о налоге на доход страны. Согласно этому закону налогооблагаемый доход налогоплательщика - юридического лица определяется его годовым доходом, из которого вычитается сумма затрат и чистых убытков, перенесенных с предшествующего отчетного периода. При определении налогооблагаемой базы при оценке участия работников в прибылях чистые убытки предшествующего отчетного периода до сих пор не учитывались. Суд признал это неконституционным и постановил считать правомерным учет убытков при расчете налогооблагаемой базы участия работников в прибылях.
Румыния
Правительство Румынии постановлением от 1.04.99 г. N 248 утвердило таможенное соглашение с Турцией, подписанное в Бухаресте 24 ноября 1997 г. Соглашение предусматривает обмен информацией между таможенными органами государств и вступит в силу спустя 30 дней с момента обмена ратификационными грамотами.
Словакия
Парламент республики принял пакет законов, направленных на привлечение иностранных инвестиций. Он предусматривает предоставление налоговых льгот иностранным инвесторам, владеющим по меньшей мере 75% акций компании, которая в свою очередь по организационно-правовой структуре должна быть учреждена не ранее 1 апреля 1999 г. в форме открытого акционерного общества, зарегистрированного в Словакии. Компания должна удовлетворять ряду условий, в том числе:
она должна заниматься производственной деятельностью;
не менее 60% ее доходов должны поступать от экспорта произведенной продукции, исключая перепродажу товаров;
оплаченная часть акционерного капитала компании должна составлять не менее 5 млн евро, а для компаний в отраслях промышленности с высоким уровнем безработицы - 2,5 млн евро.
При определенных условиях компаниям разрешается до 30% поступлений от экспорта покрывать за счет продаж импортозамещающей продукции внутри страны.
Налоговые льготы предоставляются на 5 лет начиная с первого года отражения прибыли в балансе компании.
Если оплаченная часть акционерного капитала компании за счет инвестиций иностранных инвесторов в виде денежных средств или имущества увеличилась еще на 5 млн евро (2,5 млн евро для отраслей с высоким уровнем безработицы), то компания может быть частично освобождена от уплаты налогов еще на 5 лет.
Соединенные Штаты Америки
В Сенате страны 11 мая 1999 г. прозвучало заявление о необходимости усиления Службы внутренних доходов США с целью противодействия массовому уклонению от налогообложения путем применения трансфертных цен. Согласно подготовленному отчету Главного контрольно-финансового управления США большинство действующих в стране транснациональных корпораций не уплачивают налог на доходы в США. Это относится как к транснациональным корпорациям с преобладанием иностранного капитала, или находящимся под иностранным контролем (согласно американскому законодательству корпорация считается находящейся под иностранным контролем, если иностранные физические или юридические лица владеют по меньшей мере 50% ее голосующих акций), так и транснациональным корпорациям с преобладанием американского капитала (находящимся под национальным контролем).
Проверка по материалам 1989 - 1995 гг. показала, что не платили налог на доходы в США 67 - 73% транснациональных корпораций, находящихся под иностранным контролем, и 59 - 62% транснациональных корпораций, находящихся под национальным контролем. В 1995 г. среди крупных транснациональных компаний, находящихся под иностранным контролем, которые не платили налог с доходов в США, основную долю составляли компании, осуществляющие свою деятельность в производственных отраслях и оптовой торговле. Большинство крупных неплательщиков налога с доходов среди транснациональных компаний, находящихся под национальным контролем, составили компании, предоставляющие финансовые услуги. По данным федеральной налоговой службы, в 1995 г. в налоговые органы поступили налоговые декларации примерно от 60 тыс. транснациональных компаний, находящихся под иностранным контролем, и приблизительно от 2,3 млн транснациональных компаний, находящихся под национальным контролем. Транснациональные компании могут не платить налог с доходов по ряду причин: из-за убытков, полученных от основной деятельности в текущем отчетном году; зачета убытков прошлых лет; в случае, когда налоговые вычеты превышают налоговые платежи. Однако полагают, что нулевые доходы обычно показывают транснациональные компании, занимающиеся махинациями с трансфертными ценами. По некоторым оценкам, по этой причине потери государственного бюджета могут достигать 35 млрд долл. ежегодно.
Е.М. Воловик,
государственный советник
налоговой службы III ранга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/