Налоговое обозрение
Австралия
В Австралии после продолжительных дискуссий достигнуто соглашение о сохранении действующей ставки налога на товары и услуги (НТУ - аналог НДС) в размере 10% при одновременном освобождении от него основных продуктов питания. Согласно прогнозам освобождение от НТУ основных продуктов питания обойдется государственной казне в сумму 3,2 млрд австралийских долларов.
Несмотря на эти потери бюджета, принято решение снизить ставку подоходного налога для лиц, доходы которых находятся в пределах от 20 до 50 тыс. австралийских долларов в год и которые проживают в центральных районах страны. При этом ставка для максимальных доходов (от 50 тыс. австралийских долларов) сохраняется на уровне 30%.
С целью компенсации потерь бюджета от освобождения основных продуктов питания от НТУ пересматриваются некоторые ранее намеченные меры по отмене региональных налогов. Одновременно может быть "реструктурирована" скидка для акциза на дизельное топливо в сельских районах, взимаемого в интересах защиты окружающей среды.
Австрия
Правительство Австрии 18 мая 1999 г. направило в парламент страны проект нового налогового законодательства. Долю затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), списываемую на себестоимость, предлагается повысить до 25%. Если компания увеличивает затраты на НИОКР по сравнению с предшествующими 3 годами, то на себестоимость предлагается списывать 35% суммы превышения затрат. Если компания впервые вкладывает средства в проведение НИОКР, то предлагается списывать на себестоимость 35% затрат на НИОКР.
Планируется допустить отнесение на себестоимость 9% затрат на подготовку кадров.
С целью поощрения создания новых предприятий предлагается освобождать их учредителей от некоторых видов гербового сбора и налогов на передачу имущества, а также в течение первого года работы предприятия - от некоторых налогов на оплату труда.
В целях стимулирования сохранения устойчивости хозяйственной деятельности при смене поколений предлагается освободить от уплаты налогов на наследование и дарение лиц, которым передаются предприятия в порядке наследования или дарения стоимостью до 5 млн австрийских шиллингов.
С доходов с капитала, полученных в результате реализации ценных бумаг, финансовых инструментов не позднее чем через 2 года после их приобретения, предлагается удерживать у источника подоходный налог по ставке 25%.
Реализация товаров таможенным складам будет освобождаться от налога на добавленную стоимость. Этот налог предлагается взимать только после того, как товар покинет склад.
Ставки подоходного налога с физических лиц (за исключением максимальной) планируется снизить на 1%, одновременно слегка повысив налоговую скидку. В результате выполнения этих мер снижение налоговых платежей для налогоплательщика может составить от 4 до 7 тыс. австрийских шиллингов в год в зависимости от суммы облагаемого дохода.
Бельгия
В Европейском Союзе продолжается дискуссия по вопросу введения в странах - членах Союза обязательного налога на доходы, полученные от сбережений нерезидентов, по ставке не менее 20% либо обязательного информирования о таких доходах налогового ведомства в стране местопребывания налогоплательщика. Меры направлены на предотвращение недобросовестной конкуренции в сфере налогообложения, следствием которой является уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов со сбережений в собственной стране путем перенесения операций с ценными бумагами в страны с льготным налогообложением (в частности, от ухода сбережений налогоплательщиков в Люксембург терпел убытки бюджет Германии).
Выделяется особая позиция Великобритании, где высказываются опасения, что принятие нового законодательства будет способствовать вытеснению лондонского рынка евробондов в оффшорные зоны. Это может привести к ликвидации нескольких тысяч рабочих мест в лондонском финансовом секторе.
* * *
Европейская комиссия дала отрицательное заключение относительно местного налога на антенны спутникового телевидения (тарелки), действующего в ряде коммун (коммуна - низшая административно-территориальная единица в Бельгии) страны. Вопрос был рассмотрен в связи с обращениями множества телезрителей, пользующихся услугами спутникового телевидения.
Налог на владение тарелкой спутникового телевидения был введен в последние годы, начислялся на каждую тарелку и уплачивался раз в год. Ставка налога - от 5 до 10 тыс. бельгийских франков, что сопоставимо со стоимостью тарелки.
Комиссия не посчитала убедительными доводы местных властей о том, что налог способствует отказу от использования тарелок, якобы портящих внешний вид зданий. Однако налогообложению подвергаются все антенны независимо от их диаметра и места монтажа, т.е. даже те, которые установлены вне поля зрения постороннего наблюдателя. К тому же такой налог может считаться дискриминационным по отношению к определенным категориям телезрителей, которые не могут обойтись без приема передач, транслирующихся со спутников, когда использование тарелок оказывается неизбежным. Например, могут страдать проживающие в Бельгии иностранцы, которые хотели бы смотреть передачи из своей страны. Кроме того, зарубежные телеканалы могут не иметь доступа в кабельную систему страны.
Компании спутникового телевидения оказываются в неравноправном положении по отношению к компаниям кабельного телевидения, абоненты которых не платят налог, аналогичный налогу с тарелок.
По заключению комиссии, налогообложение тарелок создает препятствия приему передач, ведущихся другими странами - членами Европейского Союза, что является нарушением ст. 59 норм Договора ЕС, предусматривающей свободное оказание услуг на территории стран Единого Рынка.
Бразилия
С февраля 1999 г. в стране с 2 до 3% повышена ставка налога с оборота (COFINS). Бразильским компаниям разрешено зачесть это повышение при выплате взносов на социальное страхование. С мая 1999 г. ставка взносов на социальное страхование временно - до конца 1999 г. повышена с 8 до 12%.
Ставка налога, удерживаемого с платежей за услуги иностранным юридическим лицам, будет повышена с 15 до 25%. Ставка повышается на основные виды перечислений денежных платежей в налоговые юрисдикции стран, на территории которых действует ставка ниже 20%.
Налог COFINS с февраля 1999 г. взимается и с финансовых организаций. Однако это повышение налоговой нагрузки на финансовые организации скомпенсировано снижением для них ставки налога, уплачиваемого по программе социальной интеграции, с 0,75 до 0,65%. Кроме того, для финансовых организаций до базового значения 8% снижена ставка взносов на социальное страхование, ранее составлявшая 18%. Однако до конца 1999 г. она будет составлять 12%.
Великобритания
В Великобритании учет затрат на приобретение одного из видов нематериальных активов, а именно игроков футбольных клубов, приведен в соответствие с национальным Стандартом финансовой отчетности N 10. Фактически покупка нового игрока клубом означает приобретение прав на его услуги, которые являются нематериальным активом соответствующего футбольного клуба.
В соответствии с национальным Стандартом финансовой отчетности N 10 затраты на приобретение игрока распределяются в течение всего срока действия заключенного с ним контракта и списываются по правилам, существующим для амортизационных отчислений. Раньше затраты относились на счет прибылей и убытков в год, когда они были произведены.
Стандарт выпущен в декабре 1997 г. и распространяется на любой отчетный период, который заканчивается после 22 декабря 1998 г. Футбольные клубы обычно готовят финансовые отчеты по итогам очередного сезона игр, так что отчетные периоды заканчиваются в мае - июле. Служба внутренних доходов дала разъяснения по порядку представления отчетности в переходный период по игрокам, приобретенным в период действия старых норм.
Греция
По сообщению Министерства финансов Греции, в стране планируется с 2000 г. снизить прямые налоги на корпорации и домашние хозяйства. Условием этого является удержание инфляции на уровне не более 2%.
Ирландия
В правительство страны внесено предложение снизить до 20% ставку налога на опционное стимулирование работников (поощрение работников путем наделения их правом опциона на акции корпорации, по которому они могут приобрести их в определенное время в будущем по фиксированной цене, устанавливаемой в момент опциона). Ожидается, что это благоприятно скажется на снижении текучести кадров и удержании заработной платы от инфляционного роста.
Китай
В Китайской Народной Республике объявлено о начале широкомасштабной кампании по борьбе с поддельными счетами-фактурами. Прежде всего будут пресекаться правонарушения, связанные с махинациями с поддельными счетами-фактурами по уплате НДС. За последние пять лет в Китае за махинации с поддельными счетами-фактурами по уплате НДС были приговорены к смертной казни 62 человека.
* * *
Китайская Народная Республика во второй половине 1999 г. введет налог на топливо, который заменит собой дорожный сбор. Ставки налога составят 1 китайский юань на литр дизельного топлива и 1,2 юаня на литр бензина. Поступления от указанного налога на топливо и планируемого к введению налога на покупку автомобилей пойдут на строительство и ремонт автомобильных дорог.
* * *
Государственное управление налогообложения Китайской Народной Республики опубликовало разъяснения относительно предоставленных налоговых льгот для предприятий с иностранными инвестициями в случае, если зарубежный инвестор не осуществил инвестиции согласно действующему законодательству или условиям договора.
В соответствии с законодательством предприятием с иностранными инвестициями в Китае считается предприятие с долей участия иностранных инвесторов не менее 25%. Прибыль таких предприятий, действующих внутри Китая на территории юрисдикций с особым режимом налогообложения, может облагаться по льготным ставкам 15 или 24%, в то время как основная ставка налога на прибыль в Китае составляет 33%. Предприятия производственных отраслей с иностранными инвестициями освобождаются от уплаты налогов на прибыль в течение 2 лет, отсчитывая от первого года, когда была показана прибыль. На протяжении последующих 3 лет они могут пользоваться льготным 50%-ным снижением налога на прибыль.
В соответствии с новым порядком при условии, что доля иностранного капитала в общем капитале предприятия до начала третьего года, отсчитываемого от первого года, когда была получена прибыль, не достигла 25%, предприятие наказывается лишением прав на освобождение от уплаты налога в течение 2 лет, но при возможном сохранении 50%-ного снижения налогов на протяжении последующих 3 лет. Если будет обнаружено, что зарубежный инвестор не выполнил требований по соответствующему участию иностранного капитала, предприятие должно будет выплатить налог на прибыль за предшествующие годы.
Принимаемые меры направлены против тысяч предприятий, которые под видом "иностранных" платят налоги по пониженной ставке.
Нигерия
Правительство Нигерии ввело значительные налоговые льготы для компаний, инвестирующих средства в нефтяную промышленность страны. Согласно опубликованному в апреле 1999 г. декрету предусмотрено серьезное сокращение налогов на прибыль для компаний нефтяной промышленности, имеющих совместные с государственной нефтяной компанией предприятия по добыче нефти как на территории страны, так и на морском шельфе.
Одновременно в целях стимулирования добычи нефти на больших глубинах установлены льготные ставки налога на роялти (отчисления за право пользования природными ресурсами), которые колеблются в пределах от 12% при добыче нефти на глубинах от 200 до 500 м до нулевой ставки при добыче на глубинах более 1000 м.
Польша
Правительство Польши предложило снизить ставку налога на прибыль корпораций с действующих 34 до 28% в 2000 г. После этого планируется сокращать ставку налога на 2% в год таким образом, чтобы к 2003 г. она достигла 22%.
* * *
Из правительственных источников поступают противоречивые сведения о перспективах введения налога на доходы с капитала в рамках реформы налоговой системы страны. В соответствии с действующим законодательством доходы от реализации ценных бумаг и проценты по банковским депозитам будут оставаться необлагаемыми до конца 2000 г. Рекомендации МВФ сводятся к тому, чтобы налог на доходы с капитала не вводить. Однако недавно в средствах массовой информации появлялись сообщения о намерениях правительства ввести этот налог, по сведениям из одних источников - начиная с 2001 г., из других - с 2003 г. Это аргументировалось необходимостью приведения национального налогового законодательства в соответствие с требованиями Европейского Союза, к которому Польша хотела бы присоединиться в 2003 г. Позднее эти сообщения были дезавуированы.
Филиппины
Правительство страны отказалось от планов налогообложения теневой экономики. Отказ аргументируется тем, что результатом введения новых налогов может быть только ухудшение экономической деятельности на Филиппинах. Напротив, правительство не исключает возможности сокращения налогов с целью поощрения инвестиций в частном секторе.
Франция
По сообщениям Министерства экономики, финансов и промышленности Франции, объявленные ранее новые нормы налогообложения некоммерческих (бесприбыльных) организаций в 1999 г. в действие не вступят (первоначально планировалось, что новые нормы будут введены с 1 апреля 1999 г.).
В соответствии с новыми требованиями некоммерческой организацией или ассоциацией во Франции может быть организация, удовлетворяющая ряду требований. Во-первых, как и до введения новых норм, она не должна являться источником дохода для лиц, ее создавших, контролирующих или финансирующих, т.е. организация должна управляться "незаинтересованными" лицами.
Во-вторых, организация должна иметь конкурентов в коммерческом секторе, занимающихся тем же видом деятельности. Если таких конкурентов нет, то при соблюдении первого условия ее можно отнести к некоммерческой. Если же можно указать коммерческого конкурента, то проверяется соответствие организации третьему требованию. А именно, оценивается содержание ее хозяйственной деятельности с точки зрения предлагаемых на рынок продуктов и их потребителей, ценовых характеристик продуктов, характера рекламной деятельности. Если содержание деятельности по перечисленным параметрам аналогично деятельности соответствующей коммерческой организации, то организация не признается некоммерческой и освобождению от налогов не подлежит.
Заинтересованным организациям предлагается связаться с местными налоговыми органами и подтвердить свое соответствие новым нормам.
Налоговые льготы для некоммерческих организаций предусматривают освобождение их от уплаты ряда налогов, в том числе от местных налогов на хозяйственную деятельность, налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. Некоммерческими организациями во Франции могут быть учреждения, существующие на пожертвования, религиозные общины, спортивные клубы и клубы отдыха, музыкальные и театральные общества.
* * *
Во Франции отклонен законопроект, предусматривавший введение налоговых льгот для работников, которые приобрели акции своей компании. Законопроектом предлагалось, в частности, не взимать подоходный налог и социальные платежи с чистого дохода граждан, полученного от продажи акций, при условии, что стоимость приобретенных работником акций своей компании не превышает 100 тыс. французских франков, и акции не были проданы до истечения 3-летнего срока с момента их приобретения.
* * *
Национальный экономико-статистический институт опубликовал обобщенные статистические данные за 1998 г. Налоговая нагрузка, определяемая процентным отношением суммы налогов и сборов, поступивших в консолидированный бюджет, к валовому внутреннему продукту, составила 44,9%. Эта величина считается одной из самых высоких за все время статистических наблюдений. В 1997 г. была зафиксирована та же цифра, в 1996 г. - 44,8%, в 1995 г. - 43,7%.
Е.М. Воловик,
государственный советник
налоговой службы III ранга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/