Налоговое обозрение
Литва
Правительство Литвы в декабре 1999 г. на 500 т увеличило квоту компании Coca-Cola Bottler Lietuv на беспошлинный ввоз сахара. В декабре 1998 г. правительство разрешило этой компании импортировать в 1999 г. до 800 т сахара без уплаты импортной пошлины. Необходимость импорта сахара объяснялась тем, что местные производители этого продукта оказались не в состоянии обеспечить его надлежащее качество, которое требуется согласно техническим условиям производства напитков. Таким образом, в 1999 г. компания Coca-Cola Bottler Lietuv сможет беспошлинно ввезти до 1300 т сахара.
Стопроцентным владельцем компании Coca-Cola Bottler Lietuv является фирма Coca-Cola Export Corp. - подразделение компании Coca-Cola Co.
Непал
С большими сложностями проходит введение налога на добавленную стоимость в Непале. Впервые НДС в этой стране был введен в 1997 г., он заменил налог с продаж, акцизы и ряд других налогов. В апреле 1999 г. правительство объявило о завершении введения НДС и обязало предприятия до 25 августа 1999 г. зарегистрироваться в качестве плательщиков НДС в соответствующем органе. Регистрации подлежали предприятия, объем годового оборота которых превышал определенное пороговое значение. Однако даже к концу 1999 г. налоговые органы не смогли выявить всех не зарегистрировавшихся в установленные сроки потенциальных плательщиков НДС.
Закон об НДС обязывает всех зарегистрированных плательщиков выписывать покупателям счета по уплате НДС. Однако на практике в большинстве случаев реализация товаров осуществляется без оформления счетов по уплате НДС. Естественно, продажа и покупка товаров без выписки счета обходится розничным торговцам и их клиентам дешевле. В результате предприятия, не зарегистрировавшиеся в качестве плательщиков НДС, успешно развивали свою хозяйственную деятельность, в то время как бизнес законопослушных постепенно свертывался. Оптовики с неохотой выписывали счета по уплате НДС, делая это только под нажимом законопослушных розничных торговцев, которые реализуют свои товары по повышенным вследствие начисления НДС ценам.
Практика реализации товаров без оформления счетов распространилась на местном рынке весьма широко. Без уплаты НДС реализуют свои товары как зарегистрированные, так и не зарегистрированные в качестве плательщиков НДС участники рынка. Это можно объяснить тем, что законодательство не было подкреплено соответствующими действенными административными мерами.
Власти пытаются справиться с ситуацией путем проведения рейдов и внезапных проверок, которым подвергаются предприятия, подозреваемые в нарушении налогового законодательства. При этом используется информация и от третьих лиц. Одновременно ведется профилактическая работа. Однако по состоянию на ноябрь 1999 г. ни один налогоплательщик, уклонившийся от уплаты налогов, к судебной ответственности привлечен не был.
Перу
Правительство страны не отменило в 1999 г. специальный 5%-ный налог на фонд заработной платы работников корпораций, как это предполагалось сделать ранее. Объем поступлений в бюджет от этого налога составляет около 400 млн долл. США в год. Самое большое, на что может пойти правительство в условиях падения уровня государственных доходов, это снизить ставку налога на 1%. По прогнозам правительства, в 1999 г. дефицит бюджета может превысить 2% ВВП. В 2000 г. он останется примерно на том же уровне, а сокращение может начаться только в 2001 г.
Сингапур
Первые две сингапурские компании получили налоговые льготы, предоставленные им в рамках программы правительства, направленной на поощрение создания торговых центров электронной коммерции в регионе. Оборот этих компаний, по оценкам, за 5 лет должен превысить 700 млн долл. США при затратах более 80 млн долл. Компании создадут новые рабочие места для более чем 70 человек.
Превращение Сингапура в международный центр электронной коммерции является одной из приоритетных задач экономической политики государства. Ожидается, что в течение ближайших 5 лет государство поддержит создание не менее 25 компаний, занятых операциями в системе электронной коммерции.
Словакия
В ноябре 1999 г. парламент Словакии принял новый закон, в соответствии с которым ставка налога на прибыль предприятий снижается с 40 до 29% (первоначальный план правительства предусматривал снижение ставки до 30%). Это приведет к сокращению поступлений в федеральный бюджет в объеме 600 млн словацких крон. Однако, по мнению министерства финансов, оно не будет играть решающей роли, поскольку размеры доходной части бюджета составляют около 200 млрд крон.
Парламент проголосовал также за повышение ставок акцизов на алкогольные изделия, топливо и сигареты, отказавшись от введения налога на автомобили.
Соединенные Штаты Америки
Организация, объединяющая губернаторов и мэров городов США, предложила план конкретных мероприятий, направленных на создание системы налогообложения "онлайновой" продажи товаров и услуг в системе Интернет ("онлайновой" продажей товаров называют, в частности, такую их реализацию, когда доставка товара осуществляется непосредственно в компьютер клиента посредством той же сети Интернет, которая была использована для выбора товара и его оплаты. Примером может служить доставка в компьютер покупателя, перечислившего определенную сумму средств продавцу, цифровой записи музыкального произведения). Мероприятия могут быть осуществлены после окончания 3-летнего моратория на налогообложение операций в системе электронной коммерции в США.
В плане предусматривается полный пересмотр сложившейся в США системы обложения налогом с продаж, который администрируется на региональном уровне, т.е. на уровне отдельных штатов. Предлагается образовать независимую систему взимания налогов, которую финансировали бы сами штаты из собственных бюджетов. Штаты, которые откажутся от внедрения новой системы к определенному сроку, не будут допущены к взиманию налогов с операций в сети Интернет. Новую систему можно было бы разработать за полтора года. В эти же сроки в отдельных штатах можно было бы внедрить единое законодательство по налогу с продаж.
По мнению разработчиков плана, он может стать универсальной моделью налогообложения сделок в системе электронной коммерции, пригодной для внедрения в любой стране мира. Они полагают, что освобождению от уплаты налогов американских предпринимателей, занятых в сфере электронной коммерции, рано или поздно придет конец. Поддержка этой категории предпринимателей в США, оказанная со стороны администрации президента Клинтона, вызывает широкое недовольство владельцев традиционных предприятий розничной торговли, которые из-за конкуренции со стороны "виртуальных безналоговых магазинов", где цены, естественно, ниже, теряют клиентов и доходы.
* * *
В рамках комплексной модернизации своей деятельности федеральная налоговая служба США перестраивает свою структуру, направляя ее на обслуживание четырех крупных групп налогоплательщиков:
физические лица;
крупные юридические лица;
предприятия малого бизнеса;
организации, освобожденные от налогообложения.
Завершение реорганизации планируется на октябрь 2000 г.
В ближайшие 5 лет американское налоговое ведомство планирует организовать "защищенный" обмен данными с налогоплательщиками посредством электронной почты. Это даст возможность перейти полностью к безбумажной технологии обмена информацией, где вместо обычной "физической" подписи будет применяться "виртуальная" цифровая. В результате этого период, в течение которого налогоплательщикам будут возвращаться переплаченные суммы налогов, сократится до 2 суток.
Как сообщил руководитель финансового ведомства США Лоренс Саммерс, президент страны Клинтон будет просить Конгресс США значительно увеличить бюджет федеральной налоговой службы на 2001 финансовый год. Средства пойдут на замену устаревшей вычислительной техники (в федеральной налоговой службе США до сих пор есть вычислительные центры, в которых данные о налогоплательщиках хранятся на старинных накопителях на магнитной ленте).
Одновременно будет предложено остановить процесс сокращения численности персонала налогового ведомства, который на фоне последних изменений законодательства о его полномочиях привел к снижению количества налоговых проверок, мероприятий по принудительному взысканию недоимки и некоторому сокращению суммы налоговых поступлений в федеральный бюджет США.
Тайвань
Министерство финансов Тайваня сообщило о переносе даты окончания декларационной кампании на 31 мая 2000 г. Согласно закону о подоходном налоге Тайваня налоговые декларации должны быть поданы до 31 марта года, следующего за отчетным. По письменному заявлению налогоплательщика срок подачи деклараций может быть продлен на срок от одного до двух месяцев.
Налоговые органы Тайваня обычно получают справки от работодателей о доходах работников и удержанных с них в отчетном году налогах в январе года, следующего за отчетным. До 10 февраля такие же справки работодатели должны выслать налогоплательщикам. В результате в идеальном варианте налогоплательщикам и налоговым органам должны прийти одинаковые данные о полученных доходах. Заполнение налогоплательщиком своей налоговой декларации на основании данных справок позволяет исключить налоговые махинации, по крайней мере, в отношении той части доходов, которая отражена в справках.
На самом деле описанная система часто дает сбои. С одной стороны, налогоплательщики не всегда получают все справки, высланные им работодателями. С другой стороны, не все налогоплательщики сохраняют полученные справки. Налогоплательщик, не сообщивший налоговому ведомству о доходах по причине того, что он не получил справку или потерял ее, подлежит наказанию штрафом.
С целью исключения возникновения указанных несоответствий государственный Совет исследований и анализа страны предложил предоставить налогоплательщикам возможность до составления декларации ознакомиться с данными налогового ведомства по материалам справок, которые были получены от работодателей. Министерство финансов страны приняло это предложение и планирует с 2000 г. организовать доступ налогоплательщиков к данным справок, поступивших в налоговое ведомство. Для получения такого доступа планируется использовать сеть Интернет.
Всего на сайт налогового ведомства в сети Интернет в 2000 г. придется поместить примерно 60 млн справок. Этим и объясняется перенос сроков подачи налоговых деклараций.
Турция
В ноябре 1999 г. парламент страны принял новый закон, согласно которому ставка налога на корпорации с доходов, полученных в 1998 г., повышается на 5%. Для корпораций, размер доходов которых в 1998 г. превысил 12 млрд турецких лир, ставка налога повышается еще на 5%. Как ожидают, это даст возможность дополнительно мобилизовать в бюджет более 700 трлн лир.
Вводится дополнительный налог на прибыль от операций с казначейскими обязательствами и государственными облигациями, выпущенными до 1 декабря 1999 г. Ставка налога колеблется в диапазоне от 4 до 19% в зависимости от конкретных параметров операций с финансовыми инструментами. Государство будет взыскивать 600 тыс. с каждого банковского чека. Будут введены специальные налоги на лотереи, сборы с полетов на внутренних авиалиниях, с лицензий на оружие, с бланков деклараций налогов и пенсий. Будет введен специальный налог на приобретение новых мобильных телефонов, взимаемый по ставке 5 млн лир.
Вводится налог на пользование мобильным телефоном, изменяется налог на недвижимость. Законодательство предусматривает возможность повышения ставки налога на потребление нефтепродуктов с 300 до 500%.
Перечисленные меры направлены на мобилизацию дополнительных средств для преодоления последствий тяжелейших землетрясений и получение нового 3-летнего займа у Международного валютного фонда.
Лица, находящиеся в районах, сильнее других пострадавших от стихийных бедствий, от уплаты дополнительных налогов освобождаются.
Финляндия
На заключительной в 1999 г. встрече руководителей и министров финансов европейских стран в Хельсинки не удалось принять согласованный пакет мер по реформе налоговой системы в части введения налога с накоплений, отмены налога на проценты и платежи по роялти (доходам от авторских прав и лицензий) между взаимосвязанными компаниями, относящимися к различным налоговым юрисдикциям, а также по кодексу поведения при налогообложении предприятий, предусматривающему меры по прекращению пагубной налоговой конкуренции. В связи с этим было принято решение перенести обсуждение пакета налоговых законов на более поздний срок.
Предполагается провести оценку предложения Финляндии и Европейской комиссии, в соответствии с которым данные о принадлежности держателя евробондов к категории резидентов будут включать только его фамилию и адрес. Это требование уже содержится в директиве Европейского Союза по борьбе с отмыванием незаконных доходов.
Кроме того, будет проработано предложение Великобритании об обмене информацией о налогоплательщиках, подозреваемых в налоговом мошенничестве, между службой внутренних доходов Великобритании и налоговыми ведомствами других стран - членов Европейского Союза. Планируется, что отчет о возможных вариантах разрешения разногласий по налоговым проблемам должен быть подготовлен в июне 2000 г.
Эквадор
Конгресс Эквадора принял ряд поправок к налоговому законодательству. Ставка налога на доходы предприятий повышена с 15 до 25%. Налог на обращение капитала (разновидность налога на финансовые операции), который первоначально предполагалось отменить с 1 января 2000 г., становится постоянным, а его ставка снижается с 1 до 0,8%. С 2000 г. сумма этого налога будет вычитаться из суммы подоходного налога физических лиц. Корпорации будут платить два налога: налог на обращение капитала и подоходный налог. Подоходный налог в 2000 г. взимается с суммы дохода, равной и более 80 млн эквадорских сукре.
Ставка НДС повышается с 10 до 12%. Льготы по НДС будут предоставлены на импорт бумаги, учебников и услуги международных перевозчиков. Одновременно будут отменены льготы по этому налогу в секторе профессиональных услуг и для пользователей платных автодорог.
Е.Воловик,
государственный советник
налоговой службы III ранга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/