Книготорговое объединение имеет сеть книжных магазинов по всей области. Введение в регионе единого налога на вмененный доход тяжело отразилось на нашем финансовом положении. Налоговые органы требуют расчета и уплаты налога по каждому магазину, численность сотрудников которого не превышает 30 человек (большинство наших магазинов). Мы же считаем, что из подп. "7" п. 1 ст. 3 Закона о едином налоге на вмененный доход следует, что плательщиками налога не являются те предприятия розничной торговли, в которых общая численность работников организации 30 и более человек (наше предприятие насчитывает 345 торговых работников), даже если в каждом отдельно взятом магазине сотрудников меньше 30. Аналогичная точка зрения высказана в письме Госналогслужбы РФ от 26.08.98 N КУ-6-02-553.
Правомерны ли требования налоговых органов?
Прежде всего необходимо уяснить смысл правовой нормы, содержащейся в подп. "7" п. 1 ст. 3 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Обратимся непосредственно к тексту ст. 3 : "Плательщиками единого налога являются юридические лица..., осуществляющие предпринимательскую деятельность в следующих сферах: ... розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади...".
В указанной статье речь идет о численности работающих каждого отдельного магазина, а не об общей численности сотрудников организации, и тем более не об общей численности работников всех принадлежащих юридическому лицу магазинов. Таким образом, к сожалению, приходится признать, что вывод автора вопроса является неверным.
Теперь о письме Госналогслужбы РФ от 26.08.98 N КУ-6-02-553 "О Федеральном законе от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Действительно, из указанного документа следует, что под численностью работающих, о которой идет речь в Федеральном законе N 148-ФЗ, следует понимать численность сотрудников организации в целом. Однако, как мы уже убедились, в законе выражена совсем другая мысль. Поэтому следует признать, что налоговые органы неверно толковали правовую норму, соответственно вывод, сделанный в письме Госналогслужбы РФ, является ошибочным и не может использоваться как руководство для налогоплательщика.
Таким образом, в рассматриваемом случае предприятие является плательщиком налога на вмененный доход в части розничной торговли, которая осуществляется через те магазины, где насчитывается до 30 сотрудников. При этом расчет налога и выдача свидетельства об уплате производятся отдельно по каждому из таких магазинов (п. 1 ст. 8 и абз. 2 п. 2 ст. 10 Федерального закона N 148-ФЗ).
В случае если осуществляется также розничная торговля через магазины, в которых численность работников 30 и более человек, то в этой сфере необходимо уплачивать налоги в общем порядке, а учет операций вести отдельно от учета операций по розничной торговле, осуществляемой по свидетельству об уплате единого налога (п. 4 ст. 4 Федерального закона N 148-ФЗ).
В заключение хотелось бы несколько обнадежить плательщиков единого налога. В письме Минфина РФ от 06.04.99 N 04-05-12/27, имеющем статус официальной переписки, сообщается, что в настоящее время Минфином России рассматривается вопрос о необходимости внесения изменений и дополнений в Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", предусматривающих ограничение применения данного Федерального закона для крупных предприятий.
А пока изменения не внесены, налог придется уплачивать. Тем не менее дадим некоторые рекомендации.
Физическим показателем, характеризующим вид деятельности, от которого зависит размер вмененного дохода, скорее всего является общая площадь, используемая в хозяйственной деятельности (см. Рекомендуемые формулы расчета суммы единого налога, а также перечень рекомендуемых их составляющих - приложение к письму Правительства РФ от 07.09.98 N 4435п-П5). Поэтому, чтобы уменьшить размер единого налога, надо сократить площадь магазинов. Например, часть помещения магазина можно продать либо сдать в аренду (по сданным в аренду помещениям налог на имущество и другие налоги будут уплачиваться в общем порядке), при этом на оставшейся части разместить товар более компактно.
Чтобы вновь перейти на общую систему налогообложения, рекомендуем увеличить численность работников каждого магазина до 30 человек. Например, можно набрать по трудовому договору местных пенсионеров, выплачивая им минимальный размер заработной платы в месяц и возложив на них незначительные трудовые обязанности. Существуют и другие варианты.
М. Масленников
Выпуск 23, декабрь 1999 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".