Определение величины вмененного дохода при оказании
транспортных услуг населению
В большинстве субъектов Российской Федерации на перевозках пассажиров заняты автобусы, принадлежащие физическим и юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность и относящимся к субъектам малого бизнеса. Эти автобусы в основном используют как маршрутные такси, реже - для коммерческих перевозок без реализации прав пассажиров на льготы по оплате проезда.
При предоставлении услуг по перевозке пассажиров у предпринимателей нередко возникают вопросы, связанные с разными аспектами их деятельности и прежде всего с особенностями применения единого налога на вмененный доход. В предлагаемой вниманию читателей статье речь идет о работе субъектов малого бизнеса по перевозке пассажиров разными видами транспорта в случае перехода на уплату единого налога на вмененный доход.
После принятия Федерального закона от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" у субъектов Российской Федерации возникла необходимость решить две непростые задачи: во-первых, обеспечить равные конкурентные условия для предпринимателей и предприятий общественного пассажирского транспорта (ОПТ), во-вторых, установить размер вмененного дохода на основе объективных оценок региональных условий и в зависимости от вида деятельности, а также с учетом всех составляющих, которые влияют на доходность, - вид перевозок, характеристики транспортных средств, периодичность их использования, тарифы и др.
Применительно к предоставлению пассажирских транспортных услуг населению в Федеральном законе N 148-ФЗ и в письме Правительства Российской Федерации от 7.09.98 г. N 4435п-П5 (далее - письмо N 4435п-П5), к сожалению, отсутствуют однозначные разъяснения по ряду вопросов, поэтому органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, которые во исполнение Федерального закона N 148-ФЗ должны были принять свои законы, столкнулись со значительными трудностями при определении размера вмененного дохода, установлении физических показателей единицы базовой доходности, а также номенклатуры и повышающих (понижающих) коэффициентов.
Необходимо было также решать вопросы налогообложения муниципальных пассажирских и смешанных предприятий, осуществляющих перевозки маршрутными автобусами на условиях муниципального заказа и маршрутными такси на коммерческой основе, объективно учитывать не только общую численность работающих на предприятии, но и их распределение по видам деятельности, имея в виду, что она не остается постоянной. Наконец, возникли сложности при выборе метода расчета суммы единого налога на вмененный доход, что связано с несовершенством системы учета и отчетности на пассажирском транспорте и сокрытием определенной части доходов.
Использование рекомендуемых в письме N 4435п-П5 методов А и Б, основанных на обработке статистической информации о результатах хозяйственной деятельности (метод А) или информации налоговых органов о фактически поступивших суммах налоговых платежей предпринимателей и организаций (метод Б), не перспективно для пассажирских перевозок и вряд ли может дать экономически обоснованные результаты из-за недостоверности статистической информации и ее относительной ограниченности малым временным периодом, наличие неучтенных денежных средств, поступающих в виде оплаты пассажирами стоимости проезда.
Более приемлем метод В, основанный на использовании рекомендуемых показателей базовой доходности единицы физического параметра и корректирующих коэффициентов. Однако в табл. 1 письма N 4435п-П5 конкретные указания применительно к пассажирским перевозкам отсутствуют. По-видимому, поэтому принятые разными субъектами Российской Федерации законы существенно различаются по подходам, методам, суммам налогов даже для примерно одинаковых условий, а в некоторых регионах такие законы еще не приняты и применяется прежняя система налогообложения, в результате чего бюджеты теряют значительную часть налоговых поступлений.
Таблица 1
Расчетный размер единого налога в административных центрах
субъектов Российской Федерации (руб. в год)
/---------------------------------------------------------------------------------\
| Наименование |Легковое такси| Городское |Автобус ПАЗ | Автобус ЛАЗ-695 в |
| города, | (3 места) | маршрутное |в городском | городском |
| области | | такси | сообщении | сообщении |
| | | Газель | (28 мест) | (33 места) |
| | | (13 мест) | | |
|-----------------+--------------+------------+------------+----------------------|
|Астрахань | 2300 | 3917 | 3686 | 3686 |
|-----------------+--------------+------------+------------+----------------------|
|Белгород | 8640 | 8640 | 9504 | 9504 |
|-----------------+--------------+------------+------------+----------------------|
|Воронеж | 3600 | 4000 | 6000 | 8000 |
|-----------------+--------------+------------+------------+----------------------|
|Иркутск | - | 10937 | 21682 | 23594 |
|-----------------+--------------+------------+------------+----------------------|
|Калуга | 5040 | 21840 | 47040 | 55440 |
|-----------------+--------------+------------+------------+----------------------|
|Краснодар | 2400 | 10400 | 17920 | 18480 |
|-----------------+--------------+------------+------------+----------------------|
|Ленинградская | - | 23400 | 50400 | 59400 |
|область | | | | |
|-----------------+--------------+------------+------------+----------------------|
|Пенза | 4410 | 16562 | 27440 | 32340 |
|-----------------+--------------+------------+------------+----------------------|
|Пермь | 9072 | 9072 | 9072 | 9072 |
|-----------------+--------------+------------+------------+----------------------|
|Екатеринбург | 6720 | 10080 | 13440 | 13440 |
|-----------------+--------------+------------+------------+----------------------|
|Смоленск | 2688 | 2688 | 2688 | 2688 |
|-----------------+--------------+------------+------------+----------------------|
|Челябинск | 6720 | 5376 | 8064 | 10080 |
\---------------------------------------------------------------------------------/
Мы провели анализ действующей нормативной базы ряда субъектов Российской Федерации по налогу на вмененный доход применительно к пассажирским перевозкам в соответствии с нормативными актами, принятыми в конце 1998 г. и в 1999 г.
В рассмотренных документах в качестве единицы физического показателя доходности выбраны транспортное средство (ТС) или одно место для сидения в нем. К главным факторам, влияющим на размер вмененного дохода и учитываемым соответствующими коэффициентами, относятся вместимость ТС (для тех субъектов, где в качестве единицы физического показателя доходности выбрано ТС) и характеристики муниципального образования, на территории которого выполняются перевозки (численность или уровень доходов населения, в одном из субъектов - среднемесячная заработная плата).
Единых подходов и нормативов, определяющих размер вмененного дохода в зависимости от вместимости ТС, в субъектах Российской Федерации нет. Так, в Пермской области при установлении коэффициента, корректирующего доходность в зависимости от вместимости, выделены только легковые автомобили, автобусы вместимостью до 8 пассажиров и более, поэтому в одну классификационную группу попали некоторые микроавтобусы, а также автобусы всех классов (от малого до особо большого), несоизмеримые по вместимости. Причем, доходность легковых автомобилей приравнена к доходности автобусов вместимостью свыше 8 пассажиров.
В Белгородской области выделены три группы ТС, различающиеся по уровню доходности: легковые автомобили, микроавтобусы и автобусы. Размер вмененного дохода при использовании автобуса всего на 10% превышает доход от использования микроавтобуса и легкового автомобиля. В Астраханской и Воронежской областях при классификации ТС выделяют четыре классификационных группы: одна - для легковых автомобилей, три - для автобусов. В Смоленской области доходность единицы ТС не зависит от вместимости и типа ТС.
В Краснодарском крае, Иркутской области и в Пензе в качестве физического показателя единицы доходности выбрано одно место для сидения в ТС, поэтому при расчете суммы налога вместимость учитывается более полно. Однако по мере ее роста применяются понижающие коэффициенты базовой доходности. В Ленинградской, Калужской и Томской областях величина вмененного дохода в расчете на одно место принята постоянной и не зависит от общей вместимости ТС. В некоторых субъектах в качестве показателей, влияющих на размер вмененного дохода и учитываемых коэффициентами, помимо названных выступают вид сообщения, сезонность работы, возраст ТС, вид потребляемого топлива, продолжительность работы ТС в сутки.
Из-за отсутствия единой методики расчета характерен значительный разброс величин базовой доходности на единицу физического показателя. Так, в Томской области базовая доходность с одного места принята равной 2,2 тыс. руб., а в Ленинградской - 9 тыс. руб. Величина доходности одного ТС, относимого в соответствии с принятой в субъекте классификацией к группе с максимальной вместимостью, определена в Астраханской области равной 20 тыс. руб. (автобусы вместимостью свыше 24 мест), а в Свердловской - 67 тыс. руб. (автобусы всех марок, за исключением маршрутных такси).
В табл. 1 приведен расчет суммы единого налога для некоторых марок ТС в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Для сопоставимости расчеты выполнены для административных центров, а для Ленинградской области - для всех городов, исключая Санкт-Петербург. Коэффициенты сезонности, сменности, возраста ТС и др. для тех субъектов Российской Федерации, где они учитываются в расчетах, приняты равными 1.
Из табл. 1 видно, что в разных регионах расчетная величина налога для некоторых марок автобусов различается в 20 раз и более. Во многих субъектах суммы налога на вмененный доход из-за занижения базовой доходности намного ниже, чем те, которые можно получить.
В Министерство транспорта Российской Федерации обращаются многие субъекты Российской Федерации по вопросам, связанным с установлением размера вмененного дохода, что побудило специалистов НИИАТ разработать рекомендации, касающиеся в первую очередь выбора предпочтительной единицы физического показателя базовой доходности; установления основных факторов, влияющих на размер вмененного дохода, и обоснования корректирующих коэффициентов к базовой доходности; разработки мероприятий по соблюдению равных конкурентных условий на рынке транспортных услуг для муниципальных пассажирских и смешанных предприятий ОПТ, в том числе эксплуатирующих на коммерческой основе маршрутные такси, организаций малого бизнеса и предпринимателей, выполняющих коммерческие перевозки маршрутными и легковыми такси, а также автобусами.
При расчете базовой доходности при перевозках автобусами и маршрутными такси необходимо учитывать среднестатистическую величину коэффициента заполнения салона пассажирами. При легковых таксомоторных перевозках доходность почти не зависит от степени заполнения салона и связана главным образом с тарифом за 1 километр и за время ожидания по просьбе пассажира. Учитывается также пробег такси без пассажиров.
Более сложно установить основные факторы, влияющие на размер вмененного дохода, и обосновать коэффициенты, корректирующие величину базовой доходности. Такими факторами являются характеристики автобуса (автомобиля), время и сезонность его работы; особенности ведения предпринимательской деятельности в разных регионах; характеристики места (территории), где осуществляется основная деятельность (тип населенного пункта, число его жителей, пригороды и др.); виды сообщений. Желательно учитывать также соотношение тарифов на маршрутном общественном транспорте и при коммерческих перевозках.
Для создания равных конкурентных условий у региональных и местных органов власти имеются возможности, которые могут быть реализованы в том числе и при проведении конкурсов на право обслуживания маршрутов. В частности, должны использоваться права по освобождению предприятий ОПТ от местных налогов или сокращению их ставок, учитываться наличие и размеры основных фондов, затраты на транспортную и социальную инфраструктуру и др.
В качестве единицы физического показателя доходности рекомендуется принимать одно место вместимости ТС по местам для сидения пассажиров для маршрутных такси и автобусов и одно ТС для легковых автомобилей. При перевозках в городском сообщении в условиях административного центра субъекта Российской Федерации базовой рекомендуется считать доходность одного места в автобусе особо малого класса вместимостью 11 - 15 мест, доходность одного места в автобусе малого класса и доходность легкового автомобиля среднего класса. Субъекты могут выбрать и другие виды сообщения и ТС иных классов. Необходимость расчета базовой доходности для маршрутных такси отдельно от автобусов обусловлена особым режимом работы такси - остановки для посадки и высадки пассажиров в любом месте по их требованию, запрет на перевозку стоящих пассажиров.
Основными факторами, влияющими на размер вмененного дохода и учитываемыми корректирующими коэффициентами, считаются класс ТС, вид сообщения, а также характеристики территориально-административного образования в субъекте Российской Федерации, в котором выполняются перевозки.
Размер вмененного дохода от работы одного ТС рассчитывается по формуле:
М = С х N х К1 х К2 х К3 х К4, руб., ( 1 )
где С - базовая доходность на единицу физического показателя (одно место для сидения в автобусе малого класса в городском сообщении или один легковой автомобиль);
N - количество единиц физического показателя (при перевозках легковым автомобилем N = 1; при автобусных перевозках N равно числу мест для сидения);
К1 - коэффициент, учитывающий класс транспортного средства;
К2 - коэффициент, учитывающий вид сообщения;
К3 - коэффициент, отражающий особенности ведения предпринимательской деятельности в зависимости от типа населенного пункта;
К4 - коэффициент, учитывающий сезонность ведения предпринимательской деятельности.
Можно использовать еще один коэффициент (Кпр), учитывающий прочие особенности, в частности соотношение тарифов на коммерческих перевозках и перевозках по муниципальному заказу.
В табл. 2 приведена рекомендуемая для расчета базовой доходности и корректирующих коэффициентов классификация ТС. Классификация легковых автомобилей и автобусов принята на основе Общероссийского классификатора основных фондов (постановление Госстандарта России от 26.12.94 г. N 359) (см. табл. 3).
Таблица 2
Классификация и расчетные марки ТС, рекомендуемые для определения
базовой доходности и корректирующих коэффициентов
/----------------------------------------------------------------------\
| Класс ТС | Вид сообщения |
|-------------------+--------------------------------------------------|
| | Городское | Междугородное |
| | и пригородное |и международное со странами |
| | | ближнего зарубежья |
|-------------------+---------------------+----------------------------|
|Легковые автомобили| | |
|-------------------+---------------------+----------------------------|
|малый |ВАЗ-2107 | - |
|-------------------+---------------------+----------------------------|
|средний |ГАЗ-3110 | - |
|-------------------+---------------------+----------------------------|
|Маршрутные такси | | |
|-------------------+---------------------+----------------------------|
|свыше 8 и до 11|ГАЗ-2217 "Соболь" | - |
|мест включительно |(10 мест) | |
|-------------------+---------------------+----------------------------|
|свыше 11 и до 15|ГАЗ-32213 "Газель" | - |
|мест включительно |(13 мест) | |
|-------------------+---------------------+----------------------------|
|свыше 15 и до 21|ЗиЛ-325010 "Бычок" | - |
|места включительно |(15 мест) | |
|-------------------+---------------------+----------------------------|
|свыше 21 и до 29|ПАЗ-32051 (24 места) | - |
|мест включительно | | |
|-------------------+---------------------+----------------------------|
|Автобусы | | |
|-------------------+---------------------+----------------------------|
|особо малый |ГАЗ-32213 "Газель" |ГАЗ-3221 "Газель" |
| |(13 мест) |(13 мест) |
|-------------------+---------------------+----------------------------|
|малый |ПАЗ-32051 (24 места) |ПАЗ-32051 (24 места) |
|-------------------+---------------------+----------------------------|
|средний |ЛАЗ-695 (33 места) | |
|-------------------+---------------------+----------------------------|
|большой |ЛиАЗ-5256 (24 места) |ЛАЗ-699 (41 место) |
|-------------------+---------------------+----------------------------|
|особо большой |Икарус-280 (36 мест) | - |
\----------------------------------------------------------------------/
Классификационные признаки для автобусов - габаритные размеры, определяющие вместимость, а следовательно, оказывающие влияние на размер валового дохода, для легковых автомобилей - рабочий объем двигателя, от которого обычно зависит его ресурс и автомобиля в целом и затраты на воспроизводство основных фондов, различающиеся у автомобилей различных классов. Классификация маршрутных такси осуществляется в зависимости от их вместимости по числу мест для сидения. При этом следует учитывать, что перевозки пассажиров в этом режиме выполняются, как правило, автобусами особо малого и малого классов. Перевозки маршрутными такси большей вместимости нецелесообразны из-за невозможности осуществлять все остановки по требованию пассажиров для их посадки и высадки.
Классификация маршрутов по видам сообщения приведена во Временных правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденных Минтрансом России 29.09.97 г. К городским относятся маршруты в пределах городской черты, к пригородным - маршруты, выходящие за ее пределы на расстояние не более 50 км, а к междугородным - свыше 50 км. Как правило, при перевозках разными видами сообщения существенно различаются тарифы в расчете на 1 пассажиро-километр и степень наполнения ТС, а следовательно, размеры валового и вмененного доходов.
При классификации населенных пунктов можно использовать табл. 3 из письма N 4435п-П5. Как правило, в крупных населенных пунктах пассажиропотоки более напряженные (как на маршрутах в населенном пункте, так и на маршрутах, выходящих за его пределы) и, как следствие - более высокий тариф, устанавливаемый предпринимателями. При выборе коэффициента К3 можно ориентироваться на данные той же таблицы.
Таблица 3
Классификация легковых автомобилей и автобусов
/-------------------------------------------------------------------\
| Класс ТС |Пассажировместимость |Классифика- | Диапазон значений |
| | (приблизительный | ционный | классификационного |
| | диапазон) | признак | признака |
|-----------+---------------------+------------+--------------------|
| |по местам | полная | | |
| | для | | | |
| | сидения | | | |
|-----------+----------+----------+------------+--------------------|
|Легковые |3 - 7 |3 - 7 |Рабочий | |
|автомобили | | |объем | |
| | | |двигателя, л| |
|-----------+----------+----------+------------+--------------------|
|малый | | | |Свыше 1,2 и до 1,8|
| | | | |включительно |
|-----------+----------+----------+------------+--------------------|
|средний | | | |Свыше 1,8 и до 3,5|
| | | | |включительно |
|-----------+----------+----------+------------+--------------------|
|Автобусы | | |Габаритная | |
| | | |длина, м | |
|-----------+----------+----------+------------+--------------------|
|особо малый|8 - 12 |8 - 12 | |До 5 включительно |
|-----------+----------+----------+------------+--------------------|
|малый |8 - 28 |8 - 45 | |Свыше 5 и до 7,5|
| | | | |включительно |
|-----------+----------+----------+------------+--------------------|
|средний |20 - 40 |35 - 90 | |Свыше 7,5 и до 9,5|
| | | | |включительно |
|-----------+----------+----------+------------+--------------------|
|большой |20 - 55 |55 - 125 | |Свыше 9,5 и до 12|
| | | | |включительно |
|-----------+----------+----------+------------+--------------------|
|особо |30 - 55 |150 - 190 | |Свыше 16,0 |
|большой | | | | |
\-------------------------------------------------------------------/
Из-за неодинаковых условий в разных субъектах Российской Федерации (уровень доходов населения, тарифы, заработная плата водителей, цены на топливо и др.) базовая доходность и коэффициенты, корректирующие ее в зависимости от класса ТС и вида сообщения, могут различаться.
(Окончание следует)
Я. Шефтер
д.т.н., профессор
К. Трякин
Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/