Определение величины вмененного дохода при оказании транспортных услуг населению (Я. Шефтер, К. Трякин, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 24, июнь 2000 г.)

Определение величины вмененного дохода при оказании
транспортных услуг населению


В большинстве субъектов Российской Федерации на перевозках пассажиров заняты автобусы, принадлежащие физическим и юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность и относящимся к субъектам малого бизнеса. Эти автобусы в основном используют как маршрутные такси, реже - для коммерческих перевозок без реализации прав пассажиров на льготы по оплате проезда.

При предоставлении услуг по перевозке пассажиров у предпринимателей нередко возникают вопросы, связанные с разными аспектами их деятельности и прежде всего с особенностями применения единого налога на вмененный доход. В предлагаемой вниманию читателей статье речь идет о работе субъектов малого бизнеса по перевозке пассажиров разными видами транспорта в случае перехода на уплату единого налога на вмененный доход.

После принятия Федерального закона от 31.07.98 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" у субъектов Российской Федерации возникла необходимость решить две непростые задачи: во-первых, обеспечить равные конкурентные условия для предпринимателей и предприятий общественного пассажирского транспорта (ОПТ), во-вторых, установить размер вмененного дохода на основе объективных оценок региональных условий и в зависимости от вида деятельности, а также с учетом всех составляющих, которые влияют на доходность, - вид перевозок, характеристики транспортных средств, периодичность их использования, тарифы и др.

Применительно к предоставлению пассажирских транспортных услуг населению в Федеральном законе N 148-ФЗ и в письме Правительства Российской Федерации от 7.09.98 г. N 4435п-П5 (далее - письмо N 4435п-П5), к сожалению, отсутствуют однозначные разъяснения по ряду вопросов, поэтому органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, которые во исполнение Федерального закона N 148-ФЗ должны были принять свои законы, столкнулись со значительными трудностями при определении размера вмененного дохода, установлении физических показателей единицы базовой доходности, а также номенклатуры и повышающих (понижающих) коэффициентов.

Необходимо было также решать вопросы налогообложения муниципальных пассажирских и смешанных предприятий, осуществляющих перевозки маршрутными автобусами на условиях муниципального заказа и маршрутными такси на коммерческой основе, объективно учитывать не только общую численность работающих на предприятии, но и их распределение по видам деятельности, имея в виду, что она не остается постоянной. Наконец, возникли сложности при выборе метода расчета суммы единого налога на вмененный доход, что связано с несовершенством системы учета и отчетности на пассажирском транспорте и сокрытием определенной части доходов.

Использование рекомендуемых в письме N 4435п-П5 методов А и Б, основанных на обработке статистической информации о результатах хозяйственной деятельности (метод А) или информации налоговых органов о фактически поступивших суммах налоговых платежей предпринимателей и организаций (метод Б), не перспективно для пассажирских перевозок и вряд ли может дать экономически обоснованные результаты из-за недостоверности статистической информации и ее относительной ограниченности малым временным периодом, наличие неучтенных денежных средств, поступающих в виде оплаты пассажирами стоимости проезда.

Более приемлем метод В, основанный на использовании рекомендуемых показателей базовой доходности единицы физического параметра и корректирующих коэффициентов. Однако в табл. 1 письма N 4435п-П5 конкретные указания применительно к пассажирским перевозкам отсутствуют. По-видимому, поэтому принятые разными субъектами Российской Федерации законы существенно различаются по подходам, методам, суммам налогов даже для примерно одинаковых условий, а в некоторых регионах такие законы еще не приняты и применяется прежняя система налогообложения, в результате чего бюджеты теряют значительную часть налоговых поступлений.


Таблица 1

Расчетный размер единого налога в административных центрах
субъектов Российской Федерации (руб. в год)


 /---------------------------------------------------------------------------------\
 |  Наименование   |Легковое такси| Городское  |Автобус ПАЗ |  Автобус ЛАЗ-695 в   |
 |    города,      |  (3 места)   | маршрутное |в городском |      городском       |
 |     области     |              |   такси    | сообщении  |      сообщении       |
 |                 |              |   Газель   | (28 мест)  |      (33 места)      |
 |                 |              | (13 мест)  |            |                      |
 |-----------------+--------------+------------+------------+----------------------|
 |Астрахань        |     2300     |    3917    |    3686    |         3686         |
 |-----------------+--------------+------------+------------+----------------------|
 |Белгород         |     8640     |    8640    |    9504    |         9504         |
 |-----------------+--------------+------------+------------+----------------------|
 |Воронеж          |     3600     |    4000    |    6000    |         8000         |
 |-----------------+--------------+------------+------------+----------------------|
 |Иркутск          |      -       |   10937    |   21682    |        23594         |
 |-----------------+--------------+------------+------------+----------------------|
 |Калуга           |     5040     |   21840    |   47040    |        55440         |
 |-----------------+--------------+------------+------------+----------------------|
 |Краснодар        |     2400     |   10400    |   17920    |        18480         |
 |-----------------+--------------+------------+------------+----------------------|
 |Ленинградская    |      -       |   23400    |   50400    |        59400         |
 |область          |              |            |            |                      |
 |-----------------+--------------+------------+------------+----------------------|
 |Пенза            |     4410     |   16562    |   27440    |        32340         |
 |-----------------+--------------+------------+------------+----------------------|
 |Пермь            |     9072     |    9072    |    9072    |         9072         |
 |-----------------+--------------+------------+------------+----------------------|
 |Екатеринбург     |     6720     |   10080    |   13440    |        13440         |
 |-----------------+--------------+------------+------------+----------------------|
 |Смоленск         |     2688     |    2688    |    2688    |         2688         |
 |-----------------+--------------+------------+------------+----------------------|
 |Челябинск        |     6720     |    5376    |    8064    |        10080         |
 \---------------------------------------------------------------------------------/

Мы провели анализ действующей нормативной базы ряда субъектов Российской Федерации по налогу на вмененный доход применительно к пассажирским перевозкам в соответствии с нормативными актами, принятыми в конце 1998 г. и в 1999 г.

В рассмотренных документах в качестве единицы физического показателя доходности выбраны транспортное средство (ТС) или одно место для сидения в нем. К главным факторам, влияющим на размер вмененного дохода и учитываемым соответствующими коэффициентами, относятся вместимость ТС (для тех субъектов, где в качестве единицы физического показателя доходности выбрано ТС) и характеристики муниципального образования, на территории которого выполняются перевозки (численность или уровень доходов населения, в одном из субъектов - среднемесячная заработная плата).

Единых подходов и нормативов, определяющих размер вмененного дохода в зависимости от вместимости ТС, в субъектах Российской Федерации нет. Так, в Пермской области при установлении коэффициента, корректирующего доходность в зависимости от вместимости, выделены только легковые автомобили, автобусы вместимостью до 8 пассажиров и более, поэтому в одну классификационную группу попали некоторые микроавтобусы, а также автобусы всех классов (от малого до особо большого), несоизмеримые по вместимости. Причем, доходность легковых автомобилей приравнена к доходности автобусов вместимостью свыше 8 пассажиров.

В Белгородской области выделены три группы ТС, различающиеся по уровню доходности: легковые автомобили, микроавтобусы и автобусы. Размер вмененного дохода при использовании автобуса всего на 10% превышает доход от использования микроавтобуса и легкового автомобиля. В Астраханской и Воронежской областях при классификации ТС выделяют четыре классификационных группы: одна - для легковых автомобилей, три - для автобусов. В Смоленской области доходность единицы ТС не зависит от вместимости и типа ТС.

В Краснодарском крае, Иркутской области и в Пензе в качестве физического показателя единицы доходности выбрано одно место для сидения в ТС, поэтому при расчете суммы налога вместимость учитывается более полно. Однако по мере ее роста применяются понижающие коэффициенты базовой доходности. В Ленинградской, Калужской и Томской областях величина вмененного дохода в расчете на одно место принята постоянной и не зависит от общей вместимости ТС. В некоторых субъектах в качестве показателей, влияющих на размер вмененного дохода и учитываемых коэффициентами, помимо названных выступают вид сообщения, сезонность работы, возраст ТС, вид потребляемого топлива, продолжительность работы ТС в сутки.

Из-за отсутствия единой методики расчета характерен значительный разброс величин базовой доходности на единицу физического показателя. Так, в Томской области базовая доходность с одного места принята равной 2,2 тыс. руб., а в Ленинградской - 9 тыс. руб. Величина доходности одного ТС, относимого в соответствии с принятой в субъекте классификацией к группе с максимальной вместимостью, определена в Астраханской области равной 20 тыс. руб. (автобусы вместимостью свыше 24 мест), а в Свердловской - 67 тыс. руб. (автобусы всех марок, за исключением маршрутных такси).

В табл. 1 приведен расчет суммы единого налога для некоторых марок ТС в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Для сопоставимости расчеты выполнены для административных центров, а для Ленинградской области - для всех городов, исключая Санкт-Петербург. Коэффициенты сезонности, сменности, возраста ТС и др. для тех субъектов Российской Федерации, где они учитываются в расчетах, приняты равными 1.

Из табл. 1 видно, что в разных регионах расчетная величина налога для некоторых марок автобусов различается в 20 раз и более. Во многих субъектах суммы налога на вмененный доход из-за занижения базовой доходности намного ниже, чем те, которые можно получить.

В Министерство транспорта Российской Федерации обращаются многие субъекты Российской Федерации по вопросам, связанным с установлением размера вмененного дохода, что побудило специалистов НИИАТ разработать рекомендации, касающиеся в первую очередь выбора предпочтительной единицы физического показателя базовой доходности; установления основных факторов, влияющих на размер вмененного дохода, и обоснования корректирующих коэффициентов к базовой доходности; разработки мероприятий по соблюдению равных конкурентных условий на рынке транспортных услуг для муниципальных пассажирских и смешанных предприятий ОПТ, в том числе эксплуатирующих на коммерческой основе маршрутные такси, организаций малого бизнеса и предпринимателей, выполняющих коммерческие перевозки маршрутными и легковыми такси, а также автобусами.

При расчете базовой доходности при перевозках автобусами и маршрутными такси необходимо учитывать среднестатистическую величину коэффициента заполнения салона пассажирами. При легковых таксомоторных перевозках доходность почти не зависит от степени заполнения салона и связана главным образом с тарифом за 1 километр и за время ожидания по просьбе пассажира. Учитывается также пробег такси без пассажиров.

Более сложно установить основные факторы, влияющие на размер вмененного дохода, и обосновать коэффициенты, корректирующие величину базовой доходности. Такими факторами являются характеристики автобуса (автомобиля), время и сезонность его работы; особенности ведения предпринимательской деятельности в разных регионах; характеристики места (территории), где осуществляется основная деятельность (тип населенного пункта, число его жителей, пригороды и др.); виды сообщений. Желательно учитывать также соотношение тарифов на маршрутном общественном транспорте и при коммерческих перевозках.

Для создания равных конкурентных условий у региональных и местных органов власти имеются возможности, которые могут быть реализованы в том числе и при проведении конкурсов на право обслуживания маршрутов. В частности, должны использоваться права по освобождению предприятий ОПТ от местных налогов или сокращению их ставок, учитываться наличие и размеры основных фондов, затраты на транспортную и социальную инфраструктуру и др.

В качестве единицы физического показателя доходности рекомендуется принимать одно место вместимости ТС по местам для сидения пассажиров для маршрутных такси и автобусов и одно ТС для легковых автомобилей. При перевозках в городском сообщении в условиях административного центра субъекта Российской Федерации базовой рекомендуется считать доходность одного места в автобусе особо малого класса вместимостью 11 - 15 мест, доходность одного места в автобусе малого класса и доходность легкового автомобиля среднего класса. Субъекты могут выбрать и другие виды сообщения и ТС иных классов. Необходимость расчета базовой доходности для маршрутных такси отдельно от автобусов обусловлена особым режимом работы такси - остановки для посадки и высадки пассажиров в любом месте по их требованию, запрет на перевозку стоящих пассажиров.

Основными факторами, влияющими на размер вмененного дохода и учитываемыми корректирующими коэффициентами, считаются класс ТС, вид сообщения, а также характеристики территориально-административного образования в субъекте Российской Федерации, в котором выполняются перевозки.

Размер вмененного дохода от работы одного ТС рассчитывается по формуле:

М = С х N х К1 х К2 х К3 х К4, руб., ( 1 )

где С - базовая доходность на единицу физического показателя (одно место для сидения в автобусе малого класса в городском сообщении или один легковой автомобиль);

N - количество единиц физического показателя (при перевозках легковым автомобилем N = 1; при автобусных перевозках N равно числу мест для сидения);

К1 - коэффициент, учитывающий класс транспортного средства;

К2 - коэффициент, учитывающий вид сообщения;

К3 - коэффициент, отражающий особенности ведения предпринимательской деятельности в зависимости от типа населенного пункта;

К4 - коэффициент, учитывающий сезонность ведения предпринимательской деятельности.

Можно использовать еще один коэффициент (Кпр), учитывающий прочие особенности, в частности соотношение тарифов на коммерческих перевозках и перевозках по муниципальному заказу.

В табл. 2 приведена рекомендуемая для расчета базовой доходности и корректирующих коэффициентов классификация ТС. Классификация легковых автомобилей и автобусов принята на основе Общероссийского классификатора основных фондов (постановление Госстандарта России от 26.12.94 г. N 359) (см. табл. 3).


Таблица 2

Классификация и расчетные марки ТС, рекомендуемые для определения
базовой доходности и корректирующих коэффициентов


 /----------------------------------------------------------------------\
 |     Класс ТС      |                  Вид сообщения                   |
 |-------------------+--------------------------------------------------|
 |                   |      Городское      |       Междугородное        |
 |                   |    и пригородное    |и международное со странами |
 |                   |                     |     ближнего зарубежья     |
 |-------------------+---------------------+----------------------------|
 |Легковые автомобили|                     |                            |
 |-------------------+---------------------+----------------------------|
 |малый              |ВАЗ-2107             |             -              |
 |-------------------+---------------------+----------------------------|
 |средний            |ГАЗ-3110             |             -              |
 |-------------------+---------------------+----------------------------|
 |Маршрутные такси   |                     |                            |
 |-------------------+---------------------+----------------------------|
 |свыше  8  и   до 11|ГАЗ-2217 "Соболь"    |             -              |
 |мест включительно  |(10 мест)            |                            |
 |-------------------+---------------------+----------------------------|
 |свыше 11  и  до  15|ГАЗ-32213 "Газель"   |             -              |
 |мест включительно  |(13 мест)            |                            |
 |-------------------+---------------------+----------------------------|
 |свыше 15  и  до  21|ЗиЛ-325010 "Бычок"   |             -              |
 |места включительно |(15 мест)            |                            |
 |-------------------+---------------------+----------------------------|
 |свыше 21  и  до  29|ПАЗ-32051 (24 места) |             -              |
 |мест включительно  |                     |                            |
 |-------------------+---------------------+----------------------------|
 |Автобусы           |                     |                            |
 |-------------------+---------------------+----------------------------|
 |особо малый        |ГАЗ-32213 "Газель"   |ГАЗ-3221 "Газель"           |
 |                   |(13 мест)            |(13 мест)                   |
 |-------------------+---------------------+----------------------------|
 |малый              |ПАЗ-32051 (24 места) |ПАЗ-32051 (24 места)        |
 |-------------------+---------------------+----------------------------|
 |средний            |ЛАЗ-695 (33 места)   |                            |
 |-------------------+---------------------+----------------------------|
 |большой            |ЛиАЗ-5256 (24 места) |ЛАЗ-699 (41 место)          |
 |-------------------+---------------------+----------------------------|
 |особо большой      |Икарус-280 (36 мест) |             -              |
 \----------------------------------------------------------------------/

Классификационные признаки для автобусов - габаритные размеры, определяющие вместимость, а следовательно, оказывающие влияние на размер валового дохода, для легковых автомобилей - рабочий объем двигателя, от которого обычно зависит его ресурс и автомобиля в целом и затраты на воспроизводство основных фондов, различающиеся у автомобилей различных классов. Классификация маршрутных такси осуществляется в зависимости от их вместимости по числу мест для сидения. При этом следует учитывать, что перевозки пассажиров в этом режиме выполняются, как правило, автобусами особо малого и малого классов. Перевозки маршрутными такси большей вместимости нецелесообразны из-за невозможности осуществлять все остановки по требованию пассажиров для их посадки и высадки.

Классификация маршрутов по видам сообщения приведена во Временных правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденных Минтрансом России 29.09.97 г. К городским относятся маршруты в пределах городской черты, к пригородным - маршруты, выходящие за ее пределы на расстояние не более 50 км, а к междугородным - свыше 50 км. Как правило, при перевозках разными видами сообщения существенно различаются тарифы в расчете на 1 пассажиро-километр и степень наполнения ТС, а следовательно, размеры валового и вмененного доходов.

При классификации населенных пунктов можно использовать табл. 3 из письма N 4435п-П5. Как правило, в крупных населенных пунктах пассажиропотоки более напряженные (как на маршрутах в населенном пункте, так и на маршрутах, выходящих за его пределы) и, как следствие - более высокий тариф, устанавливаемый предпринимателями. При выборе коэффициента К3 можно ориентироваться на данные той же таблицы.


Таблица 3

Классификация легковых автомобилей и автобусов


 /-------------------------------------------------------------------\
 | Класс ТС  |Пассажировместимость |Классифика- | Диапазон значений  |
 |           |  (приблизительный   |  ционный   | классификационного |
 |           |      диапазон)      |  признак   |      признака      |
 |-----------+---------------------+------------+--------------------|
 |           |по местам |  полная  |            |                    |
 |           |   для    |          |            |                    |
 |           | сидения  |          |            |                    |
 |-----------+----------+----------+------------+--------------------|
 |Легковые   |3 - 7     |3 - 7     |Рабочий     |                    |
 |автомобили |          |          |объем       |                    |
 |           |          |          |двигателя, л|                    |
 |-----------+----------+----------+------------+--------------------|
 |малый      |          |          |            |Свыше 1,2 и  до  1,8|
 |           |          |          |            |включительно        |
 |-----------+----------+----------+------------+--------------------|
 |средний    |          |          |            |Свыше 1,8 и  до  3,5|
 |           |          |          |            |включительно        |
 |-----------+----------+----------+------------+--------------------|
 |Автобусы   |          |          |Габаритная  |                    |
 |           |          |          |длина, м    |                    |
 |-----------+----------+----------+------------+--------------------|
 |особо малый|8 - 12    |8 - 12    |            |До 5 включительно   |
 |-----------+----------+----------+------------+--------------------|
 |малый      |8 - 28    |8 - 45    |            |Свыше  5  и  до  7,5|
 |           |          |          |            |включительно        |
 |-----------+----------+----------+------------+--------------------|
 |средний    |20 - 40   |35 - 90   |            |Свыше 7,5 и  до  9,5|
 |           |          |          |            |включительно        |
 |-----------+----------+----------+------------+--------------------|
 |большой    |20 - 55   |55 - 125  |            |Свыше 9,5  и  до  12|
 |           |          |          |            |включительно        |
 |-----------+----------+----------+------------+--------------------|
 |особо      |30 - 55   |150 - 190 |            |Свыше 16,0          |
 |большой    |          |          |            |                    |
 \-------------------------------------------------------------------/

Из-за неодинаковых условий в разных субъектах Российской Федерации (уровень доходов населения, тарифы, заработная плата водителей, цены на топливо и др.) базовая доходность и коэффициенты, корректирующие ее в зависимости от класса ТС и вида сообщения, могут различаться.


(Окончание следует)

Я. Шефтер

д.т.н., профессор

К. Трякин

Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.