Каков в настоящее время порядок предоставления льгот по налогу на прибыль, в частности, насколько правомерно применение дополнительных, а также индивидуальных льгот, установленных в законодательных актах субъектов Российской Федерации. Какие меры могут быть приняты при обнаружении несоответствия федеральному законодательству и Налоговому кодексу Российской Федерации положений таких актов в части установления дополнительных льгот по налогу на прибыль?
Письмом МНС России от 18.05.2000 N ВГ-6-02/381@ "По вопросу предоставления льгот по налогу на прибыль органами государственной власти субъектов Российской Федерации" сообщено, в частности, следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Кодекса федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются указанным Кодексом. При этом до введения в действие части второй Кодекса в пункте 5 статьи 3 Кодекса ссылки на положения Кодекса приравниваются к ссылкам на Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов (статья 5 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (с учетом изменений и дополнений).
Федеральным законом от 31.03.99 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" внесены изменения в пункт 9 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", согласно которым органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут предоставлять льготы по налогу исключительно в порядке и на условиях, которые предусмотрены частью первой Кодекса.
Частью первой Налогового кодекса не предусмотрена норма, закрепляющая право, а также порядок и условия предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельным категориям налогоплательщиков льгот по федеральным налогам в пределах сумм, поступающих в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
Учитывая изложенное, со дня вступления в силу Федерального закона от 31.03.99 N 62-ФЗ (с 1 апреля 1999 года) органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе устанавливать для отдельных категорий плательщиков льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты.
Относительно льгот по налогу на прибыль, установленных законодательными актами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона от 31.03.99 N 62-ФЗ, сообщаем, что они имеют юридическую силу и применяются до истечения срока, на который они были предоставлены, или до их отмены в соответствии с законодательством Российской Федерации, так как согласно пункту 2 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, к которым в части отдельных норм относится и указанный Федеральный закон, обратной силы не имеют.
Кроме того, следует иметь в виду, что Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" отменен пункт 2 статьи 56 Кодекса, определяющий порядок установления индивидуальных льгот по налогам.
При этом согласно статье 2 Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ индивидуальные налоговые льготы, предоставленные представительными органами власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления в период с 1 января 1999 года до дня вступления в силу данного Федерального закона, действуют в течение того срока, на который эти льготы были предоставлены. Если при установлении индивидуальных налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого эти льготы могут использоваться, то указанные индивидуальные налоговые льготы прекращают свое действие с 1 января 2000 года.
Кроме того следует учитывать, что в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, иных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке.
Таким образом, в случае противоречия правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральным законам налоговым органам следует обращаться в соответствующие органы прокуратуры в целях дальнейшего опротестования прокуратурой названных правовых актов.
Советник налоговой службы I ранга | Жукова О.Б. |
30 мая 2000 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.