Депутат Народного Хурала получил право запроса
в Конституционный Суд Бурятии
Законом Республики Бурятия от 14 апреля 2000 г. внесены существенные изменения в правовое регулирование осуществления судебного контроля за конституционностью издаваемых в Республике нормативных правовых актов по сравнению с редакцией Закона О Конституционном Суде Республики Бурятия, действовавшей с 25 октября 1994 г.
Принятие Закона в новой редакции обусловлено как положениями вступившего в силу 1 января 1997 г. Федерального конституционного закона О судебной системе Российской Федерации, в котором определены правовые основы конституционных (уставных) судов, так и пятилетней практикой работы Конституционного Суда Республики Бурятия. Учтен также опыт конституционных и уставных судов других субъектов Федерации.
Изменениям и дополнениям подверглись более 30 статей Закона, а также ст.101 Конституции Республики. В частности, уточнено назначение Конституционного Суда как высшего органа судебной власти, которое заключается в защите конституционного строя Республики Бурятия, основных прав и свобод граждан. Предусмотрено, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Республики определяются прежде всего Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в отличие от его прежней редакции, где они ставились в зависимость лишь от законодательства Республики.
Право обращения с запросом в Конституционный Суд Республики предоставлено, в отличие от предыдущей редакции, каждому депутату Парламента (Народного Хурала) Бурятии. По ранее действовавшему Закону с запросом могли обратиться лишь Народный Хурал в целом или одна пятая часть его депутатов. Это нововведение значительно увеличивает число субъектов права на обращение в Суд, что, по моему мнению, может благотворно сказаться на состоянии конституционной законности в Республике.
Расширены и полномочия Конституционного Суда: теперь, кроме перечисленных в самом Законе, Конституционный Суд вправе осуществлять полномочия, предоставленные ему также Конституцией и законами Республики, федеральными конституционными законами, а также договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Бурятия, заключенными в соответствии со ст.11 Конституции России, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля. За Конституционным Судом Республики сохранено право законодательной инициативы, а вот обязанность его председателя по внесению законодательной инициативы в случае отсутствия законодательного акта, без которого затруднительно соблюдение положений Конституции Республики, на мой взгляд обоснованно, исключена.
Законодатель отказался от конкретизации объектов конституционного контроля путем перечисления видов актов Президента и Правительства Республики, заменив их формулировкой иные нормативные акты органов государственной власти Республики Бурятия, что, видимо, позволит расширить рамки судебного контроля за органами исполнительной власти Республики.
Гарантии неприкосновенности судьи Конституционного Суда Республики устанавливаются теперь в соответствии с федеральным законодательством.
Конкретизировано содержание гл. IV, определяющей общие правила производства в Конституционном Суде, вместо ранее предусмотренного порядка его деятельности. Глава дополнена новыми статьями, в частности, ст.32, определяющей поводы и основания рассмотрения дела в Конституционном Суде. Обоснованно исключены содержавшиеся в прежней редакции Закона требования об уплате государственной пошлины, взимаемой с заявителей за обращение в Суд. Статья 37 Закона в новой редакции предусматривает право судьи после предварительного изучения обращения возвратить его заявителю с требованием устранения (в недельный срок) недостатков в оформлении. Определены конкретные основания отказа в принятии обращения к рассмотрению. Отдельной статьей (44) урегулированы вопросы рассылки материалов и оповещения участников о заседании Конституционного Суда.
Существенное значение имеет дополнение ст.55 нормой о том, что заключение эксперта для Конституционного Суда не обязательно и оценивается им по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся в деле материалов в их совокупности. Закон дополнен также нормами об основаниях прекращения производства по делу (ст.58) и окончании слушания дела (ст.59), порядке совещания судей по принятию итогового решения (ст.60).
Исключена несвойственная для Конституционного Суда обязанность вынесения им определения в адрес должностных лиц, допустивших нарушение законности. Это обоснованно, поскольку Конституционный Суд устраняет данное нарушение в своем решении, признавая норму не подлежащей применению.
Закон дополнен статьями, закрепляющими требования к изложению решения Конституционного Суда Республики и об особом мнении судьи. Особое мнение приобщается к делу, но его публикация не предусмотрена. Значительно дополнены и процессуальные нормы почти по всем видам производств Конституционного Суда. Определены субъекты права обращения с запросом по каждой категории дел, допустимость ставящихся в них вопросов и пределы проверки. Статьей 73 предусмотрено, что запрос о проверке конституционности закона, иного нормативного акта допустим, если он издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти Республики или к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и Республики Бурятия. Нормы гл. X Закона, регламентирующие процесс толкования Конституции Республики, говорят лишь о субъектах права обращения с запросом и обязательности решений Суда. В то же время анализ практики конституционных (уставных) судов субъектов Федерации говорит о необходимости регламентации и вопросов допустимости и пределов толкования основного закона субъекта.
Претерпели изменения нормы, определяющие условия назначения на должность судьи и сроки его работы. Впервые установлен минимальный возраст для кандидата в судьи 30 лет. Увеличен предельный возраст пребывания в должности судьи с 60 до 65 лет. Снижен (с 10 до 5 лет) стаж работы по юридической специальности, необходимый для кандидата в судьи, что вряд ли может положительно отразиться на качестве работы Суда. Сохранено требование о наличии у кандидата в судьи гражданства Республики Бурятия, что не соответствует федеральному законодательству.
К сожалению, Закон об органе, который призван обеспечить конституционный контроль, содержит и другие положения, не соответствующие федеральному законодательству.
Так, в тексте присяги судьи Конституционного Суда Республики (ст.12) отсутствует ссылка на Конституцию РФ, что противоречит ст.5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".
В Законе несколько усилена роль Председателя Конституционного Суда Республики, который наделяется правом предлагать Президенту Республики кандидатуры на должность судей Конституционного Суда (п.9 ч. 1 ст.18) и правом решать вопросы, связанные с присвоением квалификационных классов судьям (п.10 ч. 1 ст.18). Такая роль Председателя может существенно ослабить равноправие судей.
Как и в прежней редакции, возможность проведения закрытого заседания Конституционного Суда не согласуется с положениями ст.9 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", устанавливающими, что слушание дел в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Статья 47 Закона предусматривает возможность личного досмотра желающих присутствовать на заседании Конституционного Суда, которая затрагивает право граждан на неприкосновенность и в соответствии с положениями ч. 1 ст.22 и ч. 3 ст.55 Конституции РФ может быть установлена лишь федеральным законом.
Сроки вступления в силу решений Суда немедленно после провозглашения (ст.66) и исполнения решения немедленно после опубликования (ст.67) не совпадают по времени, что вызовет трудности при их исполнении. В прежней редакции Закон предусматривал отмену или приостановление действия нормы, признанной неконституционной, с момента оглашения решения в заседании Конституционного Суда. Представляется, что такое урегулирование вопроса более удачно.
Высказанные замечания не умаляют достоинство новой редакции Закона О Конституционном Суде Республики Бурятия, которая, безусловно, является заметным шагом в развитии конституционной юстиции не только в Республике Бурятия, но и в целом в Российской Федерации. В будущем на основе опыта применения нового Закона и практики судов других субъектов он должен освободиться от выявляемых недостатков.
В. Боброва,
начальник отдела по обеспечению деятельности
Полномочного представителя Президента РФ
в Конституционном Суде РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Депутат Народного Хурала получил право запроса в Конституционный Суд Бурятии
Автор
В. Боброва - начальник отдела по обеспечению деятельности Полномочного представителя Президента РФ в Конституционном Суде РФ
"Российская юстиция", 2000, N 8, стр. 7