Налоговое обозрение (Е. Воловик, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 36, сентябрь 2000 г.)

Налоговое обозрение


Австралия


Налоговое ведомство Австралии сообщило о том, что зарубежные участники - чемпионы XXVII летних Олимпийских игр 2000 г. в Сиднее, получившие денежные доходы от участия в Олимпиаде, могут стать плательщиками подоходного налога с физических лиц при выезде из Австралии. Доходы иностранных участников Олимпийских игр, полученные из источников на территории Австралии, будут облагаться по тем же нормам, что и австралийских налогоплательщиков.

Как известно, медалисты олимпиад в дополнение к завоеванным олимпийским наградам никаких денежных сумм от международного Олимпийского комитета не получают. Однако многие победители получают денежные премии от своих спонсоров.

Денежные призы, выплаченные чемпионам по их возвращении домой национальными государственными органами и национальными олимпийскими комитетами, налогообложению в Австралии не подлежат.


Великобритания


Налоговое ведомство Великобритании сообщило об освобождении от налога на наследование наград. Знаки наград, владельцы которых не менялись в обмен на деньги, теперь освобождаются от налога на наследование. Помимо высокой моральной ценности награды обычно имеют и значительную материальную стоимость. Необходимость уплаты налога на наследование наград вынуждала наследников их продавать в случаях, когда у них не оказывалось средств для уплаты налога. В итоге наследникам приходилось расставаться с предметами, которые они хотели бы сохранить как память о заслугах их предков.

Награды, владельцы которых сменились в обмен на денежное возмещение, освобождению от налога на наследование не подлежат.


* * *


Деловые круги Великобритании заявляют о необходимости упрощения системы взимания подоходного налога с физических лиц у источника выплаты, поскольку эта система характеризуется высокими дополнительными издержками для английских компаний. При этом реформа взимания подоходного налога не должна создавать дополнительных сложностей для малых предприятий и служить препятствием для создания новых рабочих мест.

Система взимания подоходного налога у источника была внедрена в Великобритании в 1945 г. и вследствие множества поправок, внесенных в нее на протяжении прошедших с тех пор десятилетий, стала чрезвычайно громоздкой и неуклюжей. Применение этой системы приводит также к высоким административным издержкам.


Израиль


Министерство финансов Израиля реализует план снижения налогов с продаж, который коснется широкой номенклатуры потребительских товаров и средств производства. Снижение налогов началось в середине августа этого года.

Размер налога с продаж сокращается по 630 товарным позициям. По некоторым позициям налог отменяется. Вследствие снижения налогов израильский бюджет будет терять, согласно оценкам экспертов, примерно 1,3 млрд шекелей ежегодно. С целью компенсации этих потерь в ближайшей перспективе примерно 1 млрд шекелей будет заимствован из бюджета 2001 г., а 300 млн шекелей правительство надеется получить дополнительно за счет роста потребительских расходов, обусловленных снижением налога с продаж.

Казначейство страны разделило все товары на пять групп. В первую группу вошли небольшие бытовые приборы, налог с продаж на которые начислялся по ставкам от 10 до 45%, а с 15 августа этого года отменен. С этого же времени снижен размер ставки налога с продаж на косметику с 10 до 5%, на крупную бытовую технику - с 30-65% до 10-15%, бытовую аудио- и видеоэлектронику - с 45-80% до 45%. Снижается также ставка налога с продаж на материалы для строительной промышленности.

Снижение налогов не затронет НДС, взимаемый по ставке 17%, и сбор на импорт автомобилей.

Налоговые поступления в Израиле в 2000 г. опережают прогнозные цифры. За первые семь месяцев 2000 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года они выросли на 17%. Прежде всего это объясняется ускорением экономического роста страны.

По данным министерства финансов Израиля, в 2001 г. правительство сможет позволить себе снизить налоги на 2 млрд шекелей, обеспечив при этом необходимое наполнение бюджета и не превысив цифры бюджетного дефицита, запланированные на этот год.

Дополнительные поступления в бюджет ожидаются в результате проведения реформы системы прямого налогообложения при условии, что реформа будет поддержана парламентом страны. В рамках проекта реформы предусматривается ввести налог на прирост капитала и расширить границы диапазонов шкалы подоходного налога.


Соединенные Штаты Америки


Нижняя палата американского парламента одобрила внесение в законодательство поправки, предписывающей казначейству США, почтовому ведомству и некоторым другим федеральным структурам сообщать об используемых ими методиках сбора информации о личных данных посетителей сайтов этих ведомств в сети Интернет. Внесение поправки - это результат опасения общественности того, что отслеживание маршрутов "путешествий" посетителей по сайтам даст ведомствам возможность накапливать сведения о персональных привычках граждан.

Изменение законодательства затронет интересы службы внутренних доходов США, таможенной службы США, бюро по алкоголю, табаку и стрелковому оружию.


* * *


В казначействе США подвергли критике предложение Европейского союза по обложению налогом на добавленную стоимость "цифровых услуг", предоставляемых неевропейскими компаниями потребителям - физическим лицам внутри ЕС. Во-первых, оппоненты отмечают, что если следовать предложениям ЕС, то книги и газеты, доставленные потребителю электронным способом, будут облагаться по более высоким ставкам, чем их материальные эквиваленты. Программное обеспечение в материальном виде, стоимость которого не превышает определенный уровень, физически доставленное потребителю в ЕС, будет освобождено от уплаты НДС, в то время как его цифровой аналог будет подлежать обложению этим налогом. Тем самым, полагают американцы, нарушается основной принцип налогообложения - принцип нейтральности. Согласно этому принципу налогообложение сделок не должно зависеть от того, осуществлена ли сделка традиционным или "электронным" способом.

Во-вторых, уплата НДС неевропейскими поставщиками цифровых услуг в конечном счете приведет к тому, что в соответствующие налоговые органы начнет стекаться информация об адресах и покупательских пристрастиях потребителей в странах ЕС. В результате, как полагают американцы, с одной стороны, подвергаются опасности права личности на защиту личной информации, а с другой - национальные правительства получают возможность контролировать деятельность своих налогоплательщиков.

В-третьих, примеру стран ЕС могут последовать и третьи страны. Если это произойдет, частным компаниям - поставщикам "цифровых услуг" придется регистрироваться в качестве плательщика НДС во множестве стран мира, что может создать неодолимые препятствия для развития электронной коммерции в мировых масштабах. Законопослушные компании будут безуспешно пытаться регистрироваться в сотне стран мира, а клиенты будут искать сайты компаний, которые еще не зарегистрировались и поэтому не уплачивают НДС.

В-четвертых, неясен принцип взимания НДС. Согласно замыслу неевропейские поставщики "цифровых услуг" должны будут начислять налог, взимать его и перечислять в ЕС. При этом остается неясным, как поставщик услуг сможет установить налоговый статус своего клиента, т.е. является ли он физическим или юридическим лицом. Столь же непонятно, как поставщик услуги сможет установить налоговую резидентность клиента. У оппонентов из США складывается впечатление, что предложение ЕС может быть реализовано лишь в том случае, когда будут использованы исключительно радикальные подходы, например контроль за всей скачиваемой клиентом из сети информации или блокировка доступа к сайту поставщика.


Филиппины


В Филиппинах подписан закон N А 8792 об электронной коммерции, в котором разъясняются правомочность использования и правовой статус коммерческих и некоммерческих сделок в сети, а также статус документов, представленных в электронном виде. В частности, закон определяет правомочность использования электронных подписей.

Вместе с тем закон не касается таких проблем налогообложения в киберпространстве, как определение понятий источника дохода постоянного представительства, установление принципов начисления и взимания налога на добавленную стоимость, определение принципов взимания налога у источника. Таким образом, бюро внутренних доходов Филиппин будет продолжать использовать в сфере электронной коммерции обычные нормы налогообложения.


Финляндия


20 июля 2000 г. министерство финансов Финляндии опубликовало проект государственного бюджета на 2001 г. Размеры ставок налогов во всех диапазонах прогрессивной налоговой шкалы предлагается снизить более чем на 1,5%. В результате этого снижение подоходного налога для наемных работников и пенсионеров оценивается цифрой в 5 млрд финских марок. С учетом дополнительного снижения налогов, направленного на компенсацию инфляции, сокращение налогового бремени достигнет 6 млрд марок.

Одновременно со снижением налогов в бюджете предусматривается сокращение национального долга на 13,2 млрд марок. Добиться этого правительство Финляндии планирует за счет экономического роста, который на 2001 г. прогнозируется на уровне 4,2%.


* * *


Министерство финансов Финляндии предложило восстановить особый режим налогообложения высококвалифицированных зарубежных специалистов, прибывших работать в Финляндию. Согласно установленному ранее законодательству высококвалифицированные работники, приехавшие из-за рубежа для работы в университетах и компаниях Финляндии после 1996 г., имели право либо выбрать режим налогообложения, в соответствии с которым налог с полученных ими доходов на протяжении двух лет удерживался у источника выплаты заработной платы по ставке 35%, либо они могли уплачивать подоходный налог в обычном режиме по более высоким ставкам прогрессивной шкалы налогообложения.

Специальный режим налогообложения распространялся на доходы, полученные за выполнение работ, выполненных в период с 1 января 1996 г. по 31 декабря 1999 г., и был отменен в связи с тем, что в Финляндии ожидали решения Европейской комиссии относительно совместимости такого режима с законодательством Европейского союза. После того, как в июле этого года Европейская комиссия вынесла положительное заключение по этому вопросу, министерство финансов Финляндии предложило возобновить с начала 2001 г. осуществление специального режима налогообложения высококвалифицированных зарубежных работников.


Франция


Представители Министерства экономики, финансов и промышленности Франции, а также профсоюзов, объединяющих работников этого министерства, провели 7 июля 2000 г. заседание технического комитета, на котором обсудили перспективы реформирования министерства. Обсуждались следующие вопросы:

планы по созданию управления по работе с крупными налогоплательщиками, в ведение которого с января 2002 г. поступят 17 тыс. французских компаний;

перспективы создания единого лицевого счета налогоплательщика;

текст налоговой декларации по уплате подоходного налога, которая будет выслана налогоплательщикам в июне 2001 г.

Были также обсуждены графики создания сети Интранет министерства, а также справочного центра генерального управления налогообложения.


Югославия


Парламент Югославии 25 июля этого года повысил ставки федерального налога с продаж. Продажи сельскохозяйственных машин будут облагаться по ставке 1% (размер прежней ставки - 0,6%), прочих товаров - по ставке от 2 до 5%, оказание услуг будет облагаться по ставке от 2 до 3%.

Поступления от налога с продаж пойдут на финансирование югославской армии. По оценкам экспертов, повышение ставок налога с продаж даст возможность в период с августа по декабрь 2000 г. дополнительно мобилизовать в бюджет 2 млрд динаров.


Япония


Образованный премьер-министром Японии Совет по налогообложению представил в правительство свой доклад, в котором содержатся рекомендации по проведению национальной налоговой реформы в среднесрочной перспективе. По мнению авторов доклада, для того чтобы избежать финансовой катастрофы, Японии необходимо принять меры по усилению налогового бремени. Это вызвано быстрым старением населения Японии, низким уровнем рождаемости, ростом бюджетного дефицита. В докладе подчеркивается, что финансы Японии по сравнению с финансами промышленно развитых стран находятся в самом тяжелом состоянии. Доходы от сбора налогов составляют всего 57,3% всех поступлений в бюджетную систему страны.

Авторы доклада рекомендуют снизить размер необлагаемого минимума доходов при начислении подоходного налога, повысить налог с продаж, а также изменить порядок налогообложения предприятий.

Ставки подоходного налога с физических лиц в Японии являются одними из самых низких среди промышленно развитых стран. Размер консолидированной ставки подоходного налога (с учетом национального и местного налогов) не превышает 50%. Снижение размера необлагаемого минимума доходов при начислении подоходного налога даст возможность расширить налогооблагаемую базу. Одновременно предлагается пересмотреть систему вычетов (стандартный вычет, вычет на супругов, на содержание иждивенцев и т.д.). Предполагается также пересмотреть режим предоставления специального налогового кредита по займам на строительство жилья, который был установлен в целях стимулирования жилищного строительства.

Предложено уменьшить нижнюю границу показателя освобождения от налога на наследование, что расширит круг налогоплательщиков. Одновременно предлагается снизить размер максимальной ставки обложения налогом на наследование и установить более пологую шкалу для его взимания. Последнее даст возможность привести в соответствие системы обложения физических лиц налогом на наследование и подоходным налогом.

По сравнению с другими странами мира размеры налогов на потребление и размеры отчислений в систему социального страхования в Японии минимальны. Так, ставка налога на потребление, включая местный налог, составляет всего 5%. Ее повышение в условиях снижения рождаемости и старения населения даст возможность более равномерно распределить повышенную налоговую нагрузку между всеми группами населения, не ограничивая состав налогоплательщиков одним лишь занятым населением.

Относительно реформы системы налогообложения предприятий предлагается кардинально изменить налогообложение юридических лиц, которые регулярно сообщают об убыточности своих предприятий. Для этой категории налогоплательщиков авторы доклада предлагают вместо местного налога на прибыль установить некий отдаленный аналог российского единого налога на вмененный доход. Размер ставки такого налога предлагается определять в зависимости не от размеров прибыли предприятия, а от некоторых "объективных показателей", к которым предлагается отнести объем производственных затрат; размеры фонда оплаты труда работников, амортизируемых активов, основного капитала; количество офисных помещений и т.д. При этом эксперты исходят из того, что такой подход к налогообложению предприятий ослабит зависимость размеров налоговых поступлений от цикличности производственных процессов и даст возможность повысить стабильность источников финансирования доходной части бюджетов местных органов управления.


Е. Воловик,

государственный советник

налоговой службы III ранга



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.