Прошу дать разъяснения по следующим вопросам:
1. Соответствует ли Временное положение о правилах размещения наружной рекламы в г. Коврове Закону "О рекламе"?
2. Почему Управление троллейбусного транспорта должно заключать не договор о возмездном оказании услуг, а договор аренды муниципального имущества при размещении наружной рекламы? Ведь мы имущество в аренду не сдаем, а представляем места на бортах троллейбуса для размещения рекламы.
3. Почему Управление троллейбусного транспорта должно получать разрешение на распространение наружной рекламы, если она (реклама) не противоречит Закону "О рекламе"?
4. Почему нужно платить за разрешение на размещение наружной рекламы, если рекламораспространитель и рекламодатель платят налог на рекламу?
5. Распространяется ли данное Временное положение только на наружную политическую и социальную рекламу и не распространяется на рекламу товаров?
1. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон) под наружной рекламой понимается распространение рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения.
Из приведенного определения следует, что реклама на транспортных средствах к наружной рекламе не относится, так как транспортные средства не могут быть отнесены к техническим средствам стабильного территориального размещения.
Данный вывод подтверждается также тем фактом, что из анализа ст. 14 "Особенности наружной рекламы" и 15 "Особенности рекламы на транспортных средствах и почтовых отправлениях" Федерального закона следует, что наружная реклама и реклама на транспортных средствах - понятия разные.
Согласно п. 2.2 Временного положения о правилах размещения наружной рекламы в г. Коврове, утвержденного решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 5 апреля 2000 г. N 27/6 (далее - Временное положение), "наружная реклама - это реклама, распространяемая на территории города в виде плакатов, объявлений, стендов, табло и иных технических средств территориального размещения в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ".
Как можно заметить, в примененном во Временном положении понятии наружной рекламы во фразе "иных технических средств стабильного территориального размещения" (как это приведено в Федеральном законе) пропущено слово "стабильного", и смысл изменился. Более того, в п. 3.1.4 Временного положения средства общественного транспорта (автобусы, троллейбусы, маршрутные такси) отнесены к типам средств размещения наружной рекламы.
В соответствии с Федеральным законом из перечисленных вами видов распространения рекламы (размещение рекламы на бортах кузова троллейбусов, в салонах троллейбусов и на опорах контактной сети) под понятие наружной рекламы подпадает только размещение рекламы на опорах контактной сети.
Таким образом, Временное положение в части отнесения рекламы на транспортных средствах к наружной рекламе не соответствует Федеральному закону.
2. Временное положение не соответствует Федеральному закону и в части ограничения типа договора, который должен заключаться с рекламодателем при распространении наружной рекламы. Пунктом 3 ст. 14 Федерального закона установлено, что распространение наружной рекламы путем установки на территории (в том числе на территориях памятников культуры, ритуальных объектов, охраняемых природных комплексов), здании, сооружении и ином объекте, а также определение размера и порядка внесения платы за распространение указанной рекламы осуществляются на основании договора с собственником либо с лицом, обладающим вещными правами на имущество, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении его вещными правами на имущество, и при наличии разрешения, предусмотренного п. 2 настоящей статьи.
Следовательно, с точки зрения Федерального закона распространение наружной рекламы может быть осуществлено как на основании договора аренды, так и на основании возмездного оказания услуг.
Аналогично решается вопрос и при распространении рекламы на транспортных средствах. Пункт 1 ст. 15 Федерального закона не ограничивает тип договора, который должен быть заключен рекламодателями с собственниками транспортных средств или с лицами, обладающими вещными правами на транспортные средства, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении лиц, обладающих вещными правами на это имущество.
3. В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона распространение наружной рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с:
- соответствующим органом управления автомобильных дорог, а также с территориальным подразделением Государственной автомобильной инспекции федерального исполнительного органа внутренних дел - в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог, за пределами территории городских и сельских поселений;
- территориальным подразделением Государственной автомобильной инспекции федерального исполнительного органа внутренних дел - на территориях городских и сельских поселений;
- соответствующим органом управления железными дорогами - в полосе отвода железных дорог.
Таким образом, согласно Федеральному закону при распространении наружной рекламы необходимо получить разрешение соответствующего органа местного самоуправления.
4. В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы с учетом требований, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, взимается плата в порядке и в размерах, устанавливаемых соответствующим органом местного самоуправления по согласованию с соответствующими органами, указанными в настоящем пункте. При этом размер платы не должен превышать величину расходов на проведение работ по выдаче разрешений на распространение наружной рекламы, определению мест ее распространения и контролю за состоянием наружной рекламы и технических средств ее стабильного территориального размещения.
Таким образом, согласно Федеральному закону при распространении наружной рекламы за получение разрешения соответствующего органа местного самоуправления предусмотрена плата.
5. Согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона настоящий Закон не распространяется на политическую рекламу. Таким образом, распространение Временного положения на наружную политическую рекламу (п. 10.1 Временного положения) не соответствует Федеральному закону и вступает в противоречие с п. 1.1 Временного положения, в котором утверждается, что "настоящее Положение о правилах размещения наружной рекламы в г. Коврове определяет порядок выдачи разрешений на размещение наружной рекламы на территории г. Коврова и разработано в соответствии с Федеральным законом "О рекламе" N 108-ФЗ от 14.06.95".
Что касается социальной рекламы, то ее распространение регулируется ст. 18 Федерального закона. В соответствии с п. 1 данной статьи социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей. В ней не должны упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки (модели, артикулы) их товаров, равно как и марки (модели, артикулы) товаров, являющихся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.
Таким образом, с точки зрения Федерального закона социальная реклама и наружная реклама - понятия разные, и Временное положение не должно распространяться на правила размещения наружной рекламы.
Т. Ладнева,
начальник консультационного
отдела АК "БДО Руфаудит"
Выпуск АКДИ БП N 24, июнь 2000 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.