О едином социальном налоге
Одним из направлений мобилизации средств, предназначенных для финансирования мероприятий по государственному социальному страхованию, является совершенствование работы по учету и контролю за поступлением страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. В соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации, принятой Федеральным законом от 5.08.2000 г. N 117-ФЗ (далее - Закон N 117-ФЗ), с 1 января 2001 г. вводится единый социальный налог. Идея его введения возникла еще в 1998 г., когда Министерством Российской Федерации по налогам и сборам предлагалось при сохранении существующего механизма сбора страховых взносов ввести для всех фондов единую налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако эти предложения в то время остались невостребованными, но проблемы остались.
Принятый Законом N 117-ФЗ единый социальный налог - альтернатива существующему порядку обложения предприятий взносами в различные внебюджетные социальные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), Государственный фонд занятости населения (ГФЗН РФ) - и ответственности плательщиков перед ними. В настоящее время для всех этих фондов в принципе установлена одна и та же база - выплаты, начисленные в пользу работников, но разные ставки (ПФР - 29%, ФОМС - 3,6%, ГФЗН РФ - 1,5%, ФСС РФ - 5,4%), в совокупности составляющие 39,5%.
Если рассматривать данный вопрос с позиции налогоплательщика, то дело обстоит следующим образом. В настоящее время плательщик страховых взносов представляет отдельные формы отчетов в каждый из фондов в установленные сроки; уплачивает страховые взносы в сроки, установленные каждым фондом. При этом фонды:
представляют отсрочки по просроченным платежам на различных условиях;
каждый фонд проводит отдельные проверки предприятий, работая с одними и теми же документами на выплату заработной платы;
каждый фонд имеет свое мнение по поводу того, как облагать каждую выплату из существующего множества видов различных выплат работникам предприятия, каковы особенности и условия этого обложения. В настоящее время существует свыше тысячи различных писем, указаний, разъяснений фондов на этот счет, и малейшая ошибка бухгалтера может привести предприятие на грань банкротства из-за финансовых санкций каждого фонда.
Единый социальный налог снимает указанные проблемы. Введение такого налога, не ликвидируя государственные внебюджетные социальные фонды (кроме ГФЗН РФ), устанавливает единую налогооблагаемую базу. При этом уменьшаются начисления на заработную плату (тариф страховых взносов снижается с 39,5% до ставки единого социального налога 35,6% от налоговой базы с введением регрессивной шкалы налогообложения), сокращается отчетность, вводится единый порядок применения финансовых санкций и сокращается количество проверок плательщиков.
Следует отметить, что единый социальный налог не предполагает уплату его части в ГФЗН РФ. Не стоит опасаться того, что с ликвидацией Фонда занятости трудящиеся лишатся пособий, выплачиваемых за счет средств этого Фонда. С введением единого социального налога обеспечение такими пособиями будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, т.е. государства.
Что касается совершенствования механизма налогового администрирования в части платежей в государственные социальные внебюджетные фонды, то ст. 9 Федерального закона от 5.08.2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Кроме того, Закон N 118-ФЗ установил, что в отношении плательщиков единого социального налога налоговые органы:
проводят все предусмотренные НК РФ мероприятия по налоговому контролю, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды;
проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации;
взыскивают суммы недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшиеся на 1 января 2001 г., в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Кроме того, Законом N 118-ФЗ предусмотрены нормы, касающиеся порядка погашения задолженности или возврата излишне уплаченных сумм по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, в соответствии с которыми:
налогоплательщик в случае излишней уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды по состоянию на 1 января 2001 г. имеет право произвести зачет этих сумм в счет уплаты единого социального налога или произвести возврат в порядке, установленном НК РФ;
недоимка (задолженность по уплате налогов и взносов в ПФР, ФСС РФ, ГФЗН РФ и ФОМС) и соответствующие пени должны уплачиваться в порядке, действующем до введения в действие части второй НК РФ; при этом недоимка, пени и штрафы по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации уплачиваются в федеральный бюджет;
порядок и условия проведения реструктуризации задолженности по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2000 г., определяет Правительство Российской Федерации;
отсрочки (рассрочки) по уплате взносов, предоставленные до введения в действие части второй НК РФ ПРФ, ФСС РФ, ГФЗН РФ и ФОМС, а также решения о реструктуризации сумм задолженности по взносам и начисленным пеням в указанные государственные социальные внебюджетные фонды, принятые до введения в действие части второй НК РФ, применяются в соответствии с условиями, на которых они были предоставлены;
с 1 января 2001 г. при нарушении налогоплательщиком условий, на основании которых была предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, либо условий уплаты налогов органами государственных внебюджетных фондов на основании представления налоговых органов в течение 5 дней будет приниматься решение об отмене решения о предоставлении отсрочки (рассрочки). При этом сумма задолженности взыскивается налоговыми органами в порядке, установленном НК РФ.
Следует отметить, что ст. 9 Закона N 118-ФЗ предусмотрено, что порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в указанные фонды, а также иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, т.е. за фондами остаются функции расходования средств по государственному пенсионному, социальному и медицинскому страхованию.
Кроме того, сохранены особенности исчисления и уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в фонды обязательного медицинского страхования, а именно:
взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования (ст. 11 Закона N 118-ФЗ);
взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти за счет средств, предусматриваемых на эти цели в соответствующих бюджетах (ст. 19 Закона N 118-ФЗ).
В настоящее время контроль за поступлением средств по указанным видам страхования осуществляют соответствующие фонды.
Рассмотрим более подробно основные положения главы 24 "Единый социальный налог (взнос)".
Сумма единого социального налога (далее - налог) должна исчисляться налогоплательщиками отдельно по каждому социальному внебюджетному фонду (ПФР, ФСС РФ, федеральному и территориальному фондам обязательного медицинского страхования) и, скорее всего, будет перечисляться на счета фондов отдельными платежными поручениями.
Налогоплательщики (ст. 235)
Глава 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - глава 24) расширила круг плательщиков, а именно плательщиками единого социального налога стали физические лица, выступающие в качестве работодателей и производящие выплаты наемным работникам.
Теперь законодательно закреплена норма (п. 2 ст. 235 главы 24), в соответствии с которой в том случае, если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в п.п. 1 и 2 п. 1 настоящей статьи НК РФ, он признается налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию, т.е. индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты являются плательщиками социального налога как со своего дохода, так и с дохода, начисленного в пользу наемных работников.
В главе 24 сохранена норма, в соответствии с которой не являются налогоплательщиками организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с нормативными (правовыми) актами субъектов Российской Федерации на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в части доходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности.
Объект налогообложения (ст. 236)
Значительно расширились объекты налогообложения по сравнению с действующими в настоящее время для исчисления страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Так, наряду с ранее облагаемыми выплатами, вознаграждениями и иными доходами, начисляемыми работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждениями по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам, объектом налогообложения с 1 января 2001 г. будут также и выплаты, производимые по лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков (работодателей) (за исключением налогоплательщиков - физических лиц) в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором. Что касается ФСС РФ, то в налогооблагаемую базу не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам (п. 3 ст. 238). Данный подход к налогообложению по ФСС РФ действует и в настоящее время.
Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них сохранился подход к налогообложению, действующий до вступления в силу главы 24: объектом налогообложения являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. С 2001 г. такой же порядок уплаты установлен и для родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохранена норма, в соответствии с которой объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.
Налоговая база (ст. 237)
Главой 24 предусмотрено, что при определении налоговой базы для налогоплательщиков (работодателей) учитываются любые доходы (за исключением указанных в ст. 238 НК РФ), начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме, в виде материальных, социальных и иных благ или в виде иной материальной выгоды.
Статья 237 содержит новую норму, в соответствии с которой указанные выплаты (в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков (работодателей) в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором) не признаются объектом налогообложения, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации.
Новым является и то, что выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, а также выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, не признаются объектом налогообложения в части сумм, не превышающих 1000 руб. в расчете на календарный месяц.
Отличительная особенность единого социального налога в том, что работодатель должен будет определять налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. При этом п. 2 ст. 237 установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей (т.е. по нескольким местам работы).
Таким образом, в том случае, если работник получает налогооблагаемые доходы от нескольких работодателей и совокупная налоговая база, исчисленная по нескольким местам работы, подпадает под иную ставку социального налога, право на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога не возникает. Это обусловлено тем, что плательщиком единого социального налога является не сам работник, а работодатель. При этом производится начисление налога на выплаты в пользу работника, а не его удержание из заработной платы как подоходного налога.
Что касается налоговой базы для индивидуальных предпринимателей, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов, то при ее исчислении имеется отсылочная норма к отдельным статьям главы 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц", в соответствии с которой, в расходы могут быть отнесены только "профессиональные налоговые вычеты" (ст. 221 главы 23). Отнесение в расходы "Стандартных налоговых вычетов" (ст. 218 главы 23), "Социальных налоговых вычетов" (ст. 219 главы 23) и "Имущественных налоговых вычетов" (ст. 220 главы 23), которые участвуют в расчете подоходного налога при расчете единого социального налога, законом запрещено (п. 3 ст. 237 главы 24).
Новым является еще и то, что с введением в действие главы 24 НК РФ налоговая база расширяется на сумму дополнительной материальной выгоды, к которой, в частности, относятся:
дополнительная выгода от оплаты (полностью или частично) работодателем приобретаемых для работника и (или) членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника;
дополнительная выгода от приобретения работником и (или) членами его семьи у работодателя товаров (работ, услуг) на условиях, более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях их продавцами, не являющимися взаимозависимыми с покупателями (клиентами);
материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях, определяемая по правилам, предусмотренным п. 2 ст. 212 НК РФ;
материальная выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в п.п. 9 п. 1 ст. 238 НК РФ) в случаях, когда страховые взносы полностью или частично вносились за него работодателем.
Фонд социального страхования имеет сейчас право расходовать начисленные страховые взносы на выплату пособий по временной нетрудоспособности и других пособий непосредственно на предприятии, а в Фонд перечислять только разницу. Не будет ли означать введение единого социального налога отмену такого права, не придется ли потом работающим на предприятии идти еще в какие-то учреждения, стоять в очереди за получением своих денег?
В главе 24 НК РФ сохранена особенность определения налоговой базы по Фонду социального страхования Российской Федерации - "остаточный принцип", а именно: сумма налога, зачисляемая в составе социального налога в ФСС РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на произведенные ими самостоятельно расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 243).
Суммы, не подлежащие налогообложению (ст. 238)
В отношении сумм, не подлежащих налогообложению, по сравнению с Перечнями выплат, на которые не начисляются страховые взносы, следует сказать, что НК РФ предусмотрены как меры ужесточающего характера, так и предоставление дополнительных льгот по уплате социального налога.
Ограничены виды материальной помощи, оказываемой работникам (п. 3 ст. 238), которые не облагаются социальным налогом. Кроме того, можно отметить более широкую социальную направленность данного закона в отличие от ранее действовавших законодательных актов (Перечней выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР, ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования).
Так, главой 24 (п.п. 4, 5 п. 1 ст. 238) предусмотрены нормы, в соответствии с которыми не включаются в состав доходов, подлежащих налогообложению, суммы, выплаченные работодателями за счет средств, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций, а именно:
суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (за исключением туристических путевок), выплачиваемые работодателями своим работникам и (или) членам их семей;
суммы, уплаченные работодателями из средств, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций, за лечение и медицинское обслуживание работников, их супругов, родителей или детей, при наличии у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также при наличии документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание.
Указанные доходы освобождаются от налогообложения как в случае безналичной оплаты работодателями медицинским учреждениям расходов на лечение и медицинское обслуживание работников (членов их семей), так и при выдаче денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно работнику (членам его семьи) или зачислении средств, предназначенных на эти цели, на счета работников (членов их семей) в учреждениях банков.
При оказании материальной помощи бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, в состав доходов не включаются суммы, не превышающие в год 2000 руб.
Удовлетворены просьбы садоводов в части освобождения от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 238 не включаются в налогооблагаемую базу суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
Что касается доходов членов крестьянского (фермерского) хозяйства, то не включаются в состав доходов, подлежащих налогообложению, те доходы, которые получены в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства. Настоящая норма применяется в отношении доходов тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой, как члены другого подобного хозяйства (п.п. 7 п. 1 ст. 238 главы 24).
Кроме того, п.п. 8 п. 1 ст. 238 введена норма, в соответствии с которой не включаются в состав доходов, подлежащих налогообложению, доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, в том случае если данные общины зарегистрированы в установленном порядке, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла.
В настоящее время страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды на перечисленные доходы начисляются.
Налоговые льготы (ст. 239)
В отличие от льгот, действовавших до введения в действие единого социального налога, главой 24 введены ограничения по льготам, предоставляемым в виде освобождения от уплаты налога. Так, организации любых организационно-правовых форм освобождены от уплаты налога с сумм доходов, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода, начисленных работникам, являющимся инвалидами I, II, III групп.
Для других категорий работодателей введен также критерий до 100 000 руб., но с некоторыми особенностями: они освобождены от уплаты налога с сумм доходов, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника независимо от того, является он инвалидом или нет. Данный критерий установлен для:
общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, и их структурных подразделений;
организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработанной платы инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25%;
учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов (данная категория работодателей ранее от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды не освобождалась).
Аналогичное ограничение установлено для индивидуальных предпринимателей, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов, являющихся инвалидами I, II и III групп: они освобождены от уплаты единого социального налога в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода.
Подпунктом 4 п. 1 ст. 239 введена новая льгота, касающаяся освобождения от уплаты единого социального налога, в части сумм налога, зачисляемого в ФСС РФ, индивидуальных предпринимателей, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов. Следует отметить, что ранее для индивидуальных предпринимателей действовал принцип "добровольности", т.е. только в случае уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования индивидуальные предприниматели пользовались пособиями по государственному социальному страхованию. Введенная норма, скорее всего, не лишает права на обеспечение пособиями по государственному социальному страхованию, так как данная категория отнесена к плательщикам единого социального налога, но при этом ей предоставлена льгота по уплате части налога, подлежащего зачислению в ФСС РФ.
Новым является и то, что определены правоотношения с иностранными гражданами (п. 2 ст. 239). Если иностранные граждане и лица без гражданства не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем, то доходы таких иностранных граждан, являющихся индивидуальными предпринимателями, или выплаты в пользу работника (иностранного гражданина) облагаются единым социальным налогом.
Налоговый период (ст. 240). Порядок исчисления и уплаты налога (ст. 243)
Налоговым периодом для единого социального налога признан календарный год. Определено, что налогоплательщики-работодатели должны представлять налоговую декларацию один раз в год, а в течение года производить уплату авансовых платежей по налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца.
Кроме того, банк не вправе выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если он не представил платежных поручений на перечисление налога.
В свою очередь налогоплательщики, не являющиеся работодателями, будут обязаны уплачивать авансовые платежи на основании налоговых уведомлений:
1) за январь-июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
2) за июль-сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
Исчисление суммы авансовых платежей на текущий налоговый период, подлежащей уплате налогоплательщиками, не являющимися работодателями, за исключением адвокатов, будет производиться налоговым органом в порядке, определенном главой 24.
Следует отметить, что несмотря на то что налогоплательщики теперь должны представлять отчетность по единому социальному налогу налоговым органам, в Законе предусмотрена норма, в соответствии с которой за налогоплательщиками также закреплена обязанность представлять сведения в:
в Пенсионный фонд Российской Федерации - в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования;
в Фонд социального страхования Российской Федерации - о суммах, использованных на выплаты по государственному социальному страхованию.
Необходимость представлять данные сведения в Фонд социального страхования Российской Федерации продиктована тем, что по данному фонду в Законе заложен "остаточный" принцип зачисления части суммы социального налога, подлежащей зачислению в этот Фонд, о чем уже говорилось ранее.
Ставки налога (ст. 241)
С введением единого социального налога на налогоплательщика-работодателя ложится обязанность по исчислению данного налога в расчете на каждого работника нарастающим итогом с начала года по регрессивной шкале по ставкам, установленным ст. 241 главы 24. Данной статьей предусмотрены различные ставки для разных категорий плательщиков.
При исчислении суммы социального налога используется величина налоговой базы в среднем на одного работника, а затем производится расчет суммы налога в зависимости от того, в какой уровень регрессивной шкалы попала налогооблагаемая база:
до 100 000 руб.;
от 100 001 до 300 000 руб.;
от 300 001 до 600 000 руб.;
свыше 600 000 руб.
Предусмотрены следующие необходимые условия для использования регрессивной шкалы налогоплательщиками-работодателями, а именно:
в предыдущем налоговом периоде величина налоговой базы в среднем на одного работника должна превышать 50 тыс. руб. Если налогоплательщик осуществляет деятельность менее одного налогового периода, но не менее трех месяцев, в целях расчета величины налоговой базы в среднем на одного работника накопленная за последний квартал величина налоговой базы в среднем на одного работника должна быть умножена на четыре. Кроме того, при расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника в организациях с численностью работников свыше 30 человек не должны учитываться 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а в организациях с численностью работников до 30 человек (включительно) - 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы;
на момент уплаты налога за истекший месяц накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника должна быть больше суммы, равной 4200 руб., умноженным на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде.
В случае невыполнения указанных условий расчет социального налога производится по ставкам, установленным для величины налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 руб., независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.
При введении регрессивной шкалы преследуется цель выведения из "тени" части заработной платы, так как с увеличением начислений в пользу работника снижается размер отчислений единого социального налога, а введение определенных условий ее применения направлено на то, чтобы высокая заработная плата (выплаты в пользу работника) на предприятии производились всем работникам, а не определенной группе лиц либо только руководящему составу.
Необходимо отметить, что с введением в действие главы 24 НК РФ возникает множество вопросов, связанных с единым социальным налогом, которые должны найти отражение в дополнительных нормативных актах. Необходимо решить вопросы взаимодействия налоговых органов и органов государственных внебюджетных фондов, а также налогоплательщиков с данными органами.
Н. Крискунова,
советник налоговой службы I ранга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/