Вопрос: В каких пределах торговая организация может включать в издержки обращения расходы на рекламу, проводить расчет из показателей выручки или валового дохода? ("Финансовые и бухгалтерские консультации", N 9, сентябрь 2000 г.)

В каких пределах торговая организация может включать в издержки обращения расходы на рекламу; проводить расчет из показателей выручки или валового дохода?


Согласно подп."у" п.2 Положения о составе затрат затраты, связанные с рекламой, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Для целей налогообложения расходы на рекламу относятся на себестоимость в пределах норм, утвержденных в установленном порядке.

Организация включила в издержки обращения расходы на рекламу в 1999 г. Следовательно, нужно руководствоваться действовавшим в тот период письмом Минфина России от 6 октября 1992 г. N 94 (в редакции от 19 октября 1995 г.). В соответствии с абз.3 п.2 этого письма "общая величина фактических расходов на рекламу, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), не должна превышать предельных размеров, исчисляемых по нормативам, приведенным в Приложении 2 к настоящему письму". В Приложении устанавливаются нормативы для исчисления предельных размеров расходов на рекламу за год. Они рассчитываются от годового объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) (включая НДС и специальный налог) или иного показателя, используемого при определении финансового результата.

Постановление ВАС РФ от 1 февраля 2000 г. N 6182/99 подтверждает, что нормативы исчисляются от выручки*(1). В абзаце 20 этого Постановления говорится о том, что "с 1996 года действовали новая форма отчетности и Инструкция о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 12.11.96 N 97, в которых предусмотрен единый показатель, используемый при определении финансовых результатов юридическими лицами... выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Показатель "валовой доход"*(2) отсутствует".

Таким образом, в период с 12 ноября 1996 г. по 1 апреля 2000 г. действовал единый показатель, используемый при определении финансового результата, - выручка. Следовательно, нормативы исчисляются от выручки следующим образом.

Если объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) составляет сумму до 2 млрд руб. включительно, то предельный размер расходов на рекламу - это 2% объема выручки. Если объем выручки равен от 2 до 50 млрд руб. включительно, то предельный размер расходов на рекламу - 40 млн руб. + 1% объема, превышающего 2 млрд руб. Если объем выручки свыше 50 млрд руб., то предельный размер расходов на рекламу составляет 528 млн руб. + 0,5% объема, превышающего 50 млрд руб.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552, а также в связи с изменениями индекса цен и инфляционными процессами 15 марта 2000 г. приказом Минфина России N 26н утверждены новые нормы расходов на рекламу, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).

Согласно абз.3 п.2 Норм и нормативов на представительские расходы, расходы на рекламу общая величина фактических расходов на рекламу, относимых на себестоимость продукции для целей налогообложения, не должна превышать предельных размеров, исчисляемых по следующим нормативам.

Объем выручки от продажи продукции (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость:

- до 30 млн руб. включительно - 5% объема;

- свыше 30 млн руб. - 1,5 млн руб. + 2,5% объема, превышающего 30 млн руб.;

- свыше 300 млн руб. - 8,25 млн руб. + 1% объема, превышающего 300 млн руб.

Согласно приказу N 26н организации, занимающиеся торговой деятельностью, при расчете предельного размера расходов на рекламу используют показатель валовой прибыли.

Приказ Минфина России N 26н вступил в силу с 1 апреля 2000 г.

Согласно п.2 ст.5 НК РФ "акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют".

Приказ N 26н обратной силы не имеет и не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.

Из сказанного следует, что организация в период с 12 ноября 1996 г. по 1 апреля 2000 г. должна руководствоваться письмом Минфина России от 6 октября 1992 г. N 94, в котором говорится, что нормативы исчисляются от выручки, а не от валового дохода, и опираться на указанный в этом письме способ исчисления соответствующих нормативов.

Таким образом, торговая организация при исчислении налога на прибыль вправе включить в себестоимость расходы на рекламу в пределах норматива, исчисленного на основе показателей выручки, а также в полном объеме принять к зачету НДС, фактически уплаченный за рекламные услуги.


И.В.Хаменушко,

заместитель директора

департамента налогов и

права фирмы "ФБК"


1 сентября 2000 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) На практике под выручкой понимают денежные средства, полученные (вырученные) организацией или предпринимателем от продажи товаров и услуг (выручка от реализации).

*(2) Валовой доход - исчисленный в денежном выражении суммарный годовой доход организации, полученный в результате производства и продажи продукции, товаров, услуг. Валовой доход исчисляется как разность между денежной выручкой от продажи товара и материальными затратами на его производство.


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.