Налог на содержание жилищного фонда
и объектов социально-культурной сферы
Согласно Закону Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы является местным налогом. В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 25.09.97 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" право на установление местных налогов и сборов на подведомственных территориях предоставлено представительным органам местного самоуправления. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы устанавливается на основании п.п."ч" п.1 ст.21 Закона N 2118-1. Объектом обложения служит объем реализации продукции (товаров, работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории.
Согласно Закону N 2118-1 размер ставки налога не должен превышать 1,5%. Конкретные ставки налога и порядок его взимания определяются представительными органами власти. При этом Законом не предусмотрено установление местными органами власти такого элемента налогообложения, как плательщики налога. В связи с этим зачастую возникают вопросы о порядке уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы предприятиями и организациями, имеющими разветвленную сеть филиалов (обособленных структурных подразделений), расположенных на территориях различных муниципальных образований. Этот вопрос возникает также и потому, что в муниципальных образованиях установлены различные методики распределения налога между обособленными подразделениями юридических лиц.
Частью 1 ст.19 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Согласно ст.5 Федерального закона от 31.07.98 г. N 147-ФЗ до введения в действие части второй НК РФ в части первой ст.19 ссылки на положения Кодекса приравниваются к ссылкам на Закон N 2118-1 и отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов.
При распределении суммы налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы между филиалами или иными обособленными подразделениями организаций, осуществляющими свою деятельность в различных регионах, следует учитывать следующее. В соответствии с п.4 Положения о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, рекомендованного к применению совместным письмом Комиссии Совета Республики Верховного Совета Российской Федерации по бюджету, планам, налогам и ценам от 4.06.92 г. N 5-1/693, Минфина России от 2.06.92 г. N 04-5-20 и Госналогслужбы России от 2.06.92 г. N ИЛ-6-04/176 (с последующими изменениями и дополнениями), предприятия и организации, имеющие филиалы или иные обособленные подразделения в других регионах, вносят указанный налог в соответствующие бюджеты пропорционально численности работающих или их фактической заработной плате в филиалах по согласованию юридического лица с исполнительными органами власти территорий, где расположены филиалы или иные обособленные подразделения.
Возникновение объекта обложения непосредственно связано с реализацией товаров, продукции, работ, услуг. Если реализацию осуществляет не юридическое лицо, а филиал (что находит отражение в первичных документах), то соответствующая сумма налога должна поступать в местный бюджет по месту нахождения филиала. При этом, если может быть установлен объем реализации по конкретному филиалу, уплачивается налог. Объем реализации может быть точно определен при одновременном наличии у филиала двух реквизитов - текущего счета и отдельного баланса. Если же объем реализации не может быть точно определен (например, при наличии только одного из указанных реквизитов), то налог уплачивается по месту нахождения филиала по изложенной в совместном письме методике.
Сумма налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, распределяемая юридическим лицом между филиалами и иными обособленными подразделениями, не имеющими счета и баланса, исчисляется исходя из облагаемой базы, определяемой юридическим лицом, и по методике, установленной по его месту нахождения (регистрации).
В случае если филиал юридического лица, имеющий расчетный счет и баланс (т.е. объем реализации может быть точно определен), расположен на территории субъекта Российской Федерации, где не установлен налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, то по образующейся у такого филиала на балансе выручке налог не уплачивается. Что касается ситуаций, когда филиал не имеет расчетного счета и баланса, то юридическое лицо исчисляет налог исходя из выручки от реализации продукции (работ, услуг) без учета выручки по указанному филиалу (структурному подразделению).
Согласно п.п."ч" ст.21 Закона N 2118-1 из суммы налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы исключаются расходы предприятий и организаций, рассчитанные исходя из норм, устанавливаемых органами местного самоуправления, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе этих предприятий и организаций или финансируемых ими в порядке долевого участия.
На наш взгляд, поскольку эта норма установлена федеральным законодательством, исключение расходов на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы является обязательным условием при его введении на территории муниципальных образований. При этом необходимо учитывать, что указанная норма не предусматривает ограничений в части исключения из суммы налога суммы расходов на содержание только того жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, которые расположены на одной территории с организацией, на балансе которой они находятся, либо организацией, осуществляющей финансирование в порядке долевого участия. Таким образом, право налогоплательщиков на вычет расходов не ставится законодательством в зависимость от места осуществления расходов по содержанию жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. В случае недостаточности суммы исчисленного налога на покрытие указанных расходов предприятия и организации не являются плательщиками этого налога.
Финансирование жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в порядке долевого участия может осуществляться как при условии наличия у организации права общей (совместной, долевой) собственности на объект, так и без такового при наличии договора о долевом участии. При этом договор долевого участия должен определять долю расходов по содержанию жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, финансируемую каждой из сторон.
Договор определяет сумму денежных средств, перечисляемых организацией собственнику жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы для финансирования расходов по его содержанию. Указанный договор должен определять также права и обязанности сторон, периодичность и сроки перечисления денежных средств. Существует мнение, что в рамках договора долевого финансирования исключение из исчисленной суммы налога расходов на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы возможно лишь при совместном использовании этих объектов. Однако, на наш взгляд, безвозмездность финансирования не является препятствием для уменьшения суммы налога на величину расходов по содержанию указанных объектов.
Затраты предприятий при долевом участии в содержании жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты. К расходам организаций по содержанию жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, исключаемых из суммы налога, должны относиться расходы, связанные с поддержанием указанных объектов в эксплуатационном состоянии. К таким расходам, в частности, могут относиться расходы на проведение ремонта, в том числе на приобретение материалов и оплату услуг строительной организации, хозяйственного инвентаря и материалов, необходимых для текущего содержания объекта, заработная плата работников, осуществляющих его эксплуатацию (административно-управленческий и технический персонал), расходы по оплате электроэнергии, отопления, водоснабжения и другие аналогичные расходы.
Однако, принимая во внимание то обстоятельство, что указанный налог является местным и устанавливается решениями местных представительных органов власти, указанные органы вправе самостоятельно решать, какие затраты по содержанию жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы будут включены в утверждаемые ими нормативы. Для этих целей часто используются нормативы затрат, утверждаемые местными представительными органами власти на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящегося в муниципальной собственности. Расходы предприятий и организаций по уплате налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы относятся на финансовые результаты деятельности предприятий.
С 1 января 2001 г. согласно п.2 ст.7 Федерального закона от 5.08.2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы будет отменен. В настоящее время на налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы приходится до 70% всей суммы поступлений по местным налогам.
Что касается перспектив, то для сохранения налоговой базы местных бюджетов Правительство Российской Федерации сочло необходимым предусмотреть в составе местных налогов муниципальный налог на доход организаций, взимаемый с организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, где принят нормативный правовой акт об этом налоге. В проекте соответствующей главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации в качестве объекта налогообложения предполагается принять доходы организации. Максимальный предельный размер ставки не может превышать 5%. Однако конкретный размер налоговой ставки устанавливается местными представительными органами самоуправления. Налоговая база будет определяться аналогично базе по налогу на доход организаций. Представительным органам местного самоуправления будет предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Кроме того, эти органы будут устанавливать в своих нормативных актах конкретный порядок, сроки уплаты налога на территории муниципального образования, а также формы отчетности по этому налогу.
А. Балесная,
советник налоговой службы II ранга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/