Как определено в п.3 ст.6 Налогового кодекса Российской Федерации, признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке. Однако в Налоговом кодексе подробно не прописана процедура признания такого противоречия - в частности, там прямо не указано, кто конкретно в качестве истца, кому в качестве ответчика и в каком суде может предъявлять требования о признании такого противоречия. Например, факт противоречия между законами и Конституцией может выявить только Конституционный суд, а о том, кто должен выявлять противоречия между налоговым законом и кодексом, прямых указаний в нашем законодательстве я не обнаружил. А как быть, если например, в федеральном законе о налоге или сборе найдено противоречие с действующим Налоговым кодексом Российской Федерации?
Статьей 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) законодатель разграничил понятие "нормативно-правовые акты в области налогообложения" на два понятия: "законодательство о налогах и сборах" и "нормативные правовые акты о налогах и сборах".
К законодательству о налогах и сборах согласно п.6 ст.1 НК РФ относятся:
- НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;
- законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с НК РФ;
- нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.
Вместе с тем в соответствии с п.1 ст.4 НК РФ под нормативными правовыми актами о налогах и сборах следует понимать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительными органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Пунктом 3 ст.6 НК РФ установлен порядок признания не соответствующими данному кодексу именно нормативных правовых актов о налогах и сборах, а не актов законодательства о налогах и сборах, в частности, Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Следует заметить, Конституционный суд Российской Федерации определением от 03.02.2000 N 22-0 установил, что Конституцией Российской Федерации не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в том числе - федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу ст.76 Конституции Российской Федерации не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой. Правильный же выбор на основе установления и исследования фактических обстоятельств и истолкование норм, подлежащих применению в конкретном деле, относится к ведению судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Данная правовая позиция сформулирована и неоднократно подтверждена Конституционным судом Российской Федерации в ряде решений, в том числе в определениях от 09.04.98 N 48-0, от 12.03.98 N 51-0, от 19.05.98 N 62-0, от 08.10.98 N 195-0.
Таким образом, арбитражный суд не вправе признать не соответствующим НК РФ и, следовательно, недействующим федеральный закон, так как это не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в частности, налоговым законодательством Российской Федерации, он лишь с учетом конкретных обстоятельств дела вправе на основании п.2 ст.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) выбрать подлежащий применению в данном деле акт законодательства. Возможность признания не соответствующим НК РФ акта законодательства о налогах и сборах не предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Следует заметить, что признание не подлежащим применению в конкретном деле актов законодательства, в том числе актов законодательства о налогах и сборах либо их отдельных положений, не влечет приведение данных актов в соответствие с НК РФ.
Привести федеральный закон в соответствие с НК РФ можно исключительно в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.
Согласно ст.116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к подсудности Верховного суда Российской Федерации по первой инстанции, с учетом положений, установленных ст.239 данного Кодекса, относятся дела об оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан, в частности, актов МНС России.
Кроме того, п.2 ст.138 НК РФ предусмотрено, что судебное обжалование нормативных актов налоговых органов, в том числе и актов МНС России, являющегося налоговым органом согласно ст.2 Федерального закона "О налоговых органах в Российской Федерации", производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с процессуальным законодательством.
Б.З.Зайцев,
советник налоговой службы I ранга
1 сентября 2000 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99
www.rnk.ru