Какими нормативными актами регламентирован порядок ценообразования на платные медицинские услуги?
В соответствии с Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 года N 27, цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Определение цен на услуги медицинских учреждений в настоящее время осуществляется на свободной рыночной основе на основании Методических рекомендаций по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденных Минэкономикой РФ 6 декабря 1995 года N СИ-484/7-982, а также Методических рекомендаций по расчету тарифов на медицинские услуги, утвержденных Минздравом РФ 12 июля 1992 года N 1.
Методические рекомендации по расчету тарифов на медицинские услуги включают в себя:
- рекомендации по расчету себестоимости медицинских услуг в учреждениях здравоохранения;
- рекомендации по определению стоимости медицинских услуг в стационарах и амбулаторно-поликлинических учреждениях;
- порядок ценообразования в здравоохранении (в том числе формирование цен на услуги лечебно-профилактических учреждений стационарного типа; на услуги амбулаторно-поликлинических учреждений (отделений); методика расчета цен на услуги отделений и станций скорой помощи; ценообразование применительно к работе специализированных медицинских служб).
В основе определения цены медицинской услуги является принятие в качестве цены наиболее оптимальных затрат учреждения на оказание услуги по каждому из элементов затрат (на оплату труда, отчисления на социальное страхование, прямых материальных затрат, накладных расходов).
При этом определение обоснованности затрат производится отдельно по детальным медицинским услугам и отдельно по простым медицинским услугам.
Под детальной медицинской услугой понимается элементарная, неделимая услуга. Например, для стационара детальными услугами могут считаться заведение истории болезни, проведение конкретного вида бактериологического исследования операционного блока и другие. Если некоторые детальные услуги, оказываемые отдельными подразделениями учреждения (например, приемного отделения, бактериологической лаборатории и других), не будут отдельно рассчитываться, то стоимость содержания этих подразделений (заработная плата их работников, потребляемые ими материальные ресурсы) должна быть учтена в накладных расходах учреждения. При расчете себестоимости детальной услуги необходимо использовать сложившийся в данном учреждении ее технологический стандарт (время, затрачиваемое на данную услугу, количественный и качественный состав медицинских работников, производящих данную услугу, виды и количество потребляемых медикаментов, препаратов и т.п.).
Простая услуга может быть представлена как совокупность детальных услуг, отражающих сложившийся в каждом конкретном учреждении технологический процесс оказания медицинской помощи по данной нозологии.
Под простой услугой понимается законченный случай по определенной нозологии: для стационаров - пролеченный больной, для амбулаторно-поликлинических учреждений - законченный случай лечения, за исключением стоматологических поликлиник, где под простой услугой понимается санированный больной, для служб скорой помощи - выезд и проведенное лечение. Перечень простых медицинских услуг может быть определен либо самим учреждением, либо используется перечень, утвержденный администрацией (или органом управления здравоохранения в случае делегирования ему этих прав) данной территории в соответствии с действующими на ней медико-экономическими стандартами. При разработке перечня медицинских услуг может быть учтен возрастной фактор, а также фактор сложности оказания данного вида услуги, обусловленный наличием сопутствующих заболеваний, осложнений и т.п.
При определении цены на оказываемые услуги следует учитывать, что по государственным (муниципальным) учреждениям прейскуранты цен могут доводиться соответствующими федеральными (местными) органами исполнительной власти.
Во всех случаях по согласованию с органами здравоохранения государственными или муниципальными учреждениями может быть принят любой другой порядок ценообразования на оказываемые услуги (например, примерные затраты учреждения плюс оплачиваемый уровень рентабельности; по средним рыночным ценам, сложившимся в регионе, и т.п.).
На новые виды услуг, не перечисленные в прейскурантах (ценниках), а также в тех случаях, когда использование цен заранее оказывается экономически не выгодным (не возмещаются понесенные расходы по бюджетной сфере), учреждения самостоятельно выходят с представлением экономических обоснований и расчетной документации в территориальный орган ценообразования. В случае необходимости, такие услуги могут быть оказаны по рыночным тарифам, сложившимся в местности, где расположено учреждение.
При предоставлении услуг, предусмотренных программами обязательного медицинского страхования, к уплате причитается разница между ценой услуги и страховой ценой.
1 ноября 2000 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru