Внешнее управление как процедура банкротства
Процедура внешнего управления является не новой для российского законодательства о банкротстве. Ранее она применялась на основании Закона Российской Федерации от 19.11.92 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". В настоящее время действует Федеральный закон от 8.01.98 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 6-ФЗ).
По своему экономическому содержанию внешнее управление представляет собой осуществляемый в целях восстановления платежеспособности должника комплекс мер по его финансовому оздоровлению за счет выявления и использования внутренних резервов должника, а также привлечения внешних финансовых ресурсов.
По своей правовой природе внешнее управление (судебная санация) - это процедура банкротства, которая применяется к должнику при наличии реальной возможности восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.
Порядок введения внешнего управления
В отличие от наблюдения (процедуры, которая применяется к должнику всегда в случае возбуждения дела о банкротстве) внешнее управление является необязательной процедурой банкротства и вводится арбитражным судом только тогда, когда это может привести к восстановлению платежеспособности должника.
Отметим, что в случае возбуждения дела о банкротстве в отношении отдельных категорий должников внешнее управление вообще не применяется. К числу таких должников относятся граждане, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, кредитные организации, ликвидируемый и отсутствующий должник. Процедура внешнего управления не применяется также в случае добровольного объявления должника о своем банкротстве.
Арбитражный суд вводит внешнее управление на основании решения собрания кредиторов. Решение о введении внешнего управления принимается первым собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов всех конкурсных кредиторов, налоговых органов и органов государственных внебюджетных фондов. Данное решение в обязательном порядке должно содержать предлагаемый срок внешнего управления, кандидатуру на должность внешнего управляющего и сведения о нем.
Одновременно вместе с решением о введении внешнего управления первое собрание кредиторов принимает решение об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством. При этом если на первом собрании кредиторов не представлено необходимое количество голосов конкурсных кредиторов, налоговых органов и органов государственных внебюджетных фондов для принятия решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством, то такое решение принято быть не может.
В этом случае для решения вопроса созывается повторное собрание кредиторов, которое имеет право принять указанное решение большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, налоговых органов и органов государственных внебюджетных фондов, присутствующих на собрании, при условии, что о времени и месте проведения повторного собрания кредиторов все конкурсные кредиторы, налоговые органы и органы государственных внебюджетных фондов были надлежащим образом уведомлены.
Число голосов конкурсных кредиторов, налоговых органов и органов государственных внебюджетных фондов определяется пропорционально сумме установленных требований к должнику по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам (налогам и сборам). Очевидно, что решение о введении внешнего управления может быть принято и одним лицом, обладающим необходимым большинством голосов.
Протокол первого собрания кредиторов, принявшего решение о введении внешнего управления, должен быть представлен временным управляющим в арбитражный суд не позднее чем в недельный срок с даты проведения первого собрания кредиторов.
Решение собрания кредиторов о введении внешнего управления является обязательным для арбитражного суда, который в судебном заседании должен вынести определение о введении внешнего управления и назначении внешнего управляющего. Иные варианты рассмотрения данного вопроса арбитражным судом при наличии решения первого собрания кредиторов о введении внешнего управления Законом N 6-ФЗ не предусмотрены.
Арбитражный суд также может ввести внешнее управление и без соответствующего решения первого собрания кредиторов.
Так, арбитражный суд вправе вынести определение о введении внешнего управления несмотря на то, что первым собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случаях, если:
имеются достаточные основания полагать, что решение первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принято в ущерб большинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника;
после проведения первого собрания кредиторов появились обстоятельства, дающие достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.
В этой связи важно подчеркнуть, что при рассмотрении дела о банкротстве арбитражный суд не связан решением первого собрания кредиторов о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и может вопреки этому решению при наличии соответствующих обстоятельств ввести такую процедуру банкротства как внешнее управление.
Определение арбитражного суда о введении внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в вышестоящие инстанции лицами, участвующими в деле о банкротстве, к числу которых ст.30 Закона N 6-ФЗ относит:
должника;
арбитражного управляющего (в данном случае временного управляющего);
конкурсных кредиторов;
прокурора в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению;
налоговые органы и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам.
Внешнее управление вводится на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.
При рассмотрении дел о банкротстве отдельных видов должников Законом N 6-ФЗ установлены иные сроки проведения процедуры внешнего управления.
Так, при банкротстве сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств внешнее управление вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации выращенной (произведенной, переработанной) сельскохозяйственной продукции. Указанный срок не может превышать 18 месяцев. При этом если в период внешнего управления сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств имели место спад и ухудшение финансового состояния должника в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими крайне неблагоприятными условиями, то срок внешнего управления может быть продлен на один год.
Внешнее управление градообразующих организаций вводится на срок 12 месяцев и может быть продлено по ходатайству органа местного самоуправления не более чем на один год. В том случае, если вместе с ходатайством органа местного самоуправления в арбитражный суд представляется поручительство по обязательствам должника, внешнее управление градообразующих организаций может быть продлено на срок до 10 лет.
Последствия введения внешнего управления
Введение внешнего управления влечет определенные юридически значимые последствия.
С момента введения внешнего управления происходит отстранение руководителя организации-должника от занимаемой должности, и управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. Данная норма, с одной стороны, корреспондирует со ст.38 Кодекса законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ), которая предусматривает возможность отстранения работника от работы (занимаемой должности) с приостановкой выплаты ему заработной платы в тех случаях, когда это предусмотрено действующим законодательством. С другой стороны, последствия отстранения руководителя организации-должника от занимаемой должности, определенные Законом N 6-ФЗ, не соответствуют требованиям КЗоТ РФ.
Так, отстранение работника от работы (занимаемой должности) носит временный характер (на период действия обстоятельств, в связи с которыми работник был отстранен от работы) и не является основанием увольнения работника по инициативе администрации. Отстраненный от работы работник после прекращения действия обстоятельств, послуживших основанием для его отстранения, вновь допускается к работе (занимаемой должности). Увольнение такого работника по инициативе администрации возможно только по основаниям, предусмотренным ст.33, 254 КЗоТ РФ. При этом увольнение работника, отстраненного от работы, в общем никак не связано с отстранением от работы и невозможно без наличия оснований, предусмотренных названными статьями.
Отстранение руководителя организации-должника при введении внешнего управления в соответствии с Законом N 6-ФЗ фактически означает его увольнение, так как после завершения внешнего управления, кроме случая, когда организация-должник признается банкротом, вводится конкурсное производство и соответственно назначается конкурсный управляющий. Полномочия внешнего управляющего прекращаются с момента назначения (избрания) нового руководителя.
В этой связи возникает вопрос, по каким основаниям будет уволен бывший руководитель организации-должника после завершения процедуры внешнего управления, если основания увольнения, предусмотренные ст.33, 254 КЗоТ РФ, отсутствуют. Ни КЗоТ РФ, ни Закон N 6-ФЗ не дают ответа на этот вопрос. На наш взгляд, данная коллизия может быть решена путем внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее трудовое законодательство или законодательство о банкротстве.
Другим важным последствием введения внешнего управления является прекращение полномочий органов управления должника (общее собрание акционеров, общее собрание участников, совет директоров, правление и т.д.) и собственника имущества должника - унитарного предприятия. Большинство полномочий указанных органов должника переходят внешнему управляющему, однако некоторые из них (согласование крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность) переходят к собранию либо комитету кредиторов.
Органы управления должника обязаны в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обеспечить передачу ему бухгалтерской и иной документации организации-должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей.
С момента введения внешнего управления также снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, к числу которых относятся аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом организации-должника. Для снятия арестов и иных ограничений по распоряжению имуществом организации-должника не требуется вынесения арбитражным судом или судом общей юрисдикции специального определения о снятии ареста.
После вынесения арбитражным судом определения о введении внешнего управления аресты и иные ограничения организации-должника по распоряжению принадлежащим ей имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве. Это означает, что только арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, может произвести наложение ареста, иных ограничений на имущество организации-должника с соблюдением требований Закона N 6-ФЗ.
Решения любых иных органов и должностных лиц о наложении арестов и иных ограничений организации-должника по распоряжению принадлежащим ей имуществом, вынесенные после введения процедуры внешнего управления, являются незаконными и могут быть обжалованы в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции.
В период всего срока внешнего управления действует мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.
Мораторий на удовлетворение требований кредиторов
Институт моратория является наиболее сложным и противоречивым в части его практического применения среди норм действующего законодательства о банкротстве.
По своему правовому содержанию мораторий представляет собой приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей. Введение моратория в период внешнего управления является необходимым условием финансового оздоровления должника и восстановления его платежеспособности. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется как на денежные обязательства, вытекающие из гражданско-правовых и иных договоров, так и на обязательные платежи в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.
Таким образом, должник освобождается на период внешнего управления от погашения задолженности, которая у него имелась на момент вынесения арбитражным судом определения о введении внешнего управления.
В то же время мораторий не распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи должника, сроки исполнения которых наступили после введения внешнего управления. Это означает, что должник обязан своевременно и в полном объеме в период действия внешнего управления осуществлять платежи по указанным обязательствам.
В течение срока действия моратория не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке, денежных обязательств и обязательных платежей, в отношении которых введен мораторий (п.2 ст.70 Закона N 6-ФЗ).
Следует отметить, что в соответствии с п.4 ст.11 Закона N 6-ФЗ запрет на взыскание с должника денежных средств в бесспорном (безакцептном) порядке вводится с момента вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом и введении процедуры наблюдения. Из сказанного видно, что положения, содержащиеся в п.2 ст.70 Закона N 6-ФЗ фактически повторяют нормы п.4 ст.11.
По нашему мнению, подобное дублирование в разных статьях Закона одних и тех же положений вряд ли обоснованно и с юридической точки зрения некорректно.
Кроме того, необходимо отметить существующее противоречие между абзацем 3 п.2 ст.70 и п.5 той же статьи Закона N 6-ФЗ. Так, абзацем 3 п.2 ст.70 предусмотрено, что с момента введения моратория приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Следовательно, исполнительные документы, выданные на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, подпадают под действие моратория и исполнению в течение всего срока действия внешнего управления не подлежат.
В то же время п.5 ст.70 предусматривает, что действие моратория на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, сумм возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью.
Из анализа приведенных положений следует противоречивый вывод о том, что действие моратория не распространяется на требования кредиторов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, сумм возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, однако если эти требования установлены на основании судебных решений, вступивших в законную силу после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, то на них будет распространяться действие моратория.
Другими словами, если между должником (в данном случае в качестве примера возьмем физическое лицо) и кредитором существует соглашение об уплате алиментов, то на него не будет распространяться действие моратория, а если те же самые алименты подлежат взысканию с должника по исполнительному листу, выданному на основании судебного решения, вступившего в законную силу после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, то в отношении их в полной мере будет действовать мораторий.
Соответствующая судебно-арбитражная практика применения указанных положений пока полностью не сложилась, но представляется, что для единообразного и непротиворечивого применения названных норм ст.70 Закона N 6-ФЗ в самое ближайшее время необходимы соответствующие разъяснения Пленума либо Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации.
Учитывая положения п.4 ст.11 Закона, следует отметить, что требования кредиторов, которые не подпадают под действие моратория, могут быть удовлетворены должником в период внешнего управления только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов.
С момента введения внешнего управления не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей (абзац 4 п.2 ст.70 Закона N 6-ФЗ. На практике важно определить размер задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам, на которую приостанавливается начисление неустойки (штрафа, пени) и иных финансовых (экономических) санкций.
К сожалению, соответствующие нормы Закона N 6-ФЗ сконструированы таким образом, что не позволяют дать четкого ответа на этот вопрос. Существует целый ряд точек зрения среди ученых и практиков по поводу того, на какую именно задолженность не следует с момента введения внешнего управления начислять неустойки (пени, штрафы).
С одной стороны, пп.2, 4 ст.70 Закона N 6-ФЗ предусмотрено, что неустойки (пени, штрафы), а также иные финансовые санкции не начисляются только на те требования кредиторов, на которые распространяется действие моратория, т.е. на задолженность, образовавшуюся до введения внешнего управления. На текущую задолженность по денежным обязательствам и обязательным платежам, которая образовалась в период внешнего управления, неустойки (пени, штрафы) должны начисляться.
С другой стороны, ст.69 определено, что по окончании внешнего управления неустойки (пени, штрафы) могут быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на момент введения внешнего управления. Таким образом, из данной статьи следует, что на текущую задолженность, образовавшуюся в период внешнего управления, неустойки (штрафы, пени) начисляться не должны.
Противоречие положений ст.69 соответствующим положениям ст.70 Закона N 6-ФЗ создает существенные трудности в правоприменительной практике законодательства, регулирующего вопросы банкротства.
Нам представляется целесообразным, учитывая, что целью внешнего управления является восстановление платежеспособности должника и, как следствие этого, принятие комплекса мер, направленных на более эффективное погашение имеющейся задолженности и исполнение обязательств перед кредиторами, при решении вопроса о размере задолженности, на которую не следует начислять неустойки (пени, штрафы), руководствоваться ст.69 Закона N 6-ФЗ. Это касается как задолженности, которая имелась на момент введения внешнего управления, так и задолженности, которая будет образовываться в период внешнего управления.
С момента введения моратория на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам в размере, существовавшем на момент подачи в суд заявления о признании должника банкротом, до момента окончания внешнего управления (вместо неустоек (пеней, штрафов) производится начисление процентов в порядке и размере, которые предусмотрены ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом важно учитывать, что с момента введения моратория на задолженность по денежным обязательствам и обязательным платежам, образовавшуюся в период с даты подачи заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом до окончания внешнего управления, проценты, предусмотренные этой статьей, не начисляются.
А.Е. Оленин,
юрист
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а