В каких документах содержатся нормы списания ГСМ для легкового автомобиля?
В соответствии с подп."и" п.2 Положения о составе затрат..., утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552, затраты на содержание служебного автотранспорта и компенсация за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей относятся на себестоимость продукции (работ, услуг). При этом для целей налогообложения указанные затраты принимаются в пределах, установленных законодательством.
В связи с тем, что нормативы для списания затрат на содержание служебного автотранспорта не утверждены для целей налогообложения в установленном порядке, то в бухгалтерском учете и при определении налогооблагаемой прибыли затраты на содержание служебных автомобилей, в том числе по ГСМ, учитываются в суммах фактически произведенных расходов.
При этом необходимым условием для отнесения затрат на ГСМ на себестоимость продукции является наличие правильно оформленных первичных документов, подтверждающих фактические суммы на приобретение ГСМ и производственные цели эксплуатации автомобиля (оформленные в установленном порядке (приказом) режим работы автомобиля, путевые листы с маршрутом следования, подписанные материально ответственным лицом). Аналогичного мнения в ответах на частные запросы предприятий придерживается Минфин России (см., например, письма Минфина России от 05.04.2000 N 04-02-05/1, от 30.11.99 N 04-02-05/1, от 20.10.99 N 04-02-05/1).
В то же время необходимо иметь в виду, что письме МНС России от 30.04.99 N 02-5-11/146, которое также является ответом на частный запрос предприятия, предлагается при списании ГСМ на себестоимость продукции (работ, услуг) руководствоваться Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденными Министерством транспорта РФ от 29.04.97 N РЗ112194-0366-97.
Однако, по нашему мнению, говорить о том, что указанные нормы должны применяться всеми предприятиями, которые в процессе своей производственной деятельности используют автотранспорт, не совсем верно.
В преамбуле документа Минтранса РФ сказано, что данные нормативные материалы предназначены для работников автотранспортных предприятий, а также других организаций, эксплуатирующих автомобильную технику на территории РФ, в целях организации планирования поставки, учета и контроля расхода топлив и масел. По нашему мнению, для предприятий, не входящих в систему Минтранса РФ, данные нормы носят рекомендательный характер. Предприятия могут использовать предлагаемые нормативы в качестве основы для разработки своих ведомственных норм. Но это вовсе не означает, что утвержденные Минтрансом РФ нормы должны применяться при списании ГСМ на себестоимость в целях налогообложения.
Поскольку существуют разные мнения по вопросу списания ГСМ на себестоимость для целей налогообложения, следует обратиться в местный налоговый орган за разъяснением данного вопроса (см. п.1 ст.32 НК РФ).
Е. Шаронова
Выпуск 3, февраль 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".