Альтернативные механизмы финансирования
малого предпринимательства
Почти во всех субъектах Российской Федерации разрабатываются региональные программы поддержки малого предпринимательства, реализация которых способствует созданию благоприятных организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и финансовых условий для их деятельности. В ряде регионов такие программы являются составной частью программ социально-экономического развития данной территории.
Однако полностью реализовать эти программы не удается, как правило, из-за отсутствия достаточного финансирования. В основном осуществляются мероприятия по таким направлениям, как совершенствование нормативно-правовой базы, подготовка кадров. Что касается реализации инвестиционных проектов, создания объектов инфраструктуры, то эти мероприятия выполняются менее чем на треть. Слабая инвестиционная активность малых предприятий объясняется их тяжелым финансовым положением, и прежде всего недостатком собственных оборотных средств, а также сложностями с получением банковских кредитов. В 1999 г. инвестиции малых предприятий в основной капитал составили 17,9 млрд руб., или 2,7% общего объема инвестиций по стране. По сравнению с 1998 г. в сопоставимых ценах они уменьшились на 40,8%.
Малые предприятия, представляющие заявки на выделение кредитных ресурсов в целях финансирования инвестиционных проектов, в основном не имеют собственного обеспечения в виде залога имущества, поэтому большинство коммерческих банков не рассматривает их в качестве потенциальных заемщиков. Из бюджетов субъектов Российской Федерации рискованные инвестиционные проекты также не кредитуются. В связи с этим необходимо изыскивать новые механизмы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий.
Одним из перспективных направлений для малого бизнеса является решение проблемы гарантийного обеспечения и страхования первоначальных вложений в предпринимательство. Предоставление государственных гарантий и поручительств по кредитам, запрашиваемым субъектами малого предпринимательства в коммерческих банках, позволяет значительно увеличить количество проектов и программ, получающих государственную поддержку, по сравнению с прямым предоставлением ссуд из государственных источников и вовлечь в финансирование малого бизнеса значительные ресурсы коммерческих банков. Средства для гарантийных обязательств предусматриваются в сумме, которая в 4-5 раз меньше суммы выданных коммерческими банками кредитов.
Еще один способ привлечения кредитных ресурсов - компенсация части процентных ставок (особенно на начальном этапе реализации проекта, когда еще не начался возврат средств), что также расширяет число получателей финансовой поддержки и облегчает доступ малых предприятий к коммерческим кредитам.
В настоящее время около 40 регионов в той или иной степени пытаются внедрить механизм выдачи гарантий при инвестировании проектов и их страховании. Так, в Республике Башкортостан только в 1998-1999 гг. было получено свыше 30 млн руб. кредитов при государственном гарантийном обеспечении в сумме 4 млн руб. В настоящее время рассматривается вопрос о создании республиканского гарантийного фонда поддержки субъектов малого предпринимательства. Одной из важнейших составляющих имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства является лизинг. Несмотря на относительно малый объем государственных средств, вложенных в создание и развитие региональных лизинговых компаний, можно уже говорить о начале этого процесса в регионах страны.
Значительная часть лизинговых компаний осуществляет деятельность за счет собственных средств. Например, Нижегородская лизинговая компания только за последние два года заключила лизинговые сделки объемом 8,1 млн руб. и свыше 1704 тыс. долл. США более чем с 50 предпринимателями. Лизинговой компанией "Кубаньлизингмаш" Краснодарского края в 1999 г. было проведено 10 лизинговых операций на 4 млн руб. Использование оборудования, поставляемого по лизингу, позволило в 1,5 раза увеличить объем производства лизингополучателями, дополнительно внести в бюджеты всех уровней около 1 млн руб.
В Смоленской области в 1999 г. ОАО "Смоленский центр делового развития" по программе лизинга закупило оборудование на 3879,8 тыс. руб., получило доход в сумме 287,2 тыс. руб., уплатило 334,4 тыс. руб. налогов. По отношению к стартовому капиталу - 1,5 млн руб. рентабельность вложений составила 191%.
Важный резерв привлечения инвестиций в сферу малого предпринимательства - развитие обществ взаимного кредитования (ОВК) или взаимного страхования. Они создаются для целей кредитования субъектов малого предпринимательства, учредителями которых становятся эти же предприятия или их сообщества. Такие организации необходимо всячески поддерживать, в том числе путем предоставления льгот, так как они могут в перспективе снять нагрузку с бюджетов всех уровней по финансовой поддержке субъектов малого предпринимательства.
Фактором, сдерживающим создание кредитных кооперативов (союзов), является отсутствие специального законодательства о кредитных потребительских кооперативах граждан. В настоящее время в Российской Федерации уже работают более 700 таких обществ. Гражданский кодекс Российской Федерации предоставляет право создавать их, но нужны еще правовые акты, позволяющие более целенаправленно использовать этот механизм.
В Волгоградской области кредитные потребительские кооперативы и сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы действуют с 1994 г. В настоящее время в области действуют 55 кредитных кооперативов. В 1999 г. их активы составляли 18,2 млн руб., займы были выданы на сумму 22,3 млн руб., в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам - 8,2 млн, предпринимателям - 7,2 млн, гражданам - 6,9 млн руб.
Постановлениями глав муниципальных образований в Томской области в 1999 г. также были созданы ОВК, функционирующие на принципах самоокупаемости.
Для оказания финансовой помощи индивидуальным предпринимателям при Республиканском фонде поддержки малого предпринимательства Чувашской Республики в октябре 1998 г. был образован потребительский кооператив финансовой взаимопомощи предпринимателей "Союз". За время деятельности кооператива заключено 76 договоров на сумму 3,62 млн руб.
На территории Хабаровского края действуют 9 кредитных союзов. Кредитным потребительским союзом "Первый Дальневосточный" в г. Комсомольске-на-Амуре, созданным в 1995 г. (число пайщиков - 1100 человек), было выдано 8630 займов на сумму 34621 тыс. руб., только за 1999 г. - 280 кредитов на сумму 8500 тыс. руб. Займы выдавались за счет фонда финансовой взаимопомощи, который состоит из личных сбережений пайщиков. Займы выдаются в сумме от 5 тыс. до 150 тыс. руб. под залог личного имущества и поручительства юридических и физических лиц на срок от 10 дней до 1 года. Средняя кредитная ставка в 1999 г. составляла 50% годовых.
Один из методов финансовой поддержки малых предприятий - софинансирование, при котором риски делятся между участниками кредитуемого проекта. Если один из участников может предложить более дешевые ресурсы хотя бы в ограниченном объеме, то недостающие средства можно привлечь из других, более дорогих источников. Например, распоряжением губернатора Тверской области от 12.08.96 г. N 922-р функциями уполномоченного банка по финансированию малого бизнеса наделен АКБ "Тверь". Заключен договор о взаимодействии администрации Тверской области, Тверского областного фонда поддержки малого предпринимательства и инноваций и АКБ "Тверь", предметом которого является осуществление согласованных действий по конкурсному отбору проектов малого предпринимательства, льготное кредитование субъектов малого бизнеса.
В соответствии с постановлением главы администрации Ростовской области от 3.11.97 г. N 403 "Об утверждении Положения о конкурсном отборе инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства" были профинансированы 4 малых предприятия; срок действия кредитных договоров1-2 года. Финансово-кредитная поддержка проектов осуществлялась из консолидированных средств областного бюджета и государственного фонда занятости.
В Ульяновской области с использованием механизма софинансирования было реализовано 12 инвестиционных проектов, в том числе 5 - совместно администрацией области и рядом коммерческих банков, 7 - специализированными инвестиционными компаниями и коммерческими банками. Прибыль от реализации проектов составила 54 тыс. руб. в год.
Все большее распространение получает механизм микрокредитования малого предпринимательства. Оно практикуется в 30 субъектах Российской Федерации. Так, в Свердловской области микрокредиты выдают 16 муниципальных фондов. С июля 1998 г. по февраль 2000 г. они предоставили 1388 займов на сумму 15 млн руб. Ставка кредита составляет 8-9%, срок его возврата - 3 месяца. Для получения кредита не требуется залог. Возвратность кредитов - 98%.
В Смоленской области в 1999 г. кооперативом финансовой помощи "Содействие" было выдано 637 микрозаймов на общую сумму 9636,16 тыс. руб. при стартовом кредитном фонде 2200 тыс. руб. Таким образом, коэффициент оборачиваемости средств составил 4,81. За 8 месяцев 2000 г. был выдан 1321 заем на сумму 18 600 тыс. руб. при кредитном портфеле 3500 тыс. руб. Коэффициент оборачиваемости ресурсов в микрокредитовании составил 5,3.
Широкое распространение микрокредитование получило в Хабаровском крае. В рамках программы "Кредитование малого бизнеса" Европейским банком реконструкции и развития совместно с Хабаровским банком Сбербанка России осуществляются микрокредитование для увеличения оборотного капитала в сумме от 100 до 30 000 долл. США на срок до 6 месяцев и выдача инвестиционных кредитов в сумме до 125 000 долл. США на срок до 2 лет под 18-19% годовых.
Одним из перспективных источников средств для развития малого предпринимательства может стать привлечение венчурного (рискового) капитала. Механизм венчурного финансирования заключается в обычной рисковой схеме, которая предполагает, что часть из инвестируемых (как правило, инновационных) проектов будет иметь столь высокую доходность, что она покроет убытки от неудачной реализации остальных проектов. Финансовая поддержка такого рода проектов должна строиться на софинансировании и обеспечении гарантий авторских прав и безопасности проекта.
Венчурное инвестирование, как правило, осуществляется без предоставления малыми предприятиями какого-либо залога в отличие, например, от банковского кредитования.
В настоящее время насчитывается свыше 10 венчурных фондов, работающих в области инновационного предпринимательства. В качестве примера можно привести финансирование проекта ЗАО "Котодел" (г. Воронеж), осуществленное региональным Венчурным фондом ЕБРР и РАБО "Черноземье". Объем финансирования составил 1250 тыс. долл. США в качестве вклада в уставный капитал. Венчурное финансирование осуществлено для ТОО СКЦ "Даве" ООО "Адонис-Прим" в Приморском крае.
Еще не нашел широкого применения и такой перспективный финансовый механизм, как франчайзинг. В упрощенном виде франчайзинг предполагает использование торговой марки крупной фирмы для развития малого предприятия.
В рамках реализации проекта "Евразия" отраслевой бизнес-инкубатор "Воронеж-Орбита-Сервис" разработал и применил схему развития частных малых предприятий, специализирующихся на сервисе сложной радиоэлектронной бытовой техники, в форме франчайзинга (концессии). Группа частных индивидуальных предпринимателей и малых предприятий (юридических лиц) состояла из 12 субъектов, число рабочих мест - 45, в том числе 12 новых и 33 сохраненных рабочих места. Применение такой формы финансово-кредитной поддержки малого бизнеса позволило восстановить систему бытового обслуживания в 6 районных центрах Воронежской области. Общий объем платных услуг участников соглашения составил 1,5 млн руб.
Аналогичные элементы франчайзинга используются региональным представительством системы фотоуслуг "Кодак-экспресс" во многих регионах Российской Федерации.
В регионах используют и другие виды поддержки субъектов малого предпринимательства. В Челябинской области это залоговый фонд, в Читинской - льготное финансирование, в Чувашской Республике - стимулирование частного предпринимательства путем уменьшения арендной платы, активизации выставочно-ярмарочной деятельности, в Алтайском крае - долгосрочное кредитование, в Костромской области - проведение конкурсов работодателей и др.
Однако финансово-кредитные механизмы, связанные с выдачей гарантий, страхованием проектов, франчайзингом, венчурным финансированием, взаимным кредитованием, софинансированием, микрокредитованием, не имеют нормативно-правовой базы на федеральном уровне. До тех пор пока она не создана, регионы не смогут принципиально изменить ситуацию в данном направлении.
Н. Ксенофонтова,
заместитель руководителя Департамента Минфина России
А. Шуткин,
НИФИ Минфина России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/