Обособленные подразделения организаций:
уплата единого социального налога
С 1 января 1999 г., после вступления в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации, филиалы и другие обособленные подразделения организации перестали считаться самостоятельными налогоплательщиками. Они лишь получили право исполнять обязанности по уплате налогов создавших их организаций.
Законодательное определение понятия "обособленное подразделение организации" содержится в ст.11 Налогового кодекса Российской Федерации: обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Существенным признаком обособленного подразделения организации в налоговом законодательстве является наличие по месту нахождения такого подразделения стационарных рабочих мест. Понятие "рабочее место" устанавливается не налоговым, а трудовым законодательством. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 17.07.99 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" рабочее место - это место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Таким образом, любое подразделение организации, в котором постоянно исполняет свои трудовые обязанности хотя бы один ее сотрудник, будет для целей налогового законодательства считаться обособленным подразделением. При применении законодательных актов о налогах и сборах используется понятие обособленного подразделения, установленное в ст.11 НК РФ.
Статьей 9 Федерального закона от 5.08.2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" определено, что с 1 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в данные фонды, а также иные условия, связанные с использованием этих средств, в том числе возмещение, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
По вопросу регистрации обособленных подразделений и представления отчетности в указанные фонды следует обращаться в соответствующие филиалы фондов, так как налоговые органы не могут вмешиваться в правоотношения между внебюджетными фондами и плательщиками страховых взносов.
В соответствии со ст.83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Пунктом 2 ст.243 части второй НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 г. N 166-ФЗ) определено, что сумма единого социального налога (взноса), уплачиваемая в составе налога в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Следует учитывать, что согласно приказу МНС России от 29.12.2000 г. N БГ-3-07/469 (в ред. от 7.03.01 г.) "Об утверждении форм расчетов по авансовым платежам и порядка их заполнения" строку "Расходы, произведенные на цели государственного социального страхования нарастающим итогом с начала года" налогоплательщик заполняет самостоятельно, а налоговые органы засчитывают эту сумму в счет уплаты доли налога, подлежащей перечислению в ФСС РФ. Правильность заполнения налогоплательщиками данной суммы может быть проверена на основании Сведений (отчета) по средствам ФСС РФ.
В соответствии с п.9 ст.243 НК РФ налогоплательщики - организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают единый социальный налог (взнос) по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.
Порядок уплаты единого социального налога по месту нахождения обособленных подразделений организации, не имеющих расчетного счета, такой же, как если бы обособленное подразделение имело свой расчетный счет. В настоящее время законодательством не предусмотрено представление организациями в банки документа, подтверждающего факт их регистрации в государственных внебюджетных фондах, при открытии ими расчетных и иных счетов. Вся сумма налога рассчитывается, но не уплачивается только по месту нахождения головной организации.
Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения всех обособленных подразделений организации. Налогоплательщики представляют налоговые декларации по месту своего нахождения, а также по месту нахождения обособленных подразделений независимо от количества и места расположения таких подразделений.
Однако согласно п.26 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденных приказом МНС России от 29.12.2000 г. N БГ-3-07/465, обособленные подразделения могут исполнять обязанности организаций, их создавших, по исчислению и уплате единого социального налога (взноса), вести учет расходов на цели государственного социального страхования, а также представлять в территориальные налоговые органы по месту постановки на налоговый учет расчеты по авансовым платежам, налоговые декларации по налогу и сведения о произведенных расходах на цели государственного социального страхования в порядке, предусмотренном главой 4 НК РФ "Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах". Статья 26 данной главы предусматривает право налогоплательщика, плательщика и налогового агента участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя. Изъятия из этого общего правила возможны лишь в тех случаях, когда в НК РФ установлен прямой запрет на участие представителя в налоговых отношениях или дано прямое предписание обязанному лицу лично участвовать в налоговых отношениях. При отсутствии таких прямых запретов и предписаний участие в налоговых отношениях через представителя должно признаваться допустимым.
Участие в налоговых правоотношениях через представителя не мешает налогоплательщику принять в них личное участие и наоборот. В случае одновременного совершения налогоплательщиком и его представителем противоречащих друг другу волеизъявлений приоритет имеет налогоплательщик. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обособленными подразделениями указанных обязанностей, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, несет организация.
Обособленные подразделения организаций, производящие самостоятельно начисление заработной платы и осуществляющие выплаты, могут исполнять обязанности организаций, их создавших, по исчислению единого социального налога (взноса), а также представлять в территориальные налоговые органы по месту постановки на налоговый учет отчеты по авансовым платежам, налоговые декларации по налогу и сведения о произведенных расходах на цели государственного социального страхования. В данном случае расчет условий применения регрессивной шкалы налогообложения, расчет налоговых льгот, исчисление и уплату налога, а также учет расходов на цели государственного социального страхования обособленные подразделения осуществляют исходя из величины налоговой базы и численности работников, относящихся к этим обособленным подразделениям.
Головная организация или обособленное подразделение, если ему делегированы права, производит авансовые платежи (уплату) по единому социальному налогу (взносу), а также представляет авансовые расчеты по месту нахождения этого обособленного подразделения исходя из расчетной величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.
Л. Агасандян,
советник налоговой службы III ранга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/