Упрощенная система налогообложения и отчетности:
объект налогообложения в г. Москве
Основой для применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства является Федеральный закон от 29.12.95 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". На его основе был издан Закон г. Москвы от 16.10.96 г. N 29.
В соответствии со ст.3 Закона N 222-ФЗ (п.1) объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В пп.2 и 3 ст.3 Закона N 222-ФЗ раскрываются понятия "совокупный доход", "валовая выручка". Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг), сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Банка России плюс 3%), оказанных услуг, а также сумм НДС, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов. Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
Закон N 29 в ст.1 определил объект налогообложения единым налогом субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, установив, что таковым является валовая выручка за отчетный период (квартал) или совокупный доход, полученный за отчетный период в зависимости от доли совокупного дохода в валовой выручке.
В ст.2 Закона N 29 установлены следующие ставки единого налога, подлежащего зачислению в бюджет г. Москвы:
1. От валовой выручки:
3,67% для юридических лиц, осуществляющих виды деятельности, определенные ст.3 настоящего Закона в качестве приоритетных для г. Москвы, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет до 40%;
6,67% для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет до 40% (кроме упомянутых в части 1 п.1 настоящей статьи).
2. На совокупный доход:
16% для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет от 40% до 45% включительно;
18% для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет от 45% до 50% включительно;
20% для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет более 50%.
Что же касается индивидуальных предпринимателей, то они уплачивают стоимость патента в бюджет г. Москвы.
Годовая стоимость патента для индивидуального предпринимателя составляет:
в первый год работы в качестве субъекта упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности величину, равную 12-кратному размеру минимальной месячной оплаты труда (МРОТ), установленному законодательством Российской Федерации на момент получения патента;
во второй год - величину, равную 24-кратному МРОТ на начало календарного года;
в третий и последующие годы - величину, равную 48-кратному МРОТ на начало календарного года.
Оплата годовой стоимости патента осуществляется индивидуальным предпринимателем ежеквартально равными долями в сроки, указанные в патенте.
В 2001 г. в соответствии со ст.5 Федерального закона от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" установлено, что исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 руб. Таким образом, годовая стоимость патента для индивидуального предпринимателя составит в 2001 г. 1200 руб. (первый год работы), 2400 руб. (второй год работы), 4800 руб. (третий и последующие годы работы).
В связи с введением в действие части второй НК РФ возникает вопрос, являются ли организации и индивидуальные предприниматели плательщиками НДС и единого социального налога. В Методических рекомендациях по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (приложение к приказу МНС России от 20.12.2000 г. N БГ-3-03/447) в п.1.1 разъясняется, что с 1 января 2001 г. в состав плательщиков налога включены индивидуальные предприниматели. В том числе являются плательщиками НДС индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения в соответствии с Законом N 222-ФЗ. Этим Законом для индивидуальных предпринимателей предусмотрена замена уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Не являются плательщиками налога согласно п.2 ст.1 Закона N 222-ФЗ организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (за исключением случаев, предусмотренных ст.161 НК РФ, когда организации исполняют обязанность по удержанию налога у источника выплат и уплаты его в бюджет, т.е. выполняют обязанности налогового агента).
Что же касается единого социального налога, то в ст.236 (п.3) НК РФ указано, что для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.
В вопросе, являются ли плательщиками единого социального налога организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, МНС России определило свою позицию в письме от 20.11.2000 г. N 26-1-15/1550. Согласно п.2 субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, с введением в действие с 1 января 2001 г. части второй НК РФ будут являться плательщиками единого социального налога, поскольку Закон N 222-ФЗ предусматривает для этих организаций отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды.
Управление МНС России по Московской области издало инструкцию от 29.12.2000 г. N 07-06, определяющую порядок исчисления и уплаты налога с продаж.
Ю. Донин,
к.э.н.,
консультант по налогообложению
аудиторской фирмы "Профит"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/