Вопрос: По результатам инвентаризации была выявлена недостача нефтепродуктов. Материалы инвентаризации были направлены в ОЭП ОВД МВД РФ. В возбуждении уголовного дела по материалам проверки было отказано. Относится ли выявленная недостача нефтепродуктов на финансовые результаты, уменьшающие налогооблагаемую прибыль? ("Московский налоговый курьер", N 18, декабрь 2000 г.)

По результатам инвентаризации была выявлена недостача нефтепродуктов. Материалы инвентаризации были направлены в ОЭП ОВД МВД РФ. В возбуждении уголовного дела по материалам проверки было отказано.

Относится ли выявленная недостача нефтепродуктов на финансовые результаты, уменьшающие налогооблагаемую прибыль?

ГАРАНТ:

См. также письмо Управления МНС по г. Москве от 8 сентября 2000 г. N 03-12/43482


Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пп. 27, 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года); выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета. При этом недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, а сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.

Статьей 1 Порядка применения норм естественной убыли нефтепродуктов при приеме, отпуске, хранении и транспортировании, утвержденного Постановлением Госснаба СССР от 26.03.86 N 40 (в ред. Приказа Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 01.10.98 N 318), установлено, что списание недостач собственных нефтепродуктов в пределах норм естественной убыли до установления факта недостач (то есть до проведения инвентаризации) запрещается.

Под естественной убылью нефтепродуктов понимаются потери (уменьшение массы при сохранении качества в пределах требований нормативных документов), являющиеся следствием физико-химических свойств нефтепродуктов, воздействия метеорологических факторов и несовершенства существующих в данное время средств защиты нефтепродуктов от потерь при приеме, хранении и отпуске.

К естественной убыли не относятся потери нефтепродуктов, вызванные нарушениями требований стандартов, технических условий, правил технической эксплуатации, хранения.

В нормы естественной убыли не включены потери нефтепродуктов, связанные с ремонтом и зачисткой резервуаров, трубопроводов, потери при врезках лупингов и вставок, все виды аварийных потерь, а также потери при внутрискладских перекачках.

В соответствии с п. 8 Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утвержденного Указом Президиума ВС СССР от 13.07.76 руководители предприятий, учреждений, организаций и их заместители, а также руководители структурных подразделений на предприятиях, в учреждениях, организациях и их заместители несут материальную ответственность в размере причиненного по их вине ущерба, но не свыше своего среднемесячного заработка, если ущерб предприятию, учреждению, организации причинен излишними денежными выплатами, неправильной постановкой учета и хранения материальных или денежных ценностей, непринятием необходимых мер к предотвращению простоев, выпуска недоброкачественной продукции, хищений, уничтожения и порчи материальных или денежных ценностей.

В приведенной Вами ситуации на предприятии инвентаризация не проводилась в течение ряда лет, материально ответственные лица не назначались, руководством не были приняты меры по предотвращению потерь нефтепродуктов, вызванных нарушениями правил технической эксплуатации и хранения нефтепродуктов.

На основании ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяется федеральным законом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.12.95 N 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" до принятия указанного федерального закона при расчете налогооблагаемой прибыли следует руководствоваться действующим порядком определения состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Действующий порядок определен положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (с изменениями и дополнениями).

В соответствии с п. 15 Положения о составе затрат в состав внереализационных расходов включаются убытки от хищений, виновники которых по решениям суда не установлены.

На основании изложенного, выявленная недостача нефтепродуктов не может быть отнесена на финансовые результаты, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, так как отсутствует судебное решение по данному вопросу. Убытки от списания недостачи нефтепродуктов в этом случае должны возмещаться за счет собственных средств организации, то есть за счет прибыли после налогообложения.


А.А. Глинкин,

заместитель руководителя Управления,

государственный советник налоговой службы III ранга


8 сентября 2000 г.

"Московский налоговый курьер", N 18, 2000 г.


Газета "Московский налоговый курьер"


Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"

Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати


Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1

mnk01@sq97.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение