Применение на практике регрессивных ставок
единого социального налога в 2001 г.
Для того чтобы у налогоплательщика возникло право на применение регрессивных ставок по единому социальному налогу (ЕСН), необходимо выполнение следующих условий.
Условие 1. Налоговая база в предыдущем налоговом периоде в среднем на одного работника должна быть больше const (основание: абзац 1 п.2 ст.241, ст.245 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ),
где const = 25 000 руб. для получения права на регрессию в 2001 г.;
const = 50 000 руб. для получения права на регрессию начиная с 2002 г.
Условие 2. Налоговая база нарастающим итогом с начала года (текущего) в среднем на одного работника должна быть больше 4200 руб., умноженным на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде (основание: абзац 2 п.2 ст.241 НК РФ).
В случае если на момент уплаты авансовых платежей по налогу накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника становится менее 4200 руб., умноженным на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, такие налогоплательщики уплачивают налог (авансовые платежи) по ставкам, предусмотренным п.1 ст.241 НК РФ, установленным для величины налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 руб., независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.
Если по итогам следующего месяца величина налоговой базы в среднем на одного работника превысила сумму (4200 руб. х количество месяцев с начала года), то при исчислении налога организация вправе в этом месяце произвести расчет ЕСН с применением регрессивных ставок налогообложения для тех работников, у которых налоговая база нарастающим итогом превысила 100 000 руб.
При расчете как первого, так и второго условий принимается средняя численность работников, учитываемая при расчете суммы налога, уплачиваемой в составе ЕСН в ПФР и рассчитанная в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 7.12.98 г. N 121 (далее - Инструкция N 121).
При расчете как первого, так и второго условий в организациях с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а в организациях с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы. Это означает, что при расчете указанных условий исключается численность работников с суммами соответствующих им выплат, которые оказались наибольшими, а не только наибольшие выплаты.
При этом следует иметь в виду, что организация имеет право в течение года расчет ЕСН производить с применением регрессивных ставок налогообложения только в том случае, если соблюдены оба условия.
При несоблюдении первого условия налогоплательщики уплачивают налог (авансовые платежи) по ставкам, предусмотренным п.1 ст.241 НК РФ, установленным для величины налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 руб., независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.
Может возникнуть ситуация, когда организация несколько месяцев подряд не удовлетворяла требованиям условия 2 (при том что условие 1 выполнено), но, например, в декабре выполнила условие 2. В таком случае она имеет право сделать расчет ЕСН с применением регрессивных ставок налогообложения нарастающим итогом за весь налоговый период (см. вариант 2 табл. 1Б). В данном случае организация не представляет уточненные расчеты (перерасчеты) за предыдущие месяцы, так как авансовый расчет по ЕСН за декабрь делается нарастающим итогом с начала года и уже содержит в себе пересчет ЕСН за отчетный (налоговый) период.
Ниже приведены некоторые возможные варианты возникновения права на применение регрессивной шкалы налогообложения (в целом по году (табл. 1А) и в разрезе месяцев (табл. 1Б).
Таблица 1А
Условие 1 | Условие 2 | Право на регрессию |
+ | - | - |
- | х*(1) | - |
+ | + | + |
Таблица 1Б
Месяц | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Год | |
Условие 1 | + | |||||||||||||
Условие 2 | B.1 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
В.2 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | + | |
В.3 | + | - | + | - | + | - | + | - | + | - | + | - | - | |
В.4 | + | + | - | - | + | + | - | - | + | - | - | + | + | |
В.5 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | |
Право на регрессию |
B.1 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
В.2 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | + | |
В.3 | + | - | + | - | + | - | + | - | + | - | + | - | - | |
В.4 | + | + | - | - | + | + | - | - | + | - | - | + | + | |
В.5 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - |
Если налогоплательщик осуществляет деятельность в течение менее одного налогового периода, но не менее 3 месяцев, то в целях расчета налоговой базы в среднем на одного работника (условие 1) накопленная за последний квартал величина налоговой базы умножается на 4 (п.2 ст.241 гл.24 НК РФ). Данную норму можно применять только начиная с расчета условия 1 по результатам работы за 2001 г. при проверке права на регрессию на 2002 г.
Что касается переходных положений (ст.245 гл.24 НК РФ), а именно определения налогооблагаемой базы за второе полугодие 2000 г., то аналогичная норма для данного периода гл.24 НК РФ не предусмотрена (т.е. п.2 ст.241 НК РФ не содержит нормы, в соответствии с которой для расчета налоговой базы за второе полугодие 2000 г. бралась бы база только IV квартала и умножалась на 2).
Это означает, что организации, созданные как в период III или IV кварталов 2000 г., так и в течение 2001 г., не будут иметь право на регрессию. Такое право у них возникает начиная с 2002 г. при соблюдении условий 1 и 2.
Рассмотрим пример расчета права на регрессию и ЕСН в следующих вариантах:
Вариант 1.
Организация создана 20 октября 2000 г. (т.е. в IV квартале 2000 г.).
Вариант 2.
1. Организация создана до 1 июля 2000 г. и в течение всего второго полугодия осуществляла финансово-хозяйственную деятельность.
2. Величина налоговой базы в предыдущем налоговом периоде меньше 25 000 руб.
Вариант 3.
1. Организация создана до 1 июля 2000 г. и в течение всего второго полугодия осуществляла финансово-хозяйственную деятельность.
2. Величина налоговой базы в предыдущем налоговом периоде больше 25 000 руб.
3. Налоговая база в среднем на одного работника в текущем отчетном (налоговом) периоде меньше 4200 руб., умноженных на количество месяцев, истекших в текущем налогом периоде.
Вариант 4.
1. Организация создана до 1 июля 2000 г. и в течение всего второго полугодия осуществляла финансово-хозяйственную деятельность.
2. Величина налоговой базы в предыдущем налоговом периоде больше 25 000 руб.
3. Налоговая база в среднем на одного работника в текущем отчетном (налоговом) периоде больше 4200 руб., умноженных на количество месяцев, истекших в текущем налогом периоде.
Вариант 1. Данная организация не обладает правом в 2001 г. на регрессию, так как осуществляла деятельность менее 6 месяцев в 2000 г., и, как уже было отмечено выше, не имеет полной налоговой базы, необходимой для расчета условия 1. Таким образом, в варианте 1 расчет условия 1, а тем более условия 2 не производится, а налог исчисляется в 2001 г. по ставкам, установленным для величины налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 руб., независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.
Варианты 2, 3 и 4. Организация создана во II квартале 2000 г., к финансово-хозяйственной деятельности приступила в июне 2000 г. В организации согласно штатному расписанию работают 4 человека: директор (1)*(2), главный бухгалтер (2), продавцы - 2 ед. [(3), (4)], а также в течение налогового периода привлекались по договорам гражданско-правового характера экспедиторы - 4 [(5), (6), (7), (8)]*(2).
Условные обозначения величин, необходимых для расчета условий на применение регрессивных ставок налогообложения:
В - величина налоговой базы;
Ч - численность работников, которые работали в отчетном (налоговом) периоде независимо от количества отработанных месяцев (дней);
10% или 30% - процент уменьшения численности, участвующей в расчете условий права на регрессию;
Чу - численность, скорректированная на процент уменьшения;
Вн - сумма наибольших выплат 10% или 30% работников, исключаемых из расчета;
Нб - налоговая база, скорректированная на выплаты работников, исключаемых из расчета;
(Нб)ср - величина налоговой базы в среднем на одного работника;
(Чу)ср - средняя численность, определяемая согласно Инструкции N 121 исходя из численности, скорректированной на процент уменьшения (Чу);
Nм - число месяцев, отработанных организацией в налоговом периоде;
п- предшествующий период;
о - отчетный период.
В рассмотренных вариантах 2, 3 и 4 организация создана в первом полугодии 2000 г., и у нее имеются все необходимые данные для расчета условий, выполнение которых необходимо для определения ЕСН по регрессивным ставкам налогообложения (далее - расчет условий).
Расчет условий. В табл.2 представлены выплаты в пользу работников во втором полугодии 2000 г. (для вариантов 2, 3 и 4 - одинаковые), необходимые для расчета условия 1.
Таблица 2
(в руб.)
Месяц | Ежемесячные выплаты, на которые начислялись страховые взносы во внебюджетные фонды (в ПФР) |
Нб = (В)п - (Вн)п | |||||||
работ- ник 1 |
работ- ник 2 |
работ- ник 3 |
работ- ник 4 |
работ- ник 5 |
работ- ник 6 |
работ- ник 7 |
работ- ник 8 |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | гр.10 = гp.(2 + 3 + ... + 9) - гр.(2 + 3) |
Июль | 12000 | 7000 | 6000 | 5000 | 4000 | 4000 | 3000 | 2000 | 24000 = 43000 - 19000 |
Август | 13000 | 7000 | 6000 | 5000 | 3000 | 3000 | 3000 | 2000 | 46000 = 85000 - 39000 |
Сентябрь | 14000 | 7000 | 6000 | 5000 | 3000 | 3000 | 3000 | 2000 | 68000 = 128000 - 60000 |
Октябрь | 14000 | 7000 | 6000 | 5000 | 3000 | 3000 | 3000 | 2000 | 90000 = 171000 - 81000 |
Ноябрь | 15000 | 10000 | 6000 | 5000 | 3000 | 3000 | 3000 | 2000 | 112000 = 218000 - 106000 |
Декабрь | 16000 | 10000 | 7000 | 5000 | 3500 | 3500 | 3500 | 2500 | 137000 = 269000 - 132000 |
Итого | 84000 | 48000 | 37000 | 30000 | 19500 | 19500 | 18500 | 12500 | 137000 = 269000 - 132000 |
Следует обратить внимание на то, что при расчете налоговой базы в среднем на одного работника (проверка условия 1) в расчете принимают участие только те выплаты, на которые начислялись страховые взносы в ПФР.
Пример расчета условия 1 для вариантов 2, 3 и 4 для наглядности представлен в табл.3.
Таблица 3
Наименование | Стро- ка |
Предшествующий период | |||||||
обозначения | Месяц | ||||||||
VII | VIII | IX | X | XI | XII | ||||
Все выплаты в пользу работ- ника (нарас- тающим итогом итогом с на- чала года) (В), руб. |
1 | (В)п = гр.(2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9) табл. 2 |
43000 | 85000 | 128000 | 171000 | 218000 | 269000 | |
Численность работников (Ч), человек |
2 | (Ч)п | 8 | ||||||
Процент уменьшения численности работников, неучитываемой в расчете |
3 |
10% или 30% |
30% - 2 чел.*(3)(8 чел. х 30% = 2,4 чел.) |
||||||
Сумма наи- больших вып- лат работни- кам исключае- мым из расче- та (нарастаю- щим итогом с начала года) (Вн), руб. |
4 | (Вн)п = гр.(2 + 3) табл. 2 |
19000 | 39000 | 60000 | 81000 | 106000 | 132000 | |
Налоговая ба- за, скоррек- тированная на выплаты ра- ботникам, ис- ключаемым из расчета Нб, руб. |
5 | (Нб)п=(В)п-(Вн)п | 137000 | ||||||
24000 | 46000 | 68000 | 90000 | 112000 | 137000 | ||||
Численность работников, скорректиро- ванная на процент уменьшения (Чу), человек (стр.6 = стр.2 - стр.3) |
6 | (Чу)п = Чп - (Чп х 10%), или (Чу)п = Чп-(Чп х 30%) |
6 (8 чел. - 2 чел.) |
||||||
Средняя чис- ленность ра- ботников (Чу) ср, человек |
7 | (Чу)ср)п | Вариант 2 | Варианты 3, 4 | |||||
6 | 5 | ||||||||
Величина на- логовой базы в предыдущем налоговом пе- риоде (Нб) ср (стр.8 = стр.5 : стр.7) |
8 | (Нб)ср)п=(Нб) с нач. года (Чу)ср с нач. года |
22833 (137000 : 6) |
27400 (137000 : 5) |
|||||
Пороговая ве- личина нало- говой базы в среднем на одного работ- ника |
9 | 25000 | |||||||
Проверка вы- полнения ус- ловия 1 |
10 | Если результат стр.8 больше пороговой вели- чины (стр.9), то пра- во на регрессию есть; если результат стро- ки 8 меньше пороговой величины (стр.9), то права на регрессию нет |
- |
Итак, прежде чем перейти к расчету налогооблагаемой базы в среднем на одного работника, необходимо исключить из расчета численность работников с суммами наибольших выплат.
Расчет налоговой базы в среднем на одного работника в предыдущем периоде в нашем примере производится исходя из следующих величин.
1. (Чу)ср)п - средняя численность работников предшествующего налогового периода, которая рассчитывается в соответствии с Инструкцией N 121 с учетом (Чу)п - численности предшествующего налогового периода, скорректированной на процент уменьшения, т.е. из расчета 6 человек (8 чел. - 2 чел.), где 8 чел. х 30% = 2,4 = 2 чел.) (см. стр.6 табл.3). В нашем примере 2 чел. - это работники 1 и 2 (отмечены подчеркиванием гр.2 и 3 в табл.2), при этом сумма выплат двум работникам равна 132 000 руб. (84 000 + 48 000) (см. в строке "Итого" сумму гр.2 и 3 табл.2).
Расчет средней численности предшествующего налогового периода (Чу) ср)п не приводится, предполагая, что он уже произведен и во втором полугодии 2000 г. составляет (см. стр.7 табл.3):
в варианте 2 - 6 человек;
в вариантах 3, 4 - 5 человек.
Обращаем внимание на то, что согласно Инструкции N 121 средняя численность работников организации за какой-либо период (месяц, квартал, с начала года, год) включает:
среднесписочную численность работников;
среднюю численность внешних совместителей;
среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
2. (Нб)п - налоговая база предшествующего налогового периода, равная выплатам, оставшимся после исключения из них максимальных выплат, т.е. величина налоговой базы предшествующего налогового периода равна 137 000 руб. (296 000 - 132 000) (см. стр.5 табл.3).
Таким образом, величина налоговой базы в среднем на одного работника равна налоговой базе предшествующего налогового периода (Нб)п, деленной на среднюю численность предшествующего налогового периода (Чу)ср)п (см. стр.8 табл.3), т.е.:
для варианта 2 - 22 833 руб. (137 000 руб. : 6);
для вариантов 3, 4 - 27 400 руб. (137 000 руб. : 5).
"Пороговая величина" налоговой базы в среднем на одного работника в предшествующем налоговом периоде, преодоление которой необходимо для приобретения права на регрессию в 2001 г., равна 25 000 руб.
Следовательно, право на регрессию возникает только у организаций, описанных в вариантах 3, 4, поскольку:
в варианте 2 условие 1 не выполнено, так как величина налоговой базы в предыдущем налоговом периоде меньше 25 000 руб. (см. табл.3, показатель стр.8 меньше показателя стр.9, т.е. 22 833 руб. < 25 000 руб.), поэтому к расчету условия 2 мы не переходим;
в вариантах 3, 4 условие 1 выполнено (см. табл.3, показатель стр.8 больше показателя стр.9, т.е. 27 400 руб. > 25 000 руб.).
В табл. 4 представлены выплаты в пользу работников в течение 2001 г. для вариантов 3, 4, необходимые для расчета условия 2.
Таблица 4
(в руб.)
Месяц | Ежемесячные выплаты, облагаемые ЕСН | (Нб)о = (В)о - (Вн)о | |||||||
работ- ник 1 |
работ- ник 2 |
работ- ник 3 |
работ- ник 4 |
работ- ник 5 |
работ- ник 6 |
работ- ник 7 |
работ- ник 8 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
гр.10 = (4 + 5 + 6 + + 8 + 9) = гр.(2 + ... + 9) - гр.(2 -3) |
Январь | 22000 | 15000 | 10000 | 5000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 27000 = 64000 - 37000 |
Февраль | 22000 | 15000 | 5000 | 4000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 21000 = 58000 - 37000 |
в т.ч. с нач. года |
44000 | 30000 | 15000 | 9000 | 6000 | 6000 | 6000 | 6000 | 48000 = 122000 - 74000 |
Март | 22000 | 15000 | 5000 | 4000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 17000 = 54000 - 37000 |
в т.ч. с нач. года |
66000 | 45000 | 20000 | 13000 | 8000 | 8000 | 8000 | 8000 | 65000 = 176000 - 111000 |
Апрель | 22000 | 15000 | 4000 | 3000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 15000 = 52000 - 37000 |
в т.ч. с нач. года |
88000 | 60000 | 24000 | 16000 | 10000 | 10000 | 10000 | 10000 | 80000 = 228000 - 148000 |
Май | 22000 | 15000 | 4000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 19000 = 56000 - 37000 |
в т.ч. с нач. года |
110000 | 75000 | 28000 | 19000 | 13000 | 13000 | 13000 | 13000 | 99000 = 284000 - 185000 |
Июнь | 24000 | 15000 | 4000 | 3000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 15000 = 54000 - 39000 |
в т.ч. с нач. года |
134000 | 90000 | 32000 | 22000 | 15000 | 15000 | 15000 | 15000 | 114000 = 338000 - 224000 |
Июль | 24000 | 15000 | 4000 | 3000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 15000 = 54000 - 39000 |
в т.ч. с нач. года |
158000 | 105000 | 36000 | 25000 | 17000 | 17000 | 17000 | 17000 | 129000 = 392000 - 263000 |
Август | 24000 | 15000 | 4000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 14000 = 53000 - 39000 |
в т.ч. с нач. года |
182000 | 120000 | 40000 | 27000 | 19000 | 19000 | 19000 | 19000 | 143000 = 445000 - 302000 |
Сентябрь | 25000 | 15000 | 5000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 20000 = 60000 - 40000 |
в т.ч. с нач. года |
207000 | 135000 | 45000 | 30000 | 22000 | 22000 | 22000 | 22000 | 163000 = 505000 - 342000 |
Октябрь | 25000 | 15000 | 5000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 20000 = 60000 - 40000 |
в т.ч. с нач. года |
232000 | 150000 | 50000 | 33000 | 25000 | 25000 | 25000 | 25000 | 183000 = 565000 - 382000 |
Ноябрь | 25000 | 15000 | 5000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 20000 = 60000 - 40000 |
в т.ч. с нач. года |
257000 | 165000 | 55000 | 36000 | 28000 | 28000 | 28000 | 28000 | 203000 = 625000 - 422000 |
Декабрь | 25000 | 15000 | 5000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 20000 = 60000 - 40000 |
в т.ч. с нач. года |
282000 | 180000 | 60000 | 39000 | 31000 | 31000 | 31000 | 31000 | 223000 = 685000 - 462000 |
Итого | 282000 | 180000 | 60000 | 39000 | 31000 | 31000 | 31000 | 31000 | 223000 = 685000 - 462000 |
Произведем расчет условия 2 для вариантов 3, 4, необходимого для подтверждения приобретенного права рассчитывать ЕСН с применением регрессивных ставок налогообложения (см. табл.5).
Таблица 5
Наименование | Стро- ка |
Отчетный период | ||||||||
обозначения | месяц | |||||||||
I | II | III | IV | V | VI | |||||
VII | VIII | IX | X | XI | XII | |||||
Все выплаты в поль- зу работников (на- растающим итогом с начала года) (В), руб. |
1 | (В)о = гр.(2 +, ..., + 9) табл.4 + 9) табл.4 |
64000 | 122000 | 176000 | 228000 | 284000 | 338000 | ||
392000 | 445000 | 505000 | 565000 | 625000 | 685000 | |||||
Численность работ- ников (Ч), человек |
2 | (Ч)о | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | ||
8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | |||||
Процент уменьшения численности работ- ников, не учитывае- мой в расчете |
3 | 10% или 30% | 30% - 2 чел. (работ- ники 1 и 2) |
30% - 2 чел. (работ- ники 1 и 2) |
30% - 2 чел. (ра- ботники 1 и 2) |
30% - 2 чел. (работ- ники 1 и 2) |
30% - 2 чел. (работ- ники 1 и 2) |
30% - 2 чел. (работ- ники 1 и 2) |
||
30% - 2 чел. (работ- ники 1 и 2) |
30% - 2 чел. (работ- ники 1 и 2) |
30% - 2 чел. (ра- ботники 1 и 2) |
30% - 2 чел. (работ- ники 1 и 2) |
30% - 2 чел. (работ- ники 1 и 2) |
30% - 2 чел. (работ- ники 1 и 2) |
|||||
Сумма наибольших выплат работникам, исключаемым из рас- чета (нарастающим итогом с начала го- да) (Вн), руб. |
4 | (Вн)о = гр. (2 + 3) табл.4 |
37000 | 74000 | 111000 | 148000 | 185000 | 224000 | ||
263000 | 302000 | 342000 | 382000 | 422000 | 462000 | |||||
Налоговая база, скорректированная на выплаты работни- кам, исключаемым из расчета (Нб)о, руб. |
5 | (Нб)о = (В)о - (Вн)о = (стр.1 - стр.4) табл.5 |
27000 | 48000 | 65000 | 80000 | 99000 | 114000 | ||
129 000 | 143 000 | 163 000 | 183 000 | 203 000 | 223 000 | |||||
Численность работ- ников, скорректиро- ванная на процент уменьшения (Чу)о, человек |
6 | (Чу)о = Чо - (Чо х 10%), или (Чу)о=Чо-(Чо х 30%) стр.2 х (10% или 30% |
6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | ||
6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | |||||
Средняя численность работников (Чу)ср)о, человек |
7 | (Чу)ср) о |
В.3 | 5 | ||||||
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |||||
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |||||
В.4 | 4 | |||||||||
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |||||
5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |||||
Число месяцев, от- работанных предпри- ятием в налоговом периоде Nм, мес. (с начала года) |
8 | (Nм)о | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||||
Величина налоговой базы в среднем на одного работника с начала года (нарас- тающим итогом с на- чала года) (Нб)ср (стр. 5 : стр. 7) |
9 | (Нб)о Ч(ср)о |
B.3 | 5400 (27000 : 5) |
9600 (48000 : 5) |
13000 (65000 : 5) |
16000 (80000 : 5) |
19800 (99000 : 5) |
22800 (114000 : 5) |
|
25800 (129000 : 5) |
28600 (143000 : 5) |
32600 (163000 : 5) |
36600 (183000 : 5) |
40600 (203000 : 5) |
44600 (223000 : 5) |
|||||
В.4 | 5400 (27000 : 5) |
9600 (48000 : 5) |
13000 (65000 : 5) |
16000 (80000 : 5) |
19800 (99000 : 5) |
22800 (114000 : 5) |
||||
25800 (129000 : 5) |
35750 (143000 : 4) |
40750 (163000 : 4) |
45750 (183000 : 4) |
50750 (203000 : 4) |
55 750 (223000 : 4) |
|||||
Пороговая величина налоговой базы в среднем на одного работника (нараста- ющим итогом с нача- ла года) |
10 | 4200 x (Nм)o | 4200 | 8400 | 12600 | 16800 | 21000 | 25200 | ||
29400 | 33600 | 37800 | 42000 | 46200 | 50400 |
Расчет налогооблагаемой базы в среднем на одного работника в отчетном периоде в нашем примере производится, как и при расчете условия 1, исходя из следующих величин:
1. (Чу)ср)о - средняя численность работников в отчетном периоде, рассчитываемая в соответствии с Инструкцией N 121, с учетом (Чу)о - численности отчетного периода, скорректированной на процент уменьшения, т.е. из расчета 6 человек (8 чел. - 2 чел.) (см. стр.6 табл.5). В расчете (Чу) ср)о не участвуют работники 1 и 2 (столбцы 2 и 3 табл.4), так как имеют наибольшие по размеру доходы (отражены в табл.5 стр.4).
В нашем примере расчет средней численности отчетного периода (Чу)ср)о не приводится, условно принимается (см. стр.7 табл.5):
по варианту 3: январь - 5, февраль - 5, март - 5, апрель - 5, май - 5, июнь - 5, июль - 5, август - 5, сентябрь - 5, октябрь - 5, ноябрь - 5, декабрь - 5.
по варианту 4: январь - 5, февраль - 5, март - 5, апрель - 5, май - 5, июнь - 5, июль - 5, август - 4, сентябрь - 4, октябрь - 4, ноябрь - 4, декабрь - 4.
2. (Нб)о - налоговая база отчетного периода, равная выплатам, оставшимся после исключения из них максимальных выплат (отражена в стр.5 табл.5). В расчете (Нб)о не участвуют выплаты работникам 1 и 2 (столбцы 2 и 3 табл.4), так как являются наибольшими по размеру доходами и составляют 282 000 руб. и 180 000 руб. соответственно (отражены в стр.4 табл.5).
Итак, величина налоговой базы в среднем на одного работника в отчетном периоде (Нб)ср)о определяется как отношение налоговой базы в отчетном периоде (Нб)о к средней численности работников отчетного периода (Чу)ср)о (отражена в стр.9 табл.5).
Пороговая величина налоговой базы в среднем на одного работника, преодоление которой необходимо по выплатам, произведенным в отчетном периоде 2001 г., равна 4200 руб., умноженным на количество месяцев, отработанных в отчетном (налоговом) периоде (отражена в стр.10 табл.5).
Результаты помесячной проверки условия 2 представлены в табл.6.
Месяц | Проверка усло- вия (сравнива- ем стр.9 со стр.10 табл.5) |
Право на регрессию*(4) |
||
Вариант 3 | Вариант 4 | Вариант 3 | Вариант 4 | |
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь |
5400 > 4200 9600 > 8400 13000 > 12600 16000 < 16800 19800 < 21000 22800 < 25200 25800 < 29400 28600 < 33600 32600 < 37800 36600 < 42000 40600 < 46200 44600 < 50400 |
5400 > 4200 9600 > 8400 13000 > 12600 16000 < 16800 19800 < 21000 22800 < 25200 25800 < 29400 35750 > 33600 40750 > 37800 45750 > 42000 50750 > 46200 55750 > 50400 |
+ + + - - - - - - - - - |
+ + + - - - - + + + + + |
Право на регрессию (по итогам налогового периода) |
- | + |
Из приведенного примера можно сделать следующие выводы.
Вариант 3. Организация выполнила условие 1 и поэтому приобретает право рассчитать условие 2. При проверке условия 2 выяснилось, что в январе, феврале и марте организация удовлетворяла условию 2, а начиная с апреля перестала удовлетворять условию 2. Поэтому за апрель и до конца года включительно организация должна исчислять ЕСН нарастающим итогом с начала года по ставкам, установленным для налоговой базы до 100 000 руб. (см. табл.6).
Вариант 4. Организация удовлетворила условию 1 и поэтому приобрела право рассчитывать в течение 2001 г. ЕСН по регрессивным ставкам налогообложения при выполнении условия 2. При проверке условия 2 (табл.6) выяснилось, что с января по март включительно выполнялось условие 2, и, следовательно, в эти месяцы организация имеет право исчислять ЕСН по регрессивной шкале налогообложения. Однако начиная с апреля и по июль включительно организация перестала удовлетворять условию 2, и, следовательно, в апреле, мае, июне и июле (нарастающим итогом с начала года) она обязана исчислить ЕСН по ставкам, установленным для налоговой базы до 100 000 руб. Дальнейшая проверка условия 2 показала, что в августе и до конца года включительно организация удовлетворила условию 2. Поэтому ЕСН за август и до конца года включительно рассчитывается (нарастающим итогом с начала года) с применением регрессивных ставок налогообложения.
Таким образом, мы закончили проверки условий 1 и 2, по результатам которых видно, что исчислять ЕСН по результатам работы за 2001 г. по регрессивным ставкам налогообложения может только организация с исходными данными, приведенными в варианте 4, так как только она одновременно удовлетворила условиям 1 и 2. Как видно из приведенного примера, для налогового периода показательными явились месяцы с августа по декабрь. Поэтому независимо от того, что в некоторых отчетных периодах организация не удовлетворяла условию 2, в декабре она выполнила условие 2, и поэтому за весь налоговый период расчет налога делается по регрессивным ставкам налогообложения.
Расчет суммы ЕСН. Приведем помесячный расчет суммы ЕСН, которую необходимо перечислить в фонды в течение года, с учетом постоянно меняющегося права рассчитывать ЕСН по регрессивным ставкам налогообложения на примере выплат, начисленных работнику 1, исходя из данных, приведенных в табл.4 и 5 по варианту 4, при условии, что сумму начисленного налога за каждый месяц налогоплательщик вносит своевременно.
Январь
В ПФР: 22 000 руб. х 28% = 6160 руб.
В ФСС: 22 000 руб. х 4% = 880 руб.
В ФФОМС : 22 000 руб. х 0,2% = 44 руб.
В ТФОМС: 22 000 руб. х 3,4% = 748 руб.
Февраль
В ПФР: 44 000 руб. х 28% = 12 320 руб.
В ФСС: 44 000 руб. х 4% = 1760 руб.
В ФФОМС: 44 000 руб. х 0,2% = 88 руб.
В ТФОМС: 44 000 руб. х 3,4% = 1496 руб.
К доплате за февраль
В ПФР: 12 320 - 6160 = 6160 руб.
В ФСС: 1760 - 880 = 880 руб.
В ФФОМС: 88 - 44 = 44 руб.
В ТФОМС: 1496 - 748 = 748 руб.
Март
В ПФР: 66 000 руб. х 28% = 18 480 руб.
В ФСС: 66 000 руб. х 4% = 2640 руб.
В ФФОМС: 66 000 руб. х 0,2% = 132 руб.
В ТФОМС: 66 000 руб. х 3,4% = 2244 руб.
К доплате за март
В ПФР: 18 480 - 12 320 = 6160 руб.
В ФСС: 2640 - 1760 = 880 руб.
В ФФОМС: 132 - 88 = 44 руб.
В ТФОМС: 2244 - 1496 = 748 руб.
Таким образом, в январе - марте расчет ЕСН сделан без применения регрессивных ставок налогообложения, хотя в целом предприятие условие 2 в эти месяцы выполнило, но выплаты в пользу работника 1 не превысили 100 000 руб. с начала года.
Апрель
В ПФР: 88 000 руб. х 28% = 24 640 руб.
В ФСС: 88 000 руб. х 4% = 3520 руб.
В ФФОМС: 88 000 руб. х 0,2% = 176 руб.
В ТФОМС: 88 000 руб. х 3,4% = 2992 руб.
К доплате за апрель
В ПФР: 24 640 - 18 480 = 6160 руб.
В ФСС: 3520 - 2640 = 880 руб.
В ФФОМС: 176 - 132 = 44 руб.
В ТФОМС: 2992 - 2244 = 748 руб.
Май
Выплаты в пользу работника 1 превысили 100 000 руб., но предприятием не выполнено условие 2, и поэтому ЕСН за май исчисляется по ставкам, установленным для налоговой базы до 100 000 руб.:
В ПФР: 110 000 руб. х 28% = 30 800 руб.
В ФСС: 110 000 руб. х 4% = 4400 руб.
В ФФОМС: 110 000 руб. х 0,2% = 220 руб.
В ТФОМС: 110 000 руб. х 3,4% =3740 руб.
К доплате за май
В ПФР: 30 800 - 24 640 = 6160 руб.
В ФСС: 4400 - 3520 = 880 руб.
В ФФОМС: 220 - 176 = 44 руб.
В ТФОМС: 3740 - 2992 = 748 руб.
Июнь
В ПФР: 134 000 руб. х 28% = 37 520 руб.
В ФСС: 134 000 руб. х 4% =5360 руб.
В ФФОМС: 134 000 руб. х 0,2% = 268 руб.
В ТФОМС: 134 000 руб. х 3,4% = 4556 руб.
К доплате за июнь
В ПФР: 37520 - 30800 = 6720 руб.
В ФСС: 5360 - 4400 = 960 руб.
В ФФОМС: 268 - 220 = 48 руб.
В ТФОМС: 4556 - 3740 = 816 руб.
Июль
В ПФР: 158 000 руб. х 28% = 44 240 руб.
В ФСС: 158 000 руб. х 4% = 6320 руб.
В ФФОМС: 158 000 руб. х 0,2% = 316 руб.
В ТФОМС: 158 000 руб. х 3,4% = 5372 руб.
К доплате за июль
В ПФР: 44 240 - 37 520 = 6720 руб.
В ФСС: 6320 - 5360 = 960 руб.
В ФФОМС: 316 - 268 = 48 руб.
В ТФОМС: 5372 - 4556 = 816 руб.
Август (82 000 = 182 000 - 100 000)
В ПФР: 28 000 руб. + 82 000 руб. х 15,8% = 28 000 руб. + 12 956 руб. = 40 956 руб.
В ФСС: 4000 руб. + 82 000 руб. х 2,2% = 4000 руб. + 1804 руб. = 5804 руб.
В ФФОМС: 200 руб. + 82 000 руб. х 0,1% = 200 руб. + 82 руб. = 282 руб.
В ТФОМС: 3400 руб. + 82 000 руб. х 1,9% = 3400 руб. + 1558 руб. = 4958 руб.
К доплате за август
В ПФР: 40 956 - 44 240 = -3284 руб. (переплата)
В ФСС: 5804 - 6320 = -516 руб. (переплата)
В ФФОМС: 282 - 316 = -34 руб. (переплата)
В ТФОМС: 4958 - 5372 = -414 руб. (переплата)
Таким образом, расчет авансовых платежей за конкретный месяц уже содержит в себе корректировку суммы ЕСН, возникшую за счет применения регрессивных ставок, в результате чего дополнительного представления уточненного расчета (перерасчета) не требуется.
Сентябрь (107 000 = 207 000 - 100 000)
В ПФР: 28 000 руб. + 107 000 руб. х 15,8% = 28 000 руб. + 16 906 руб. = 44 906 руб.
В ФСС: 4000 руб. + 107 000 руб. х 2,2% = 4000 руб. + 2354 руб. = 6354 руб.
В ФФОМС: 200 руб. + 107 000 руб. х 0,1% = 200 руб. + 107 руб. = 307 руб.
В ТФОМС: 3400 руб. + 107 000 руб. х 1,9% = 3400 руб. + 2033 руб. = 5433 руб.
По расчету за август организация имеет переплату, которую она имеет право зачесть в счет будущих платежей, поэтому:
К доплате за сентябрь
В ПФР: 44906 - 40956 = 3950 - 3284 = 666 руб.
В ФСС: 6354 - 5804 = 550 - 516 = 34 руб.
В ФФОМС: 307 - 282 = 25 - 34 = -9 руб. (переплата)
В ТФОМС: 5433 - 4958 = 475 - 414 = 61 руб.
Октябрь (132000 = 232000 - 100000)
В ПФР: 28 000 руб. + 132 000 руб. х 15,8% = 28 000 руб. + 20 856 руб. = 48 856 руб.
В ФСС: 4000 руб. + 132 000 руб. х 2,2% = 4000 руб. + 2904 руб. = 6904 руб.
В ФФОМС: 200 руб. + 132 000 руб. х 0,1% = 200 руб. + 132 руб. = 332 руб.
В ТФОМС: 3400 руб. + 132 000 руб. х 1,9% = 3400 руб. + 2508 руб. = 5908 руб.
К доплате за октябрь
В ПФР: 48 856 - 44 906 = 3950 руб.
В ФСС: 6904 - 6354 = 550 руб.
В ФФОМС: 332 - 307 = 25 - 9 = 16 руб. (зачет переплаты)
В ТФОМС: 5908 - 5433 = 475 руб.
Ноябрь (157 000 = 257 000 - 100 000)
В ПФР: 28 000 руб. + 157 000 руб. х 15,8% = 28 000 руб. + 24 806 руб. = 52 806 руб.
В ФСС: 4000 руб. + 157 000 руб. х 2,2% = 4000 руб. + 3454 руб. = 7454 руб.
В ФФОМС: 200 руб. + 157 000 руб. х 0,1% = 200 руб. + 157 руб. = 357 руб.
В ТФОМС: 3400 руб. + 157 000 руб. х 1,9% = 3400 руб. + 2983 руб. = 6383 руб.
К доплате за ноябрь
В ПФР: 52 806 - 48 856 = 3950 руб.
В ФСС: 7454 - 6904 = 550 руб.
В ФФОМС: 357 - 332 = 25 руб.
В ТФОМС: 6383 - 5908 = 475 руб.
Декабрь (182 000 = 282 000 - 100 000)
В ПФР: 28 000 руб. + 182 000 руб. х 15,8% = 28 000 руб. + 28 756 руб. = 56 756 руб.
В ФСС: 4000 руб. + 182 000 руб. х 2,2% = 4000 руб. + 4004 руб. = 8004 руб.
В ФФОМС: 200 руб. + 182 000 руб. х 0,1% = 200 руб. + 182 руб. = 382 руб.
В ТФОМС: 3400 руб. + 182 000 руб. х 1,9% = 3400 руб. + 3458 руб. = 6858 руб.
К доплате за декабрь
В ПФР: 56 756 - 52 806 = 3950 руб.
В ФСС: 8004 - 7454 = 550 руб.
В ФФОМС: 382 - 357 = 25 руб.
В ТФОМС: 6858 - 6383 = 475 руб.
Аналогичным образом производится расчет ЕСН на выплаты, начисленные другим работникам.
В. Дольнова,
советник налоговой службы I ранга
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Если условие 1 не соблюдено, то расчет условия 2 не производится.
*(2) В скобках цифрами условно обозначены работники.
*(3) В стр.3 произведено округление численности до целых единиц.
*(4) <+> означает, что право на регрессию есть (стр.9 > стр.10 в табл.5);
<-> означает, что такого права нет (стр.9 < стр.10 в табл.5).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/