Вопрос: Какими хозяйственными документами должна быть оформлена операция по списанию с баланса предприятия объекта незавершенного строительства? Какими нормативными актами следует пользоваться в данной ситуации? ("Финансовые и бухгалтерские консультации", N 2, февраль 2001 г.)

Какими хозяйственными документами должна быть оформлена операция по списанию с баланса предприятия объекта незавершенного строительства? Какими нормативными актами следует пользоваться в данной ситуации?


Действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету не установлен порядок списания незавершенных капитальных вложений и документарного оформления такого списания. По нашему мнению, при списании объекта незавершенного строительства следует руководствоваться требованиями, установленными ПБУ 6/97 "Учет основных средств" и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств.

Согласно этим Методическим указаниям для определения целесообразности и пригодности объектов к дальнейшему использованию, возможности или эффективности его восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов приказом руководителя организации создается комиссия, в состав которой входят должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители соответствующих инспекций.

В компетенцию комиссии входит:

- осмотр объекта, подлежащего списанию, с применением необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;

- выяснение причин списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд);

- выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;

- установление возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемых объектов и их оценка по ценам возможного использования, контроль за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад;

- осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;

- составление акта на списание объектов основных средств.

Результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание с указанием данных, характеризующих объект (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, причины выбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления, состояние основных частей, деталей, узлов, агрегатов и конструктивных элементов). Акт утверждает руководитель организации. Части, детали, узлы, агрегаты и конструктивные элементы разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по рыночной стоимости; непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета материалов в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов. На основании оформленного акта на списание, переданного бухгалтерской службе организации, делаются проводки о выбытии.

Ввиду того что утвержденной в установленном порядке унифицированной формы акта на списание объекта незавершенного строительства не существует, при составлении данного документа следует руководствоваться требованиями п.2 ст.9 Закона о бухгалтерском учете.

Согласно этим требованиям первичный учетный документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование;

2) дату составления;

3) наименование организации, от имени которой составлен документ;

4) содержание хозяйственной операции;

5) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

6) наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

7) личные подписи указанных лиц.


Н.Н. Чеснокова,

аудитор фирмы "ФБК"


1 февраля 2001 г.


"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 2, февраль 2001 г.



Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.