Каков порядок предоставления льготы по налогу на прибыль на основании Закона г.Москвы от 18 июня 1997 г. N 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" при строительстве спортивных сооружений в 2000 и 2001 гг.?
На основании правового анализа действующего законодательства можно сделать следующие выводы.
В настоящее время (2000 г.) действуют два закона, в которых предусмотрены льготы по налогу на прибыль при строительстве спортсооружений.
В соответствии с ч.1 ст.2 Закона г. Москвы "О ставках и льготах по налогу на прибыль" сумма налога на прибыль уменьшается на величину фактически произведенных затрат, связанных с развитием и расширением производственной базы (включая новое строительство) расположенных в Москве спортивных сооружений.
Согласно п."а" ч.1 ст.4 Закона г. Москвы от 22 декабря 1999 г. N 39 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" сумма налога на прибыль уменьшается на сумму средств, направленных на реализацию целевых программ по развитию физкультуры и спорта. Целевые программы и проекты, на которые распространяется данная льгота, утверждаются по представлению Мэра Москвы законодательным актом Москвы.
Частью 2 ст.6 указанного Закона предусмотрено, что право на налоговую льготу, установленную ч.1 ст.4 Закона, возникает в том налоговом периоде, в котором произведены льготируемые расходы.
Из письма ГНИ по г. Москве от 13 апреля 1999 г. N 11-13/10232 "О порядке применения Закона г. Москвы от 18.06.97 N 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" видно, какие документы требует налоговый орган для подтверждения права на льготу при развитии и расширении производственной базы.
Согласно этому письму ГНИ по г. Москве, "под развитием производства понимаются затраты, связанные с осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий".
Инвестор для подтверждения права на налоговую льготу, связанную с осуществлением затрат на новое строительство указанных объектов, после завершения стадии оформления проектно-сметной документации, установленной нормативными актами Правительства Москвы, представляет в налоговый орган по своему местонахождению кроме копии платежного поручения и выписки банка следующие документы:
- договор инвестора с предприятием-застройщиком о безвозмездном участии в осуществлении нового строительства спортивного объекта;
- постановление (распоряжение) Правительства РФ (Правительства Москвы либо Мэра Москвы) о закреплении земельного участка (здания) под новое строительство;
- распоряжение префектуры о разрешении на строительство;
- градостроительное заключение;
- проект, согласованный с Мосгосэкспертизой и Инспекцией Государственного архитектурного надзора;
- разрешение Административно-технической инспекции (ордер на право проведения строительных работ для заказчика и подрядчика).
Средства, израсходованные получателями на осуществление совместной деятельности либо долевое участие развития поименованных выше объектов, не признаются для целей льготного налогообложения как израсходованные по целевому назначению и подлежат изъятию в доход городского бюджета.
С учетом изложенного можно сказать следующее.
Для того чтобы в 2000 г. воспользоваться льготой, предусмотренной Законом г. Москвы от 18 июня 1997 г. N 19, необходимо предоставить в налоговую инспекцию все указанные в письме ГНИ по г. Москве от 13 апреля 1999 г. N 11-13/10232 документы. В противном случае существует риск того, что налоговый орган может счесть, что платежного поручения и выписки банка недостаточно для подтверждения реального осуществления затрат, связанных с развитием и расширением производственной базы, и на этом основании сделать вывод об отсутствии права на льготу.
Для того чтобы в 2000 г. воспользоваться льготой, предусмотренной Законом г. Москвы от 22 декабря 1999 г. N 39, необходимо представить в налоговый орган по своему местонахождению, кроме договора между инвестором и лицом, получающим средства, копии платежного поручения и выписки банка, утвержденную законодательным актом г.Москвы целевую программу развития физкультуры и спорта, на основании которой были направлены средства.
Налоговая инспекция может затребовать и другие документы, подтверждающие обоснованность применения льготы налогоплательщиком (подп.1 п.1 ст.31 НК РФ). Нужно обратить внимание на то, что в законодательстве нет исчерпывающего перечня документов, которые налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию для подтверждения права на льготу.
С 1 января 2001 г. указанные выше нормы утрачивают силу. Вступает в силу Закон г.Москвы от 29 ноября 2000 г. N 35 "О ставках и льготах по налогу на прибыль", п."а" ч.2 ст.4 которого предусмотрено следующее: "Сумма налога на прибыль уменьшается на сумму средств, направленных на реализацию целевых программ по развитию физкультуры и спорта. Целевые программы утверждаются Московской городской думой по представлению Мэра Москвы в порядке, установленном законодательством города Москвы".
Из части 2 ст.6 Закона N 35 вытекает, что право на налоговые льготы, установленные ст.4 данного Закона, возникает в том налоговом периоде, в котором произведены расходы.
Согласно ч.4 ст.6 названного Закона налоговые льготы, предусмотренные ч.2 ст.4 этого Закона, предоставляются организациям на сумму фактического взноса, подтвержденного копией платежного поручения, а также договором, заключенным между организацией, получающей льготируемые средства, и организацией, передающей эти средства на безвозмездной основе, и иными необходимыми документами в соответствии с действующим законодательством.
Считаем, что помимо прямо указанных в Законе документов, необходимых для подтверждения права на льготу, налоговый орган потребует целевую программу, утвержденную Московской городской думой по представлению Мэра Москвы в порядке, установленном законодательством Москвы.
Из приведенных нормативных актов следует, что организация-инвестор имеет право на льготу даже в случае, когда направленные в соответствии с Законом денежные средства не израсходованы (не полностью израсходованы) организацией, получившей средства.
Данный вывод подтверждается арбитражной практикой, из которой следует, что даже в случае, когда денежные средства использовались нецелевым образом (т.е. когда деньги вообще не были израсходованы по назначению, а не только их часть не была израсходована по назначению), не лишает налогоплательщика-инвестора права на льготу (см. Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 июня 2000 г. по делу N КА-А40/2605-00 и от 17 апреля 2000 г. по делу N КА-А40/1339-00).
Считаем, что право на налоговую льготу возникает у налогоплательщика с момента фактического перечисления денежных средств (с момента произведения предусмотренных Законом затрат). Это значит, что деньги налогоплательщика должны поступить на счет организации, получающей средства.
Однако право на льготу необходимо подтвердить не только платежным поручением и выпиской банка, но и другими документами, например утвержденной целевой программой, в тех случаях, когда на этот документ сделана ссылка в Законе.
Д.М. Щекин,
Д.А. Шубин,
специалисты фирмы "ФБК"
1 апреля 2001 г.
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 4, апрель 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru