Носители знаний,
или о посредничестве в аудите-консалтинге
Еще в незапамятные времена людям, чтобы выжить, приходилось прибегать к специализации, которая позволяла более глубоко проникнуть в предмет деятельности и овладеть им. Специализация хорошо известна и самой природе: разделение биологических особей по половому признаку представляет собой не что иное, как специализацию. Мы в этой статье будем говорить о специализации в сфере бухгалтерского учета и близких к нему областях деятельности, таких, как консалтинг и аудит.
Рано или поздно любая организация оказывается в ситуации, когда силами собственных работников она не в состоянии добиться желаемого эффекта и приходится искать контрагентов. Как правило, в качестве таких контрагентов выступают различные специализированные фирмы: аудиторские, консалтинговые, компьютерные и пр. Удачны или не слишком окажутся работы, выполненные контрагентом, зависит от его квалификации и множества других причин, но в числе прочего и от заказчика. Ведь это заказчик заключил с контрагентом договор, выбрав его из ряда подобных. Следовательно, часть ответственности за успех или неуспех дела ложится и на заказчика. Сосредоточим внимание только на одном моменте из множества определяющих выбор заказчика - на том, с юридическим или физическим лицом следует заключать договор. Очевидно, что каждый вариант может иметь как достоинства, так и недостатки.
Допустим, что вы - заказчик и ведете переговоры о заключении договора со вполне респектабельной, как вам представляется, фирмой, которую вам порекомендовал ваш приятель. Глава этой фирмы - человек, фамилию которого вам приходилось неоднократно слышать: профессор или даже академик, доктор экономических наук и автор десятка учебных пособий - уверяет, что ему не составит труда выполнить интересующую вас работу в необходимом объеме. У вас нет причин не верить уважаемому, хотя и незнакомому человеку. Однако следует иметь ввиду, что когда профессор (академик) говорит о себе, он подразумевает только свою фирму. Что из себя представляет означенная фирма, вы знать не можете, если только ее название не на слуху и вы не обладаете более или менее достоверными данными о ее реальных возможностях. Профессор (после того, как вы с ним тепло распрощались) вполне может начать обзванивать своих знакомых в поисках необходимого вам специалиста. Значит, в его лице вы приобретете всего лишь тривиального посредника.
После заключения договора может получиться так, что вместо профессора к вам в офис для выполнения работы явится полуголодный студент, с профессором лично не знакомый и готовый работать за гроши, хотя и преисполненный честолюбивых амбиций. Можете не сомневаться, что от профессора вы получите всяческие заверения, что он будет контролировать работу лично, но на практике подобный контроль означает интерес к тому, перечислил ли заказчик плату. Возьмет такой отягощенный учеными степенями посредник за свои услуги от 30 до 70% того, что ему удастся с вас получить. Судите сами, насколько это вам может быть выгодно и не проще ли нанять студента непосредственно.
Особенно обидно платить за посредничество, когда выясняется, что исполнитель обладает на самом деле куда большими знаниями, чем тот, кто подписал договор. Это типичная ситуация: человек с институтской скамьи стремится овладеть специальностью, поглощает горы литературы и приобретает практические навыки, чтобы, достигнув своей цели и заработав устойчивую репутацию, превратиться со временем в паразитирующего посредника, абсолютно не способного к практической работе и напрочь забывшего все, что когда-то изучал в институте, аспирантуре и докторантуре. Мало кто найдет в себе силы и желание самостоятельно выполнять работу, если есть возможность перепоручить ее другому: по этой причине пришедший к вам исполнитель в профессиональном плане скорее всего будет грамотнее, нежели приславший его профессор. Это нужно понимать и не особенно жалеть, что профессор не явился лично. В любом случае при обращении к контрагентам нужно отдавать себе отчет в том, что всякая работа выполняется людьми, а не организациями, часто представляющими из себя лишь печать и папку с учредительными документами. Носителями знаний являются люди, а не фирмы.
Существуют два не связанных между собой рынка услуг: рынок заказов и рынок специалистов. На рынке заказов идет борьба за заказчика, от которого поступает первоначальное предложение, а в качестве конкурентов выступают все те, кому по силам подписать с заказчиком договор. На рынке специалистов борьба разворачивается между непосредственными исполнителями за то, чтобы наняться на выгодную работу, хотя нет сомнений, что наиболее выгодно заключить прямой договор с заказчиком. Поскольку рынок бухгалтерских и аудиторских услуг огромен, у заказчика создается впечатление, что он выбирает непосредственного исполнителя работ. На самом же деле, заключая договор с фирмой, он выбирает лишь посредника, который обязуется подобрать ему непосредственных исполнителей. Имеются уникальные примеры, когда в узкой области деятельности число специалистов настолько мало, что с какой бы специализированной организацией заказчик не подписал договор, выполнять работу придут одни и те же люди.
Разумеется, в иных ситуациях вы вместе с посредником - юридическим лицом приобретаете и конкретных исполнителей. Происходит это в тех случаях, если штат организации укомплектован, тогда заранее могут быть названы специалисты, которые явятся к вам для исполнения договора. Отличить организации с укомплектованным штатом от прочих довольно легко: вы должны удостовериться, что фирма имеет собственный офис (причем собственный, а не дружественной фирмы) и в этом офисе на протяжении всего рабочего дня сидят нужные вам специалисты. В противном случае, когда специалисты в одном месте не собраны и вам затрудняются назвать их фамилии, а сам профессор по совместительству читает лекции, работает в двух общественных организациях и числится к тому же государственным служащим, можете не сомневаться, что пришедшая в ваш офис команда собрана с бору по сосенке. Впрочем, такое положение по-своему рационально и потому объяснимо: гораздо дешевле собирать специалистов на время исполнения заказа, чем постоянно выплачивать достойную их опыта и квалификации заработную плату.
В заключение можно сказать следующее. Юридическое лицо всегда есть посредник, но это еще не означает, что вам ни в коем случае не следует иметь дела с организациями, а всегда заключать договор с физическими лицами.
Во-первых, если работы требуют не одного специалиста, а большого их числа, вам почти наверняка придется прибегнуть к услугам юридического лица, поскольку самому нанять всех специалистов и организовать взаимодействие между ними не удастся. Выполнять работы серьезного объема по силам лишь организациям.
Во-вторых, иметь дело с определенными юридическими лицами часто приходится из-за того, что только они имеют необходимую лицензию.
В-третьих, имеются существенные различия в налогообложении физических лиц, юридических лиц и тех, кого называют индивидуальными предпринимателями. Физические лица любят требовать оплату черным налом, чтобы потом не связываться с подачей налоговых деклараций. Поскольку отражать сумму по платежной ведомости вам также крайне невыгодно из-за необходимости начислять налог на доходы физических лиц и платежи во внебюджетные фонды, приходится решать эту неприятную проблему. Иметь дело с юридическим лицом с этой точки зрения намного выгоднее, хотя будьте уверены, что все налоги, которые вы уплатили бы физическому лицу, окажутся заложены в стоимость договора.
В-четвертых, посредничество профессора может оказаться полезным хотя бы потому, что сами вы никогда бы не нашли студента, способного искомую работу выполнить. Профессор (в силу того, что десятилетиями вращается в узкой профессиональной среде) обладает широким кругом знакомств, поэтому найти специалиста нужного профиля ему не составит никакого труда, тогда как вы можете провести в поисках долгие недели и месяцы и все равно никого подходящего не обнаружить.
В.В. Григорьев
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 6, июнь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru