Имеют ли право субъекты Российской Федерации, местные органы устанавливать ставки платы за загрязнение окружающей природной среды?
В соответствии с Законом РФ от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" утвержден и введен в действие с 1 января 1993 года порядок определения платежей за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
Правительство РФ вышеуказанным постановлением обязало Министерство экологии и природных ресурсов России с привлечением соответствующих заинтересованных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Минэкономики России и Минфином России разработать и утвердить базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
На основании п.4 постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 субъекты Российской Федерации с участием территориальных органов Министерства экологии и природных ресурсов России устанавливают дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей природной среды на основании утвержденных базовых нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, а также осуществляют корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей.
Как это определено в п.5 данного постановления, плата за загрязнение окружающей природной среды и порядок направления указанных средств в доход республиканского бюджета Российской Федерации и во внебюджетные экологические фонды разработан и утвержден Министерством экологии и природных ресурсов России, Минфином России, Госналогслужбой России с участием Банка России.
В соответствии с подпунктом "з" п.2 Положения о составе затрат платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.
Кроме того, на себестоимость продукции (работ, услуг) списываются текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения, а именно: очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы по захоронению экологически опасных отходов, оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов, очистку сточных вод, другие виды текущих природоохранных затрат.
Таким образом, субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать размеры платежей за загрязнение окружающей среды на основе базовых нормативов, утвержденных Министерством экологии и природных ресурсов России.
В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга
А.А. Владимирова
1 апреля 2001 г.
"Налоговый вестник", N 4, апрель 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1
www.nalvest.ru