Интервью с А.В. Брычеевым, руководителем Департамента валютного контроля МНС России ("Российский налоговый курьер", N 6, июнь 2001 г.)

Интервью с А.В. Брычеевым,
руководителем Департамента валютного контроля МНС России


Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) является одной из наиболее важных сфер экономики России. Денежные обороты внешнеторговых сделок огромны и составляют значительную налоговую базу. Действующая система таможенно-банковского валютного контроля предоставляет налоговым органам сведения, которые затем используются для назначения и проведения налоговых проверок участников внешнеэкономической деятельности. О том, как проводится эта работа и какие существуют проблемы, мы решили спросить руководителя Департамента валютного контроля МНС России Брычеева Алексея Вячеславовича.


Валютный и налоговый контроль - две стороны одной медали


- МНС России является контролирующим органом. Какие контролирующие функции выполняют сотрудники Вашего департамента?

- Цели и направления осуществляемого нами контроля в обобщенном виде изложены в ст.10 закона "О валютном регулировании и валютном контроле"*(1), поэтому подробно останавливаться на них я не буду. Однако отмечу, что нас, как работников налоговых органов, интересует прежде всего выполнение участниками внешнеэкономической деятельности своих налоговых обязательств. Поэтому особое внимание мы уделяем вопросам своевременного поступления и учета валютной выручки, которая впоследствии составляет базу по налогу на прибыль; возмещению экспортерами НДС; утечке капитала, поскольку с макроэкономической точки зрения все налоги уплачиваются с капитала - нет в стране капитала, не будет и налогов. Контроль осуществляется в рамках выездных и камеральных проверок. Обращаю внимание, что речь идет не о налоговых проверках, а о проверках соблюдения валютного законодательства. Срок проведения таких проверок не ограничен 3 годами, как у налоговых проверок*(2). Он ограничен сроком хранения документов, который в настоящее время составляет 5 лет.


- Какой информацией вы пользуетесь для назначения проверок и в процессе их проведения?

- Общеизвестно, что ситуацией владеет тот, кто обладает информацией. Действительно для того, чтобы проверка была эффективной, она не должна быть случайной. Сначала мы формируем список подозрительных участников ВЭД, анализируя совершаемые ими сделки. Затем сопоставляем их реальные обороты с отчетностью, подаваемой ими в налоговую инспекцию. Таким образом этот список сужается. Оставшихся в этом списке мы и проверяем. Главным звеном в этой цепочке является первоначальная информация о внешнеэкономических сделках, которая поступает к нам из таможенных органов. По каждой внешнеэкономической сделке мы получаем сведения, содержащиеся в паспорте сделки, в грузовой таможенной декларации и учетной карточке. Такой информации нам вполне достаточно для эффективной работы. Остается только произвести выборку и сформировать список проверяемых. Этой работой в нашем департаменте успешно занимается отдел мониторинга. Нами создана и используется информационно-контрольная система ВЭД, которая автоматически формирует списки для проверки. Принимая во внимание стремительное развитие информационных технологий и коммуникаций, я считаю, что у этой системы большое будущее.


- Каковы основные нарушения, с которыми приходится иметь дело, и с какими проблемами вам приходится сталкиваться?

- Основные нарушения связаны с основными направлениями деятельности департамента. Типичных правонарушений и махинаций достаточно много, поэтому остановлюсь лишь на нескольких примерах. Очень часто приходится иметь дело с попытками двойного возмещения НДС. Комиссионер, как правило находящийся в Москве или С. Петербурге, пытается возместить НДС, подав соответствующие документы по месту своего нахождения. Комитент же, находясь в регионе, в свою очередь также подает заявление о возмещении НДС, но уже по своему месту нахождения. Зачастую установленные законом сроки принятия налоговым органом решения по возмещению НДС*(3) проходят, но за это время налоговые органы не могут проверить все обстоятельства сделки. Поэтому в соответствии с п.4 ст.176 НК РФ налоговые органы не смотря ни на что обязаны принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе. Для отказа же нужны основания, которых могут быть не установлены, поскольку проверка документов не укладывается в отведенные сроки. Проблема может быть решена изменением законодательства и использованием налоговыми органами имеющейся в нашем департаменте информационно-контрольной системы ВЭД. Еще одна проблема - вывоз капитала. Он зачастую прикрывается сделками, сопровождающимися занижением валютной выручки, поступающей по сделке в Россию, в то время как значительная часть выручки оседает за рубежом. Импорт же сопровождается завышением цены контракта, в результате чего валюта опять-таки оказывается за границей в обход валютного законодательства. При этом часто создаются так называемые фирмы-однодневки, которые прекращают свою деятельность, заключив несколько сделок. Обычно по подобным сделкам приобретаются услуги или интеллектуальная собственность, так как практически невозможно проконтролировать их реальную рыночную стоимость. Да и государственного органа, проводящего мониторинг цен на мировом рынке в данный момент не существует. Выход - изменение законодательства: принятие закона о регистрации юридических лиц, закона о лицензировании участников ВЭД, а также внесение изменений в соответствующие инструкции Банка России и ГТК России*(4).

К сожалению, еще очень многое упирается в несовершенство законов, и мы прилагаем все усилия к их изменению.


"Российский налоговый курьер", N 6, июнь 2001 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Закон Российской Федерации от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле".

*(2) См. ст.113 НК РФ.

*(3) Две недели согласно п.3 ст.176 НК РФ

*(4) Имеются ввиду: инструкция ЦБ РФ N 91-И, ГТК РФ N 01-11/28644 от 04.10.2000 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров", а также инструкция ЦБ РФ N 86-И, ГТК РФ N 01-23/26541 от 13.10.99 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров".


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.