В п.10 ст.40 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлено, что в случае отсутствия информации о цене товаров, работ или услуг используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. Как это применимо при осуществлении строительных работ?
Минстрой России разработал и письмом от 30.12.1992 N БВ-906/12 довел согласованные с Минэкономики России, Минфином России и Госкомстатом России Методические рекомендации по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию, определяющие порядок расчета величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную (ремонтно-строительную) продукцию для всех организаций независимо от формы собственности, осуществляющих строительство на территории Российской Федерации.
При разработке Методических рекомендаций Минстрой России руководствовался Положением о составе затрат и Основными положениями (концепциями) новой системы ценообразования в строительстве, одобренной коллегией Минстроя России.
Минстрой России рекомендовал определять величину сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию на основе индивидуальной нормы для конкретной организации путем калькулирования по статьям затрат, учитываемых в сметной прибыли, рекомендуемого общеотраслевого норматива.
При этом, как определено в п.2.1 указанных Методических рекомендаций, сметная прибыль - это сумма средств, необходимая для покрытия отдельных (общих) расходов строительных организаций, не относимых на себестоимость работ, и является нормативной прибылью при выполнении строительно-монтажных работ.
Однако, учитывая изменения как в экономике России, так и нормативных актах федеральных министерств и ведомств Российской Федерации, Госстрой России постановлением от 28.02.2001 N 15 утвердил по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001), вводимые с 1 марта 2001 года.
Постановлением Госстроя России от 28.02.2001 N 15 отменены ранее действующие Методические рекомендации по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию и раздел 3 Методических указаний по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-5.99), о чем сообщено в письме Госстроя России от 20.03.2001 N НЗ-1311/10 "О порядке применения Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве".
Положения, приведенные во вновь утвержденных Методических указаниях, обязательны к применению, по мнению Госстроя России, для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и формы собственности, осуществляющих капитальное строительство за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки, если иное не предусмотрено соответствующими распорядительными документами Правительства РФ.
В то же время для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, положения, изложенные в Методических указаниях, носят рекомендательный характер.
В связи с изменениями в порядке применения нормативов сметной прибыли Госстрой России рекомендовал строительным организациям в письме от 20.03.2001 N НЗ-1311/10 при пересчете сметной документации и расчетах за выполненные работы иметь в виду следующее.
По объектам строительства, сметная документация по которым утверждена до выхода указанного постановления, подлежит уточнению остаток сметной стоимости строительно-монтажных работ по переходящим на 2001 год стройкам по состоянию на 1 марта 2001 года, а также полная сметная стоимость строительно-монтажных работ по стройкам, вновь начинаемым в 2001 и последующих годах.
Стоимость работ, подлежащих выполнению подрядными организациями после 1 марта 2001 года, а также расчеты за выполненные работы определяются с применением вновь утвержденных нормативов сметной прибыли.
В случае исчерпания сумм, предусмотренных в сметах, заказчики могут использовать для этой цели резерв средств на непредвиденные работы и затраты или экономию по другим статьям сметы.
При отсутствии указанных источников необходимые дополнительные средства включаются в сметный расчет стоимости строительства в порядке, предусмотренном п.3.5.9.2 Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1,99).
В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга
А.А. Владимирова
1 июня 2001 г.
"Налоговый вестник", N 6, июнь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1
www.nalvest.ru