Проект закона об адвокатуре разрушает ее до основания
Проект закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" вызывает очень много вопросов. По существу - это революционный проект, составленный по известной схеме: существующую адвокатуру мы разрушим до основания, а потом создадим новую.
В случае принятия закона в этом виде адвокатуру ждут тяжелые времена. Беспокоит неоправданно существенное усиление роли государства в деятельности адвокатуры. Даже в сложные 30-50-е годы советской власти у российской адвокатуры было формально больше самостоятельности и независимости от государства.
Чего стоит в новом проекте только одна формулировка ст.19: "В случае если Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган располагает данными, являющимися основанием для прекращения статуса адвоката, а квалификационная комиссия не прекратила статус адвоката данного лица, Министерство юстиции или его территориальный орган направляет представление в соответствующую адвокатскую палату субъекта Российской Федерации. При уклонении квалификационной комиссии от принятия решения в месячный срок орган юстиции, направивший представление, вправе прекратить статус адвоката". То есть, переведя данный текст на общепонятный язык, можно сказать, что органы юстиции могут теперь свободно и легко лишить любого адвоката его статуса даже не считаясь с мнением адвокатского сообщества. Особенно это будет касаться "неудобных" адвокатов. После принятия этой нормы разговоры о независимости адвоката теряют всякий смысл.
Но это еще не все. В ст.39 проекта закона, регулирующей организацию подготовки и проведения первого собрания адвокатов, установлен беспрецедентный порядок, когда адвокаты не сами избирают делегатов от своих адвокатских объединений, а органы юстиции определяют делегатами каждого пятого или пятнадцатого адвоката, включенного Минюстом России в списки адвокатов (реестр) в алфавитном порядке. О какой демократии и независимости адвокатов здесь может идти речь? Как же тогда все это можно увязать со ст.3 проекта закона, в которой декларируется, что "адвокатура является профессиональным сообществом лиц, получивших статус адвоката и занимающихся адвокатской деятельностью. Адвокатура является инструментом гражданского общества и не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов".
Самой существенной, на мой взгляд, ошибкой разработчиков является отсутствие четких гарантий получения гражданами России квалифицированной юридической помощи. В чем это выражается? Если по действующему сегодня законодательству президиумы коллегий адвокатов могут создавать юридические консультации по согласованию с органами юстиции на местах, то в проекте нового закона адвокатским палатам такое право не предоставлено.
В настоящее время в Российской Федерации практически во всех районах (городах) действуют юридические консультации. В связи с принятием нового закона ситуация может резко измениться. Коль скоро создание адвокатского кабинета или бюро будет носить чисто уведомительный характер, легко предположить, что указанные адвокатские образования будут создаваться в основном в столицах субъектов Федерации, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Что же касается отдаленных районов, то очень мало надежды на то, что кто-то из адвокатов добровольно согласится там работать. Можно предположить, что произойдет значительная миграция адвокатов в крупные города.
По статистике, во многих регионах адвокаты до 50 и более процентов своей работы осуществляют бесплатно (Кировская, Псковская, Вологодская и др. области). Оплата труда адвокатов за счет государства незначительна (фактически 12 руб. за день участия в судебном заседании). В связи с этим существует реальная угроза того, что с принятием нового закона ни органы предварительного следствия, ни суды в этих районах не смогут надлежащим образом функционировать в связи с невозможностью обеспечения права обвиняемого на защиту.
Может возникнуть необходимость создания муниципальной адвокатуры (за счет, конечно, средств налогоплательщиков).
Особо болезненно это может сказаться на работе военной юстиции. Общеизвестно, что далеко не все военные суды и прокуратуры находятся в крупных городах. Сегодня работу военной юстиции обеспечивают адвокаты Межреспубликанской коллегии адвокатов (около 2000 адвокатов работают в 162 юридических консультациях страны). Коллегия успешно работает свыше 50 лет. Ее юридические консультации действуют и за пределами России. Непонятно, зачем разрушать то, что успешно работает, и кто по новому проекту будет обеспечивать квалифицированной юридической помощью военнослужащих?
Вызывает сожаление то, что подавляющее число адвокатов страны до внесения нового проекта закона в Государственную Думу не принимали участия в его подготовке. Не направлялся он для обсуждения и в адвокатские объединения.
В проекте закона не решен вопрос о правовом положении адвокатов субъектов Федерации. Если сейчас адвокаты объединены в коллегии, то по новому проекту они лишены какой-либо организационной структуры. Адвокатские палаты субъектов Федерации - это всего лишь выборные органы адвокатского самоуправления, и только. Таким образом, в проекте впервые, начиная с 1864 года, не предусмотрено создание территориальных объединений. Не ясно, почему в нем (ст.30) указано, что адвокатская палата субъекта Федерации избирается в количестве до 15 человек. Почему адвокатское сообщество самостоятельно не могло бы решить, какова должна быть численность ее выборного органа в каждом из субъектов Федерации.
Мы надеемся, что депутаты Государственной Думы при принятии нового закона внимательно отнесутся к тем предложениям, которые вносятся и будут вноситься в ходе его обсуждения.
Н. Клен,
председатель президиума Межреспубликанской коллегии адвокатов
"Российская юстиция", N 8, август 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проект закона об адвокатуре разрушает ее до основания
Автор
Н. Клен - председатель президиума Межреспубликанской коллегии адвокатов
"Российская юстиция", 2001, N 8, стр.14