Комментарий к Приказу Минфина России от 29.08.2001 N 68н "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении" (М.Б. Гришина, "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 4, апрель 2002 г.)

Комментарий к Приказу Минфина России от 29.08.2001 N 68н
"Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении"


Вступил в действие приказ Минфина России от 29.08.2001 N 68н "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении", зарегистрированный в Минюсте России 22.10.2001 N 2986. Этим приказом отменена ранее действовавшая инструкция Минфина России от 04.08.1992 N 67 "О порядке получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях" (далее - Инструкция N 67).

Вопрос о разработке новой инструкции, посвященной данной тематике, назрел давно. Со времени выхода Инструкции N 67 введен в действие ряд нормативных правовых актов, меняющих ситуацию в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. И, наконец, 26 марта 1998 года был утвержден базовый документ - Федеральный закон N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон N 41-ФЗ), установивший правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота) на современном этапе экономического развития России.

Положениями ст.11 Закона N 41-ФЗ установление порядка учета, хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, а также порядка отчетности об этих ценностях отнесено к прерогативе Правительства РФ, которое в свою очередь постановлением от 28.09.2000 N 731 (далее по тексту - Постановление N 731) поручило Минфину России разработать и утвердить ряд инструкций, в том числе и инструкцию о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении. Этот документ (далее по тексту - Инструкция N 68н) разработан в первоочередном порядке.

Нормы Закона N 41-ФЗ заметно либерализовали правила функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. Однако порядок учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них, а также ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении либерализованы весьма незначительно.

Основополагающим положением Инструкции N 68н является тезис ст.6 (п.6.2): "Учет драгоценных металлов и драгоценных камней должен обеспечивать:

своевременность и точность сведений об их количестве и местонахождении;

составление отчета о движении драгоценных металлов и драгоценных камней по материально ответственным лицам, структурным подразделениям и организации в целом;

достоверность данных в составляемых формах отчетности".

Из этого тезиса вытекает необходимость ведения оперативного учета драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их извлечением, использованием и обращением, в том числе осуществление нормирования расхода этих ценностей, что предписывалось и положениями Инструкции N 67.

Структура Инструкции N 68н соответствует структуре построения Инструкции N 67, что облегчает сравнение положений обоих нормативных актов.


1. Общие положения


В этом разделе Инструкции N 68н приведены только те дефиниции, которые установлены Законом N 41-ФЗ. При этом дефиниция "аффинаж драгоценных металлов" дополнена (жирное выделение и курсив) в соответствии с поправкой к Закону N 41-ФЗ, принятой Государственной Думой, следующим образом: "...соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам на аффинированные драгоценные металлы", что позволило устранить не-определенность критериев соответствия.

Дефиниция "драгоценные камни" Инструкции N 68н (как и Закона N 41-ФЗ) не позволяет относить к драгоценным камням отдельные ограненные самоцветные камни и минералогические образцы, относящиеся к ценностям Госфонда России. Вместе с тем к драгоценным камням стали относиться уникальные янтарные образования, порядок отнесения к которым определен постановлением Правительства РФ от 05.01.1999 N 8.

Необходимо отметить, что Инструкцией N 68н определен ряд важных понятий, отсутствующих в Законе N 41-ФЗ, необходимых для установления не только порядка учета ценностей, но и порядка их использования:

лом драгоценных металлов;

отходы драгоценных металлов;

заготовка лома и отходов драгоценных металлов;

первичная обработка лома и отходов драгоценных металлов;

переработка лома и отходов драгоценных металлов;

обратимые и возвратные отходы;

отходы драгоценных камней.

Следует обратить внимание на общие требования к субъектам рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, изложенные в п.1.8 Инструкции N 68н. Первое из перечисленных требований - необходимость наличия у хозяйствующих субъектов лицензий на все виды деятельности, лицензирование которых предусмотрено действующим законодательством (Закон N 41-ФЗ, постановления Правительства РФ от 17.04.2001 N 302, от 21.05.2001 N 395, N 396, N 397, N 398 и N 399, от 07.06.2001 N 443, N 445 и N 445). Однако в феврале 2002 года вступил в действие Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которому все виды деятельности, осуществляемые с использованием драгоценных металлов и драгоценных камней, лицензированию не подлежат. Более того, до вступления в действие указанного Федерального закона согласно межведомственному письму Минфина России и Минэкономразвития России от 07.06.2001 N 23-03-03/796/ИМ-1047 достаточным основанием для осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности по производству, использованию и обращению драгоценных металлов и драгоценных камней, а также экспорта этих ценностей считается наличие ранее выданных временных регистрационных удостоверений государственных инспекций пробирного надзора. Таким образом, в тексте Инструкции N 68н содержится требование, не подлежащее выполнению.

Для организаций, поименованных в постановлении Правительства РФ от 18.01.1999 N 64 в качестве объектов постоянного контроля за ведением ими деятельности по добыче, производству, переработке, использованию драгоценных металлов и драгоценных камней, а также за учетом и хранением этих ценностей, предусмотрены дополнительные требования (например предоставление металлургических балансов).

Вместе с тем из текста Инструкции N 68н исключено требование об экономии драгоценных металлов и драгоценных камней, имевшееся в Инструкции N 67, которое вступило в противоречие с нормами поздних правовых актов, в частности с положениями Закона N 41-ФЗ и нормами п.2 ст.9 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно этим нормам собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законам и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Положения Закона N 41-ФЗ не устанавливают при этом каких-либо ограничений (качественных и количественных) на использование драгоценных металлов и драгоценных камней.

Следует отметить, что требование разработки организациями собственных инструкций, основанных на положениях Инструкций Минфина России и учитывающих специфику выполняемых ими операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, содержится в положениях обеих Инструкций.

Вопросы ст.2 "Порядок получения драгоценных металлов и драгоценных камней" Инструкции N 67 не включены в текст Инструкции N 68н, поскольку базировались на не легитимном в настоящее время тезисе о безусловном отнесении драгоценных металлов и драгоценных камней к централизованно распределяемым и лимитируемым материальным ресурсам (п.2.1).

Следует отметить, что положениями ст.20 Закона N 41-ФЗ установлена возможность приобретения драгоценных металлов и драгоценных камней любыми юридическими и физическими лицами у субъектов их добычи и производства, а также возможность использования этих ценностей в собственном производстве с соблюдением порядка, установленного этим Законом.


2. Организация учета расходования
драгоценных металлов и драгоценных камней


В этом разделе изложены общие принципы нормирования расхода драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых в процессе производства.

Из требований к порядку нормирования расхода указанных ценностей исключены требования технической и экономической обоснованности, а также прогрессивности норм расхода, установленные Инструкцией N 67 (п.3.1, 3.3).

Для обеспечения выполнения указанных требований к нормированию расхода драгоценных металлов и драгоценных камней положениями Инструкции N 67 предусматривалось функционирование системы организаций, уполномоченных разрабатывать методики и инструкции по разработке норм расхода этих ценностей и проводить экспертизу таких норм, разработанных на предприятиях (п.3.2).

Согласно новому порядку нормирование расхода драгоценных металлов и драгоценных камней служит только целям их оперативного учета.

В качестве единственного требования к качеству норм расхода установлена необходимость обеспечения выявления отклонений фактического расхода ценностей от нормативного по всем составляющим (на изделие, отходы и потери).

Согласно положениям Инструкции N 68н не требуется экспертиза норм расхода никакими сторонними организациями. Не предусматривается также необходимость использования каких-либо методик, нормативов и рекомендаций при разработке этих норм. Исключение сделано для государственных предприятий, работающих в подчинении вышестоящих организаций и выполняющих требования этих организаций.

В этом же разделе подтверждено право организаций на реализацию не использованных в процессе производства ценностей (принадлежащих им на законных основаниях).


3. Учет лома, отходов драгоценных металлов и драгоценных камней при
их использовании и обращении


В этом разделе содержится несколько новых определений, в том числе "обратимые и возвратные отходы драгоценных металлов" (п.3.3). Введение последних дефиниций позволило устранить возможную неоднозначность трактовки положений п.4 ст.22 Закона N 41-ФЗ, которыми устанавливаются два варианта возможного использования собранных лома и отходов драгоценных металлов: вторичное использование и реализация этих лома и отходов для дальнейшего производства и аффинажа. При этом порядок вторичного использования был неопределенным, поскольку положениями п.1 ст.20 Закона N 41-ФЗ установлена обязательность аффинажа при переработке драгоценных металлов. Использование в Инструкции N 68н новых дефиниций позволило четко определить порядок вторичного использования лома и отходов драгоценных металлов, в том числе условия безаффинажной переработки таких отходов.

Порядок переработки лома и отходов драгоценных металлов и оплаты за произведенные работы согласно положениям Инструкции N 68н устанавливается на договорной (а не директивной, как ранее) основе (п.3.4).

Согласно Инструкции N 68н право (и обязанность) по определению классификации видов вторичного сырья и установлению нормативов извлечения драгоценных металлов при их переработке по этим видам делегировано организациям - переработчикам лома и отходов драгоценных металлов.


4. Хранение драгоценных металлов и драгоценных камней


В Инструкции N 68н подробно определены порядок и условия хранения ценностей для обеспечения их сохранности.

С учетом современных реалий перечислены все возможные виды охраны:

собственная охранная служба организаций;

охрана организаций, имеющих лицензию на данный вид деятельности;

вневедомственная охрана при органах внутренних дел;

охрана внутренними войсками МВД России по решению Правительства РФ;

ведомственная охрана федеральных органов исполнительной власти (п.4.6).

В Инструкции N 68н не указываются, как это было ранее, номера государственных стандартов на весоизмерительные приборы, правила их поверки, установки и пр., однако подробно определены требования к точности измерения.


5. Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней


Согласно положениям Инструкции N 67 инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, а также содержащихся в ломе и отходах должны были проводиться два раза в год по состоянию на 1 января и на 1 июня. В Инструкции N 68н сроки проведения обязательных инвентаризаций драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, а также содержащихся в ломе и отходах, образующихся при их использовании, не изменились. Однако инвентаризации попутно извлекаемых драгоценных металлов, а также содержащихся в ломе и отходах, предназначенных для дальнейшего производства и аффинажа, подлежат обязательному проведению один раз в год по состоянию на 1 января. Это положение очень важно для добывающих и перерабатывающих организаций.

В этом разделе детально прописан порядок проведения инвентаризаций, обеспечивающий строгий контроль за наличием ценностей.


6. Учет и отчетность по драгоценным металлам
и драгоценным камням


В этом разделе детализирован порядок ведения оперативного учета драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе содержащихся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней, в зависимости от их видов и состояний.

В Инструкции N 68н определен порядок учета драгоценных металлов в изделиях при их предполагаемом наличии и невозможности определения содержания этих металлов (в том числе и по аналогам). В такой ситуации предписывается сделать запись о возможном наличии драгоценных металлов, а количество этих металлов поставить на учет после списания и утилизации изделий, которые эти металлы содержат (п.6.3). Положениями Инструкции N 67 устанавливалась обязательность количественной оценки содержания драгоценных металлов, что в рассматриваемой ситуации делало учет неадекватным.

При передаче или реализации изделий, в том числе лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, отправитель должен теперь указать способ определения содержания этих металлов (п.6.3). Выполнение этого требования позволит установить степень достоверности информации о содержании драгоценных металлов в изделиях/ломе и отходах при их передаче или реализации.

Положениями Инструкции N 68н определен порядок внесения изменений в сведения учетной и отчетной документации о драгоценных металлах, содержащихся в ломе и отходах, после их переработки (аффинажа) - по данным перерабатывающих предприятий (п.6.20).

Для организаций, в которых установлен постоянный государственный контроль за переработкой и использованием, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, в Инструкции N 68н приведен список нормативных документов, подлежащих согласованию с соответствующим органом государственного контроля (п.6.23).

Следует обратить внимание на п.6.24 Инструкции N 68н, в котором в соответствии с постановлением Госкомстата России от 21.05.2001 N 36 перечислены подлежащие заполнению формы государственной статистической отчетности.

В ст.20 Закона N 41-ФЗ установлена необходимость ведения учета драгоценных металлов и драгоценных камней по массе и качеству при их добыче, производстве, использовании и обращении (п.2). Нормами Постановления N 731 установлено, что для ведения такого учета используются сведения о движении драгоценных металлов и драгоценных камней, представляемые по формам федерального государственного наблюдения, утвержденным Госкомстатом России по представлению Минфина России, в сроки и адреса, предусмотренные в этих формах (п.19).

Таким образом, в рассматриваемом пункте Инструкции N 68н перечислены все формы отчетности, по которым должны представляться сведения о драгоценных металлах и драгоценных камнях для ведения их учета (в вышестоящие и контролирующие организации). Это формы статистической отчетности. Иные формы отчетности (для ведения их учета) не предусматриваются (кроме организаций, в которых установлен постоянный государственный контроль - п.6.25).


7. Заключительные положения


В п.7.2 Инструкции N 68н перечень оснований для несения административной ответственности (в порядке, установленном законодательством Российской Федерации) должностными лицами организаций дополнен (по сравнению с Инструкцией N 67) непредставлением в установленные сроки или недостоверностью представленных сведений государственного статистического наблюдения.


М.Б. Гришина,

начальник отдела планирования закупок и отпуска

драгоценных металлов Гохрана России


"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 4, апрель 2002 г.



Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"


Учредитель: ИД "Налоговый вестник"

Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771

Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1

www.nalvest.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение