Судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе:
Председательствующего Склярука С.А.
судей: Зубовой Т.Н., Сабаевой И.Н.
при секретаре Наумовой Н.М.
в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по кассационной жалобе Правительства Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 16 декабря 2010 года, которым постановлено:
"Заявление Пронина Александра Алексеевича о признании незаконным решения Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области и признании незаконным бездействия Правительства Орловской области удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области о возврате без рассмотрения заявления Пронина Александра Алексеевича о включении земельного участка в границы города Мценска Орловской области и изменении вида его разрешенного использования с "для ведения крестьянского хозяйства" на "для индивидуального жилищного строительства".
Обязать Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области устранить допущенное нарушение прав и свобод Пронина Александра Алексеевича - в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу передать указанное заявление с прилагаемыми документами и заключением администрации г. Мценска Орловской области о возможности и целесообразности включения земельного участка, общей площадью... кв. м., кадастровый N..., расположенного по адресу:..., в границы городского округа Мценск Орловской области и изменения вида его разрешенного использования в Правительство Орловской области для рассмотрения по существу.
Признать незаконным бездействие Правительства Орловской области по нерассмотрению заявления Пронина Александра Алексеевича о включении земельного участка в границы города Мценска Орловской области и изменении вида его разрешенного использования с "для ведения крестьянского хозяйства" на "для индивидуального жилищного строительства".
Обязать Правительство Орловской области устранить допущенное нарушение прав и свобод Пронина Александра Алексеевича в течение 15 дней со дня поступления от Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области заявления Пронина Александра Алексеевича с прилагаемыми документами и заключением администрации г.Мценска Орловской области о возможности и целесообразности включения земельного участка общей площадью... кв. м., кадастровый N..., расположенного по адресу:..., в границы населенного пункта принять решение по вопросу о включении вышеуказанного земельного участка в границы г.Мценска Орловской области и изменении вида его разрешенного использования с "для ведения крестьянского хозяйства" на "для индивидуального жилищного строительства".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Склярука С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пронин А.А. обратился в суд с заявлением о признании решения Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области незаконным.
В обоснование заявления указывал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок,... по смежеству с границей г. Мценска.
В связи с намерением использовать данный земельный участок для индивидуального жилищного строительства.... он обратился в администрацию г. Мценска Орловской области с заявлением о включении указанного земельного участка в границы г. Мценска Орловской области и изменения вида его разрешенного использования.
.... администрацией г. Мценска Орловской области подготовлено заключение о нецелесообразности включения земельного участка в границы городского округа Мценск Орловской области, площадью... кв.м., и ему было предложено размежевать земельный участок на три части с различными видами разрешенного использования.
Этой же датой документы направлены в Правительство Орловской области.
В нарушение ч. 18 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Правительством Орловской области решение о включении земельного участка в границы населенного пункта и об изменении вида его разрешенного использования либо отказ в принятии такого решения, не приняты, документы возвращены без рассмотрения.
Письмом Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области N.... вышеуказанное заявление с прилагаемыми документами возвращено в администрацию г. Мценска без рассмотрения по мотиву не предоставления полного пакета документов, необходимых для рассмотрения ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую, а именно отсутствие положительного заключения администрации г. Мценска Орловской области о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта и изменения вида его разрешенного использования.
Просил суд признать, незаконным решение Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области о возврате без рассмотрения его заявления, обязать Департамент устранить допущенное нарушение его прав - в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу передать заявление с прилагаемым пакетом документов и заключением администрации г. Мценска Орловской области о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы городского округа Мценск Орловской области и изменения вида его разрешенного использования в Правительство Орловской области для рассмотрения по существу.
В ходе рассмотрения дела Пронин А.А. в порядке ст. 39 ГПК РФ в связи с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица Правительства Орловской области дополнил заявленные требования и просил суд признать незаконным бездействие Правительства Орловской области по не рассмотрению его заявления, а также обязать Правительство Орловской области устранить допущенное нарушение его прав и свобод - в течение 15 дней со дня поступления от Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области его заявления с прилагаемыми документами и заключением администрации г. Мценска Орловской области о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта рассмотреть данное заявление по существу.
Судом постановлено указанное решение.
В кассационной жалобе Правительство Орловской области просит решение суда отменить, в части требований к Департаменту имущества, промышленности и информатизации Орловской области принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления, в части требований к Правительству Орловской области - производство по делу прекратить.
Полагает, что при рассмотрении данного спора суд необоснованно не применил ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", нормы которого предусматривают возможность возращения заявления о переводе земель в другую категорию заявителю.
Ссылается на то, что суд, не учтя решение Мценского районного суда Орловской области от... года и кассационное определение суда от...., которым данное решение оставлено без изменения, необоснованно не прекратил производство по делу в отношении требований, предъявленных к Правительству Орловской области
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Правительства Орловской области по доверенности Бухвостовой О.А., поддержавшей жалобу по изложенным в ней доводам, возражения на жалобу представителя Пронина А.А. по доверенности Лунина Е.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Статья 1 Федерального Закона от 21.12.2004г. N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" устанавливает, что правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Частью 3 ст. 4 Федерального Закона от 29.12.2004г.N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" предусмотрено вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки но не позднее чем до 1 января 2012 года: решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Частями 1, 2, 4 ст. 4.1 указанного ФЗ установлено, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается.
Исходя из смысла и содержания вышеуказанных норм права специальными нормативными актами, регулирующими правоотношения по переводу земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности с изменением границ населённых пунктов, а также изменение на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, является законодательство РФ о градостроительной деятельности.
Материалами дела установлено, что Пронину А.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель:..., по смежеству с границей г. Мценска, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. (л.д. 11)
С целью использования данного участка для индивидуального жилищного строительства Пронин А.А.... года обратился в администрацию г. Мценска Орловской области с заявлением о включении этого земельного участка в границы г. Мценска Орловской области и изменении его разрешенного использования с "для ведения крестьянского хозяйства" на "для индивидуального жилищного строительства" (л.д. 10).
... года администрацией г. Мценска Орловской области было подготовлено Заключение N... о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы городского округа Мценск Орловской области и изменения его разрешенного использования, в котором указывалось, что включение всего земельного участка заявителя площадью... кв.м. в границы городского округа с изменением вида разрешенного использования с "для ведения крестьянского хозяйства" на "для индивидуального жилищного строительства" повлечет изменение генерального плана, на котором указанный земельный участок разделен на три зоны. В связи с чем предлагалось земельный участок заявителя включить в границы городского округа Мценск Орловской области с изменением разрешенного использования с "для ведения крестьянского хозяйства":
- на "для индивидуального жилищного строительства" примерная площадь... кв.м.; на "для делового, общественного и коммерческого назначения и объектов социального и коммунально-бытового назначения" примерная площадь... кв.м.; - на "земли общего пользования" - продолжение ул.... примерная площадь... кв.м. (л.д. 15-16).
... года заявление Пронина А.А. вместе с данным заключением и другими документами поступило на рассмотрение в Правительство Орловской области.
... года на имя главы администрации г. Мценска Орловской области заместителем руководителя Департамента имущества, промышленности информатизации Орловской области было направлено письмо N... с разъяснением о необходимости с учетом вышеуказанного заключения Администрации г. Мценска предложить заявителю осуществить образование земельных участков путем раздела принадлежащего ему земельного участка для дальнейшего обращения в орган местного самоуправления по включению их в границу городской черты с разными видами разрешенного использования, которые упомянуты в заключении от... г. (л.д. 20).
Со ссылкой на непредставление в Правительство Орловской области надлежащего пакета документов, письмом Департамента имущества, промышленности информатизации Орловской области от... года заявление Пронина А.А. было возвращено в администрацию г. Мценска без рассмотрения (л.д. 24).
Согласно ч.18 ст. 4.1 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
Поскольку вышеуказанным Федеральным Законом не допускается требовать представления от заинтересованного лица иных документов, за исключением предусмотренных ч.4 ст. 4.1 настоящего закона, то вывод суда о неправомерности действий Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области по возврату заявления Пронина А.А. со всеми документами без рассмотрения является обоснованным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Поскольку обжалуемые действия (бездействие) Правительства Орловской области не соответствует вышеуказанному Федеральному закону и нарушают права заявителя, то судебная коллегия полагает правильным вывод суда о том, что со стороны Правительства Орловской области имеется бездействие по не рассмотрению в установленном порядке заявления Пронина А.А.
Довод кассационной жалобы о том, что при рассмотрении данного спора суд должен был применить только ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Довод кассатора о том, что суд, не учтя решение Мценского районного суда Орловской области от... года и кассационное определение суда от...., которым данное решение оставлено без изменения, необоснованно не прекратил производство по делу в отношении требований, предъявленных к Правительству Орловской области, является несостоятельным, поскольку вышеуказанные судебные постановления не имеют при рассмотрении настоящего дела преюдициального значения, так как принимались при разрешении другого заявления Пронина А.А., в обоснование которого заявителем указывались иные основания.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Орла от 16 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.