Судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе:
председательствующего Циркуновой О.М.
и судей Мерновой О.А., Коротченковой И.И.
с участием прокурора Лебедевой Ю.В.
при секретаре Наумовой Н.М.
в открытом судебном заседании в Орловском областном суде слушала гражданское дело по кассационной жалобе ООО "Орелрегионгаз" на решение Советского районного суда г.Орла от 07 декабря 2010 года, которым постановлено:
"Заявление прокурора Советского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Орелрегионгаз", ООО "Стройавангард-Орел" о признании незаконным действий по применению тарифов на отопление удовлетворить.
1.Признать незаконными действия ООО "Орелрегионгаз", выразившиеся в поставке газа для котельных дома по адресу: г.Орел, ул. Нормандия-Неман, д. 74 по тарифу для промышленных нужд.
2.Признать незаконными действия ООО "Стройавангард-Орел", выразившиеся во взимании платы с жителей домов по адресу: г.Орел, ул. Нормандия-Неман, д. 74 по тарифу для промышленных нужд.
3.Обязать ООО "Орелрегионгаз" поставлять газ для котельной дома по адресу: г. Орел, ул. Нормандия-Неман, д. 74 по розничным ценам на газ, установленным для населения.
4.Обязать ООО "Страйавангард-Орел" производить расчет стоимости отопления и подогрева воды для жителей дома по адресу: г. Орел, ул. Нормандия-Неман, д. 74 по розничным ценам на газ, установленным для населения ".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Мерновой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ к ООО "Орелрегионгаз", ООО "Стройавангард-Орел" о признании незаконными действий по применению тарифов на отопление.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению жителей дома N74 по ул. Нормандия-Неман о незаконном применении ООО "Стройавангард-Орел" тарифа для промышленных нужд при оплате за потребление газа.
По результатам проверки установлено, что 30.12.09 г. между ООО "Орелрегионгаз" и ООО "Стройавангард-Орел" заключен договор поставки газа N 4-4077, по условиям которого ООО "Орелрегионгаз" обязуется поставлять газ до выхода из Газораспределительных станций ООО "Газпром трансгаз Москва", а ООО "Стройавангард-Орел" обязуется получать (отбирать) газ для конечных потребителей, имеющих точку подключения к сетям ГРО на условиях, определенных договором и выплачивать ООО "Орелрегионгаз" стоимость газа и плату за снабженческо-сбытовые услуги.
В таблице о потреблении газа по точкам подключения конечных потребителей к распределительным сетям указаны котельная жилого"адрес"
Начисление и сбор платы за отопление и горячее водоснабжение данного дома осуществляет ООО "Стройавангард-Орел". По условиям договора поставки газа N 4-4077 цена на газ формируется из регулируемой оптовой цены на газ и платы за снабженческо-сбытовые услуги (п.5.1).
Стороны указанного выше договора при определении цены на газ руководствуются Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам от 23.11.2004 N 194-э/12, в соответствии с которыми розничные цены применяются на объемы газа, реализуемые населению, а также ЖСК, ТСЖ и другим подобным организациям для потребления и использования местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели, а при наличии крышной котельной, используемой для отопления, розничные цены применяться не могут, а расчет должен производиться по ценам для промышленных потребителей.
Таким образом, полагая, что при поставке газа для автономных котельных применение регулируемой оптовой цены на газ является неправомерным, а подлежит применению розничная цена на газ, реализуемый населению, поскольку ООО "Стройавангард-Орел" при выработке тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения, в силу ст. 135 ЖК РФ, отвечает признакам исполнителя коммунальных услуг, так как приобретаемый им газ используется в качестве топлива для крышных котельных, производящих тепловую энергию, исключительно для нужд собственников жилья и не используется им в коммерческих целях, просил суд признать незаконными действия ООО "Орелрегионгаз", выразившиеся в поставке газа для котельных вышеуказанных домов по тарифу для промышленных нужд и обязать ООО "Орелрегионгаз" поставлять газ для котельных указанных домов по розничным ценам на газ, установленным для населения.
Признать незаконными действия ООО "Стройавангард-Орел", выразившиеся во взимании платы с жителей домов по указанным адресам за отопление и подогрев воды из расчета цены на поставленный газ по тарифу для промышленных нужд и обязать ООО "Стройавангард-Орел" производить расчет стоимости отопления и подогрева воды для жителей указанных домов по розничным ценам на газ, установленным для населения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе ответчик ООО "Орелрегионгаз" просит отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Ссылается на то, что не соответствуют нормам материального права выводы суда о том, что коммунальным ресурсом, закупаемым ООО "Стройавангард-Орел" для осуществления теплоснабжения и подогрева воды в домах с использованием автономной системы отопления, является газ, а поставщик газа выступает в качестве ресурсоснабжающей организации. Потребителями газа, в данном случае, выступают собственники автономной системы отопления, использующие общее имущество жилого дома (в том числе, и автономные котельные) и приобретающие газ для обеспечения собственных бытовых нужд теплоснабжения и горячего водоснабжения, а также о том, что в соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг необходимо использовать при расчете розничные цены на газ, установленные для населения.
Указывает, что в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 ООО "Стройавангард-Орел" является не Исполнителем, а ресурсоснабжающей организацией, которая оказывает услугу по техническому обслуживанию котельных и собирает платежи с населения на основании соответствующих договоров между управляющими организациями, являющимися исполнителями услуг и ООО "Стройавангард-Орел". Поэтому потребители не потребляют газ для собственных бытовых нужд, а получают услугу "теплоснабжение" и "горячее водоснабжение" от ресурсоснабжающей организации - ООО "Стройавангард-Орел", получившей некоторые функции Исполнителя, в связи с чем основываясь на неверных предпосылках о том, кто является Исполнителем и Ресурсоснабжающей организацией в спорных правоотношениях, неправильно суд пришел и к выводу о том, что п.15 Правил предусматривает использование тарифа на газ, установленный для населения.
Ссылается также на то, что в соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных Приказом ФСТ России N 194-э/12 от 23.11.2004 г., правомочным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроль за их применением, розничные цены на газ применяются лишь к тем объемам газа, которые реализуются населению для потребления с использованием местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели. При этом в целях регулирования розничных цен на газ к центральному отоплению приравнено потребление газа крышными и иными котельными.
В методических указаниях по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденных Приказом ФСТ России N 412-э/8 от 15.12.2009 г. и Методических указаниях по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных приказом ФСТ России N 411-э/7 от 15.12.09 г. также установлена необходимость исключения из объемов потребления газа населением тех объемов газа, которые используются для котельных всех типов.
Аналогичные указания содержатся и в разъяснении ФСТ России в информационном письме от 30.12.08 г. N НБ-7906/9.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика ООО "Орелрегионгаз" Костикова П.М., поддержавшего жалобу по изложенным в ней доводам, мнение прокурора Лебедевой Ю.В., полагающей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что 30.12.09г. между ООО "Орелрегионгаз" и ООО "Стройавангард-Орел" заключен договор поставки газа N 4-24077, срок действия которого продлён на 2010год дополнительным соглашением от 31.08.2010г. (л.д.6).
По условиям договора ООО "Орелрегионгаз" обязуется поставлять газ до выхода из Газораспределительных станций ООО "Газпром трансгаз Москва", а ООО "Стройавангард-Орел" обязуется получать (отбирать) газ для конечных потребителей, имеющих точку подключения к сетям ГРО на условиях, определенных договором и выплачивать ООО "Орелрегионгаз" стоимость газа и плату за снабженческо-сбытовые услуги. Срок действия договора продлен на 2010 г. дополнительным соглашением от 30.12.2009 г.
В таблице о потреблении газа по точкам подключения конечных потребителей к распределительным сетям указаны котельная жилого"адрес"
Начисление и сбор платы за отопление, и горячее водоснабжение данного дома осуществляет ООО "Стройавангард-Орел".
Стороны указанного выше договора при определении цены на газ руководствуются Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам от 23.11.2004 N 194-э/12, в соответствии с которыми розничные цены применяются на объемы газа, реализуемые населению, а также ЖСК, ТСЖ и другим подобным организациям для потребления и использования местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели, а при наличии крышной котельной, используемой для отопления, розничные цены применяться не могут, а расчет должен производиться по ценам для промышленных потребителей.
ООО "Стройавангард-Орел" с которым жильцы домов непосредственно заключили договоры на отопление и подогрев воды своих квартир, а также на техническое обслуживание и ремонт локальных котельных, самостоятельно принимает платежи за отопление и подогрев горячей воды.
Пунктом 5.1 договора стороны согласовали, что цена на газ формируется из регулируемой оптовой цены на газ и за снабженческо-сбытовые услуги (л. д. 9).
В соответствии с п. 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, (далее Правила N 307), при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии.
Из приведенной нормы права следует, что коммунальным ресурсом, закупаемым ООО "Стройавангард-Орел" для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения домов с использованием автономной системы отопления, является газ, а поставщик газа выступает в качестве ресурсоснабжающей организации. Потребителями газа, в данном случае, выступают собственники автономной системы отопления, использующие общее имущество жилого дома (в том числе, и автономные котельные) и приобретающие газ для обеспечения собственных бытовых нужд теплоснабжения и горячего водоснабжения.
В силу п. 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Правило, установленное этой нормой права, является общим при определении размера платы за все виды коммунальных услуг, в том числе по газоснабжению, теплоснабжению и горячему водоснабжению.
Статьей 426 ГК РФ предусмотрено, что договор на поставку газа является публичным и цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу ст. ст. 4, 8 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" одним из принципов государственной политики в области газоснабжения признается определение основ ценовой политики в отношении газа. Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе: устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям.
Пунктом 7 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1021 от 29.12.2000 установлено, что государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), которым в настоящее время является Федеральная служба по тарифам. Розничные цены на газ, реализуемый населению, в силу п. 8 того же постановления регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 332 от 15.04.1995 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом указанные нормативные правовые акты не ставят способ определения цены на газ и полномочия органов по государственному регулированию цен на газ, поставляемый управляющим организациям для бытовых нужд населения, в зависимость от способа его использования (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств).
К функциям Федеральной службы по тарифам России в области государственного регулирования цен на газ, поставляемый населению, в силу п. 10 Постановления Правительства РФ от 29.12.2000г. N1021 относится утверждение методических указаний по их формированию. При этом, в полномочия данного органа не входит отнесение населения к той или иной группе потребителей в зависимости от направления использования ими газа для бытовых нужд.
В силу п. 6 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, розничные цены могут устанавливаться отдельно по следующим направлениям потребления газа: на приготовление пищи и горячее водоснабжение (подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения); на отопление жилых помещений, потребление газа при наличии приборов учета расхода газа (в случае использования для учета объема потребления газа одного прибора учета при одновременном использовании газа по нескольким направлениям его потребления, для которых устанавливаются различные розничные цены; прочие цели.
Следовательно, Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, содержат методику формирования розничных цен на газ для населения, как на цели приготовления пищи, так и на цели отопления и горячего водоснабжения (при отсутствии централизованного тепло- и водоснабжения) с использованием автономной системы отопления.
Учитывая изложенное, в силу приведенных норм права суд обоснованно пришел к выводу о том, что начисление и взимание платы с граждан вышеуказанных домов, имеющих крышные или иные индивидуальные котельные, за отопление и подогрев воды должно осуществляться исходя из регулируемой розничной цены на газ. Поэтому правильно удовлетворил исковые требования, как в отношении ответчика ООО "Орелрегионгаз", так и ООО "Стройавангард-Орел", поскольку начисление и взимание такой платы с граждан, проживающих в вышеуказанных домах, происходит исходя из регулируемой оптовой цены на газ, что не основано на нормах действующего законодательства.
Ввиду изложенного судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы о том, что поставка газа между ООО "Орелрегионгаз" и ООО "Стройавангард-Орел", а, соответственно, и начисление платы за отопление и подогрев воды жильцам домов, в которых имеются крышные и пристроенные котельные, должны производиться исходя из регулируемой оптовой цены на газ, так как они основаны на неправильном толковании норм материального права.
Не может коллегия согласиться и с остальными доводами кассационной жалобы ООО "Орелрегионгаз", которые аналогичны его доводам в суде первой инстанции. Им в решении суда дана соответствующая правовая оценка, которую судебная коллегия признает правильной.
Руководствуясь ст.360,361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Орла от 07 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "Орелрегионгаз" - без удовлетворения.
Председательствующий: судья
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.