судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе:
Председательствующего: Орловой А.В.
членов коллегии Циркуновой О.М., Старцевой С.А.
с участием прокурора Териной Н.Н.
при секретаре Даниловой Е.В.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе Троснянского районного отделения Коммунистической партии Российской Федерации на решение Троснянского районного суда Орловской области от 02 февраля 2011 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Троснянского местного отделения КП РФ в лице секретаря местного отделенияФИО11 об отмене п.1 постановления территориальной избирательной комиссии Троснянского района Орловской областиN от"дата" года и возложения обязанности заверить и зарегистрировать список кандидатов в депутаты Троснянского районного Совета народных депутатов по одномандатным избирательным округам -отказать".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Циркуновой О.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Троснянское районное отделение Коммунистической партии Российской Федерации обратилось в суд с заявлением об отмене п.1 Постановления избирательной комиссии Троснянского района Орловской областиN от"дата"., согласно которому признано не соответствующим действующим требованиям законодательства РФ о выборах решение общего собрания Троснянского районного отделения КПРФ от"дата". с приложениями по вопросам выдвижения кандидатов в депутаты Троснянского районного Совета народных депутатов и постановлено его не учитывать при принятии решения о заверении списка кандидатов в депутаты Троснянского районного Совета народных депутатов, выдвинутого Троснянским районным отделением КПРФ"дата"
В обоснование заявленного требования указывалось, что решение общего собрания Троснянского районного отделения КПРФ от"дата". с приложениями по вопросам выдвижения кандидатов в депутаты Троснянского районного Совета народных депутатов было принято с соблюдением действующего законодательства, тогда как избирательная комиссия Троснянского района Орловской области безмотивно отказала в регистрации указанного списка кандидатов.
По изложенным основаниям ставился вопрос об отмене п.1 Постановления избирательной комиссии Троснянского района Орловской областиN от"дата"
Судом постановлено указанное решение.
В кассационной жалобе Троснянское районное отделение Коммунистической партии Российской Федерации ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом при разрешении дела необоснованно не было принято во внимание, что территориальная комиссия в нарушение положений п.п.23,24 ст.38 ФЗ "Об избирательных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не уведомило избирательное объединение о времени рассмотрения списка и не изложило основания отказа в заверении списка кандидатов от избирательного объединения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Троснянского местного отделения КПРФ Орловского регионального отделения КПРФ Верховод Е.В. поддержавшей доводы жалобы, возражения председателя территориальной избирательной комиссии Троснянского района Орловской области Фроловичева А.В., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч.3 ст.32 Федерального закона от 12.06.2002г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
Судом при разрешении дела установлено, что"дата" года Троснянское районное отделение КПРФ провело районную конференцию, на которой рассматривались вопросы об участии в предстоящих выборах в органы местного самоуправления Троснянского района"дата"
О проведении данной конференции территориальная избирательная комиссия была заблаговременно извещена и обеспечила присутствие на ней своих членов.
"дата" года в территориальную избирательную комиссию уполномоченным представителем избирательного объединения Троснянского районного отделения КПРФФИО12 были представлены документы для уведомления о выдвижении списка кандидатов в депутаты Троснянского районного Совета народных депутатов в количестве 10 человек ( по одномандатным округам 1-4; 6; 10-14). Поскольку документы были сданы не в полном объеме, то недостающие документы были сданы в комиссию"дата" года в 10"данные изъяты" Постановлением комиссии от"дата" данный список в количестве 10 человек был заверен и в этот же день у всех кандидатов, включенных в список, были приняты документы, необходимые для их регистрации. Названные обстоятельства сторонами по делу при рассмотрении дела не оспаривались.
Вместе с тем,"дата" в"данные изъяты". в территориальную избирательную комиссию уполномоченным представителем избирательного объединенияФИО13 был представлен протокол общего партийного собрания от"дата"N на котором рассматривались вопросы об отзыве из списка кандидатов в депутаты Троснянского районного Совета народных депутатов на"дата" и о доизбрании по свободным одномандатным округам кандидатов по выборам Троснянского районного совета народных депутатов"дата"
Согласно п.15 ст.35 Федерального закона от 12.06.2002г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" после представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием (в том числе исключением) кандидатов. Законом может быть предусмотрено, что избирательное объединение с согласия кандидата, выдвинутого этим избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе изменить избирательный округ, по которому этот кандидат первоначально был выдвинут.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
Однако Троснянским районным отделением КПРФ в территориальную избирательную комиссию не было представлено ни одного документа с решениями Троснянского районного отделения КПРФ об исключении заявленных депутатов из представленного комиссии"дата" списка. Не было представлено таких документов и в судебное заседание.
Кроме того, судом установлено, что решением общего партийного собрания от"дата". ни один кандидат, заявленный в списке от"дата". отозван не был.
В соответствии с п. 2 ст.35 Федерального закона от 12.06.2002г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
(в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 42-ФЗ)
Согласно п. "г" ч.1 ст. 27 указанного закона политическая партия обязана извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Судом при рассмотрении дела установлено, что в нарушение действующего законодательства, Троснянское районное отделение КПРФ территориальную избирательную комиссию не ставило в известность о проведении общего партийного собрания"дата"
В силу п.2 ст.25 Федерального закона "О политических партиях" решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.21 названного закона политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
Согласно п.5.3 Устава КПРФ -выдвижение кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления относится к компетенции конференции местного отделения.
П.5.6 устава предусмотрено, что общее партийное собрание правомочно рассматривать вопросы, отнесенные к компетенции конференции, только в том случае, если на территории соответствующего органа местного самоуправления (муниципального образования) отсутствуют первичные партийные отделения.
Согласно постановления пленума Троснянского районного отделения КПРФ от"дата""данные изъяты" на территории Троснянского района образовано 4 первичных отделения Троснянского местного отделения КПРФ.
Таким образом, судом было установлено, что вопросы об изменении списка кандидатов в депутаты были рассмотрены неправомочным органом.
Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о допущенных нарушениях Троснянским районным отделением КПРФ при представлении списка кандидатов в депутаты Троснянского районного отделения КПРФ, принятого на общем собрании указанного отделения КПРФ"дата", суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Не является основанием к отмене решения суда довод жалобы о том, что оспариваемое постановление является немотивированным, поскольку судом при разрешении дела было установлено, что территориальная избирательная комиссия приняла решение в строгом соответствии с действующим законодательством.
Голословным является утверждение в жалобе о том, что Троснянское районное отделение КПРФ не было уведомлено о времени рассмотрения обжалуемого постановления, поскольку опровергается имеющимся в деле уведомлением представителя указанного отделения о рассмотрении заседания комиссии"данные изъяты"
С учетом изложенного, оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360-361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Троснянского районного суда Орловской области от 02 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Троснянского районного отделения Коммунистической партии Российской Федерации без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.