судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе:
председательствующего Орловой А.В.
судей Углановой М.А., Ларионовой С.В.
при секретаре Новиковой Е.В.
в открытом судебном заседании слушала гражданское дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 13 января 2011 года, которым постановлено:
"Исковые требования Чучиной Л. С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии - удовлетворить.
Признать за Чучиной Л. С. право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях, в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.91 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить Чучиной Л. С. пенсию с 10.08.2011 года".
Заслушав дело по докладу судьи Ларионовой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чучина Л.С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи со снижением общеустановленного возраста.
В обоснование заявленных требований указывала, что в период с 07.01.1980г. по 30.09.1994г. она работала в ПМК "Облсельхозтехника", которая была переименована в МПМП-5Объединения "Орелагропромстрой".
Названная организация располагалась на территории Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области, которая относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В связи с тем, что она работала на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС, она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста.
Однако пенсионным органом в назначении досрочной трудовой пенсии ей было оказано по тем основаниям, что в трудовой книжке истицы отсутствует наименование населенного пункта, в котором располагалась организация ПМК "Облсельхозтехника", впоследствии переименованная в МПМП-5Объединения "Орелагропромстрой".
Считает отказ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области необоснованным, так как она работала на территории, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, где также пользовалась льготами, положенными в указанной зоне.
По изложенным основаниям просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости, в связи со снижением общеустановленного возраста, и обязать ответчика назначить ей пенсию с 16.07.2010г.
В ходе судебного разбирательства уточнила исковые требования, просила суд назначить ей пенсию с момента обращения в ГУ УПФ РФ с заявлением - с 10.08.2010г.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставится вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указывается, что суд при разрешении спора не принял во внимание то обстоятельство, что в трудовой книжке истицы отсутствует наименование населенного пункта, в котором располагалась организация ПМК "Облсельхозтехника", впоследствии переименованная в МПМК-5Объединения "Орелагропромстрой".
Согласно представленной истицей справке от 29.07.2010г. 691-ч, выданной департаментом сельского хозяйства Орловской области, в архивном фонде Орловской МПМК N 5 Государственно-кооперативного объединения "Орелагропромстрой" документов, подтверждающих юридический адрес данной организации не имеется, а справка от 09.08.2010г. N 3484, выданная Администрацией Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области, подтверждающая адрес данной организации, не содержит основания выдачи.
Полагает, что у суда не было законных оснований для назначения истице досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. N 1244-1.
Также ссылается на то обстоятельство, что у суда не было оснований для назначения пенсии с 10.08.2010 года, поскольку право на пенсию возникает с момента вступления решения в законную силу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области Гороховой Н.Н., поддержавшей доводы жалобы, возражения Чучиной Л.С., судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001г. N 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 года N 1244-1 (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно примечанию к ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 10 Федерального Законом "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15.12.2001 года N 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
В соответствии с абзацем 3 ст. 7 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1, границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
До 01.02.1998 года действовал Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года N 297-Р.
С 01.02.1998 года действует Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года N 1582.
По делу установлено, что в период с 26.04.1986г. по 30.09.1994г. истица работала на различных должностях в стройуправлении "Сельхозтехника", переименованном с 07.01.1980г. в ПМК "Облсельхозтехника", а с 16.03.1987г. в МПМК-5 Объединения "Орелагропромстрой".
Данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки Чучиной Л.С. (л.д. 11-16).
Судом при разрешении спора установлено, что согласно архивной справке Департамента сельского хозяйства Орловской области N 691-4 от 29.07.2010г. в архивном фонде Производственно-строительного кооператива "Межколхозная передвижная механизированная колонна-5" (с 27.07.1971г. по 01.01.1980г. имела наименование Строительное управление объединения "Сельхозтехника", с 01.01.1980г. по 01.03.1987г. -ПМК объединения "Сельхозтехника", с 01.03.1987г. по 06.09.1990г. - Орловская МПМК N-5 Государственно-кооперативного объединения "Орелагропромстрой"), документов, подтверждающих место нахождения данной организации на хранении не имеется (8, 9).
Согласно справкам администрации Платоновского сельского поселения от 09.08.2010 г. за подписью главы администрации Пчельниковой В.Н., ПМК "Облсельхозтехника", затем МПМК -5 Объединения "Орелагропромстрой", кооператив МПМК-5 было расположено на территории Платоновской сельской администрации Орловского района, Орловской области.
Деревня Конёвка Платоновской сельской администрации Орловского района Орловской области до 1998 года входила в Перечень населённых пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утверждённый распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года (л.д. 7, 10).
Как видно из плана- схемы организаций, расположенных возле д.Коневка Платоновского сельского поселения, представленной истицей в заседании судебной коллегии, туда входила МПМК-5 Объединения "Орелагропромстрой".
Судом также было установлено, что работникам всех организаций, расположенных на территории Платоновской сельской администрации с 1994г. по 2005г., в том числе и истице, производились компенсационные выплаты в соответствии с ФЗ РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС
(л.д.27).
Указанные обстоятельства были подтверждены в судебном заседании показаниями свидетелей Митиной Л.В., Беляевой С.И., Докукина Н.А., работавших в спорный период вместе с Чучиной Л.С., пояснявших суду, что за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом они получали дополнительные денежные выплаты и дни к отпуску. Не доверять показаниям названных свидетелей у суда не имелось оснований, не приведено их и в настоящей жалобе.
Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что с 26.04.1986г. по 30.09.1994г. истица постоянно работала в организации, расположенной фактически на территории населенного пункта- д. Коневка, относящегося к зоне с льготным социально-экономическим статусом, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Чучиной Л.С. о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста.
В связи с чем, довод жалобы, что у суда не было законных оснований для назначения истцу досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. N 1244-1. является несостоятельным и не влечет отмену решения суда.
Согласно п. 1 ст. 19 ФЗ от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что, несмотря на возникновение у истицы права на досрочное назначение пенсии 16.07.2010 г., истица обратилась в пенсионный орган 10.08.2010 г., то суд, с учетом приведенных выше норм, пришел к правильному выводу о назначении истице пенсии с 10.08.2010 года.
В связи с чем, несостоятельным и не влекущим отмену решения суда является довод жалобы, что у суда не было оснований для назначения пенсии с 10.08.2010 года.
Учитывая изложенное, у судебной коллегии оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360-361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заводского районного суда г. Орла от 13 января 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий - судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.