судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе:
председательствующего Орловой А.В.
судей Склярука С.А., Ларионовой С. В.
при секретаре Новиковой Е.В.
в открытом судебном заседании слушала гражданское дело по кассационным жалобам администрации города Мценска Орловской области и Рожиной Т.А. на решение Мценского районного суда Орловской области от 14 января 2011 года, которым постановлено:
"Исковые требования Рожиной Т.А. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Мценска произвести перерасчет пенсии за выслугу лет Рожиной Т. А. с 1 апреля 2009 года на основании Положения "О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г. Мценске", утвержденного решением Мценского городского Совета народных депутатов от 23 марта 2009 года N 219-МПА.
Взыскать с Администрации города Мценска в пользу Рожиной Т. А. недоплаченную пенсию за период с 1 апреля 2009 года по 31 декабря 2010 года в размере"данные изъяты" расходы на оплату услуг представителя в размере"данные изъяты", а всего"данные изъяты" копеек"данные изъяты" В остальной части иска отказать".
Заслушав дело по докладу судьи Ларионовой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рожина Т.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Мценска об обязании произвести перерасчет пенсии за выслугу лет и взыскании недополученной пенсии.
В обоснование заявленных требований указывала, что с 11 января 2008 года она получала пенсию за выслугу лет, которая ей назначена как лицу, замещавшему должности муниципальной службы в городе Мценске.
Размер ее пенсии составлял"данные изъяты". согласно действующему на момент выхода на пенсию Положению "О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г. Мценске" N 140-МПА от 28.05.2008 г.
Принятым позднее решением Мценского городского Совета народных депутатов от 23 марта 2009 года N 219-МПА были внесены изменения в ранее действующее положение, согласно которому пенсия за выслугу лет определяется исходя из установленного месячного денежного содержания по замещавшейся должности муниципальной службы, в то время как на момент назначения ей пенсии по выслуге лет предусматривалось, что указанная пенсия назначается в размере, не превышающем 2,3 должностного оклада муниципального служащего.
Полагает, что в связи с принятием указанного изменения с 1 января 2009 года ей должен быть произведен перерасчет и назначена пенсия за выслугу лет в большем размере -"данные изъяты"., исходя из ежемесячного денежного содержания, составлявшего на момент ее ухода на пенсию"данные изъяты"
Просила обязать ответчика произвести перерасчёт пенсии, взыскать с ответчика недоплаченную муниципальную пенсию за период с 1 января 2009 года по 1 декабря 2010 года в сумме"данные изъяты"., расходы по оплате госпошлины -"данные изъяты"., расходы на оплату услуг представителя в размере"данные изъяты"
В ходе судебного разбирательства истец Рожина Т.А. уточнила свои исковые требования и окончательно просила обязать ответчика произвести перерасчёт назначенной ей пенсии за выслугу лет с 1 апреля 2009 года, взыскать недоплаченную муниципальную пенсию за период с 1 апреля 2009 года по 1 января 2011 года в сумме"данные изъяты" расходы по оплате госпошлины -"данные изъяты"., расходы на оплату услуг представителя -"данные изъяты", а всего взыскать с ответчика"данные изъяты".
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Администрация г. Мценска просит решение суда отменить, как незаконное.
Указывает на то, что в период с 23.01.2008 года по 09.01.2009 года муниципальным служащим Орловской области, в том числе муниципальным служащим г. Мценска, пенсия за выслугу лет должна была назначаться и исчисляться в соответствии со ст. 23 Закона Орловской области от 09.01.2008года N 736-ОЗ "О муниципальной службе в Орловской области".
Закон Орловской области от 25.12.2008 года N 858 - ОЗ "О внесении изменений в Закон Орловской области "О муниципальной службе в Орловской области", изменивший ст. 23, обратной силы не имеет, т.к. не содержит норм о распространении его действия на правоотношения, возникшие до введения его в действие и согласно ст. 2 данный закон вступил в действие через 10 дней с момента его официального опубликования, т.е. с 10 января 2009 года.
Полагает, что акты гражданского законодательства, в соответствии с п.1 ст. 4 ГК РФ не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Законом Орловской области "О муниципальной службе в Орловской области" не предусмотрена императивная норма, распространяющая его действия на ранее возникшие правоотношения, следовательно, распространение нормативных правовых актов во времени являются полномочием местного самоуправления.
В кассационной жалобе Рожина Т.А. просит изменить решение суда.
Полагает, что судом неверно применен механизм расчета суммы недополученной ею пенсии.
Считает, что при расчете пенсии в среднемесячный заработок и месячное денежное содержание должны входить 30%, а не 20% надбавки за выслугу лет.
Указывает, что судом необоснованно занижена сумма судебных расходов, понесенная ею на оплату услуг представителя - адвоката. Сумма в"данные изъяты". является реально обоснованной и соответствует проделанной адвокатом работе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения Рожиной Т.А., поддержавшей доводы жалобы и представителя администрации г. Мценка по доверенности Золотухиной Н.Л., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (пункт 2 статьи 39 Конституции РФ).
Статьей 21 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ, утратившегося силу с 1 января 2009 года в связи с принятием Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, предусматривалось, что лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом. Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе.
Само понятие муниципальной должности определялось статьей 1 названного Закона, как должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 24 Закона РФ от 02.03.2007 N 25-ФЗ (в редакции от 17.07.2009) "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Частью 4 ст. 35 Закона Орловской области от 09.01.2008 N 736-ОЗ "О муниципальной службе в Орловской области" предусматривается, что в стаж муниципальной службы для назначения ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе в Орловской области, для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, для поощрения за муниципальную службу в Орловской области и установления пенсии за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом засчитываются периоды работы (службы), которые были ранее включены (засчитаны) в установленном порядке в указанный стаж.
В соответствии с ч. 5 ст. 35 Закона Орловской области N736-03 от 09.01.2008 года "О муниципальной службе в Орловской области" ранее назначенные доплаты к государственным пенсиям гражданам, проходившим муниципальную службу в Орловской области, по их выбору сохраняются либо назначаются пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
Как усматривается из материалов дела, Рожина Т.А. была уволена с должности председателя комитета городского хозяйства с 11.01.2008 года.
До увольнения 17 сентября 2005 года ей была установлена пенсия по старости (л.д.35).
Судом установлено, что общий стаж муниципальной службы истицы для установления пенсии за выслугу лет определен администрацией г. Мценска в размере 31 год 1 месяц 3 дня (л.д.8).
Как видно из выплатного дела, после увольнения истца с муниципальной службы в соответствии с действовавшим на тот период Законом Орловской области от 14.08.1997 года N 46-03 "О муниципальной службе в Орловской области" ей была установлена доплата к государственной пенсии с 12 января 2008 года в размере"данные изъяты"
2 июня 2008 года Рожина Т.А. обратилась с соответствующим заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет вместо доплаты (л.д.80).
Решением главы г. Мценска от 14.07.2008 года на основании заявления Рожиной Т.А. с 23.01.2008 года ей была назначена пенсия за выслугу лет в размере"данные изъяты" исходя из стажа муниципальной службы и среднемесячной заработной платы за 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествовавших дню ее прекращения.
Также судом установлено, что размер указанной пенсии, назначенной истице, определялся администрацией г. Мценска следующим образом: оклад по занимаемой Рожиной Т.А. на момент увольнения с муниципальной службы должности, который по состоянию на 23.01.2008 года составлял"данные изъяты" он был умножен на коэффициент - 2,3 и умножен на 0,75 %, в результате чего определен размер пенсии за выслугу лет в сумме"данные изъяты" из которого вычиталась сумма назначенной Рожиной Т.А. трудовой пенсии по старости, составлявшая на 11.06.2008 года"данные изъяты"., и окончательный размер пенсии за выслугу лет был определен в сумме"данные изъяты"
Судом установлено, что данный расчет пенсии истицы является неправильным по следующим основаниям.
Решением Мценского городского Совета народных депутатов от 23.03.2009 года N 219-МПА внесены изменения в ст. 3 вышеуказанного Положения "О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Мценске", которыми предусматривается, что размер среднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать установленного ежемесячного денежного содержания по замещавшейся должности муниципальной службы. При этом пунктом 2 данного Решения предусмотрено, что оно распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 10 января 2009 года.
В связи с внесением Законом Орловской области от 25.12.2008 N 858-ОЗ изменений в ст. 23 Закона Орловской области от 09 января 2008 года N736-ОЗ "О муниципальной службе в Орловской области", данная норма была изложена в новой редакции и ч. 1 ст. 23 Закона предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения в соответствии с Федеральным законом на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и Законом Орловской области "О государственной гражданской службе Орловской области". При этом статьей 2 Закона Орловской области от 25.12.2008 N 858-ОЗ было предусмотрено, что он вступает в силу через 10 дней с момента официального опубликования.
Таким образом, оспариваемым положением нарушаются права истицы, поскольку она поставлена в неравное положение по сравнению с муниципальными служащими г. Мценска, которым такая пенсия была назначена после 10.01.2009 года, поскольку размер среднемесячного заработка, исходя из которого им исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать установленного ежемесячного денежного содержания по замещавшейся должности муниципальной службы, в то время как ранее действовавшим положением предельный размер был ограничен 2,3 должностного оклада.
По изложенным основаниям положение пункта 2 Решения Мценского городского Совета народных депутатов от 23.03.2009 года N 219-МПА противоречит Закону Орловской области "О государственной гражданской службе Орловской области", поэтому суд правильно пришел к выводу о признании его недействующим в этой части со дня принятия данного нормативного правового акта.
При таких обстоятельствах вывод суда о перерасчете пенсии истицы за выслугу лет с 1 апреля 2009 года на основании Положения "О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г. Мленске", утвержденного решением Мценского городского Совета народных депутатов от 23 марта 2009 года N 219-МПА, является правильным.
Поэтому не влияют на законность решения суда, как основанные на ошибочном толковании норм материального права доводы жалобы ответчика о том, что расчет пенсии Рожиной Т.А. должен исчисляться в соответствии со ст. 23 Закона Орловской области от 09.01.2008года N 736-ОЗ "О муниципальной службе в Орловской области", а также о том, что судом неправильно истолкованы нормы действующего законодательства в области пенсионного обеспечения. В связи с чем, нарушений судом первой инстанции норм материального права, которые могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и те, на которые имеется ссылка в кассационных жалобах, судом не допущено.
Также из материалов дела следует, что судом правильно произведен расчет и размер неполученной истцом пенсии за выслугу лет за прошлый период по следующим основаниям.
Как определено Положением N 219-МПА, размер пенсии за выслугу лет муниципальных служащих исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествующих дню ее прекращения. При этом размер среднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет не может превышать установленного ежемесячного денежного содержания по замещавшейся должности муниципальной службы.
Из справки Администрации г. Мценска следует, что размер заработка истца за 12 месяцев перед увольнением с января по декабрь 2007 года составил"данные изъяты" поэтому среднемесячный заработок составляет"данные изъяты"
Размер ежемесячного денежного содержания по замещавшейся должности на момент увольнения истца суд определяет по справке ответчика, согласно которой денежное содержание Рожиной Т.А. на 11.01.2008 г. составило"данные изъяты"., из которых: оклад -"данные изъяты"., надбавка 40 % -"данные изъяты"., выслуга 20 % -"данные изъяты"., квалификационный разряд -"данные изъяты"., классность -"данные изъяты". (л.д. 23).
Поскольку среднемесячный заработок истца"данные изъяты" превышает ее ежемесячное денежное содержание по замещавшейся должности на момент увольнения"данные изъяты" то для расчета пенсии применяется ежемесячное денежное содержание по замещавшейся должности на момент увольнения -"данные изъяты"
Исходя из этого, размер пенсии истца с 1 апреля 2009 года составит:"данные изъяты"
Таким образом, разница между получаемой истцом пенсией и подлежащей выплате с 1 апреля 2009 года составит:"данные изъяты"
Учитывая, что недополученная пенсия за период с 1 апреля 2009 года по 31 декабря 2010 года составила:"данные изъяты"., а период невыплаты составил 21 месяц, суд пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика в пользу истицы"данные изъяты"
В силу изложенного не влечет изменение решения суда доводы жалобы истицы о том, что размер надбавки за выслугу лет, как составная часть ее ежемесячного денежного содержания, должен определяться на основании Положения "О денежном содержании муниципальных служащих города Мценска", утвержденным Решением Мценского городского Совета народных депутатов от 23.04.2008 года N 136-МПА, поскольку оно принято после увольнения истца и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2008 года, как следует из п. 4 Решения. Кроме того, истцу выплачивалась во время ее работы надбавка за выслугу лет в размере 20 %, и только после ее увольнения с 1 апреля 2008 года размер доплаты за выслугу лет при стаже свыше 15 лет увеличился до 30 %.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
За участие в деле представителя Климановой Т.В. Рожина Т.А. оплатила 5000 руб. по квитанции от 29.11.10г.
При таких обстоятельствах вывод суда об обоснованности заявленных требований Рожиной Т.А. о взыскании судебных расходов с учетом сложности и времени, затраченного представителем на участие в четырех судебных заседаний в размере"данные изъяты". является правильным.
Учитывая вышеизложенное, несостоятельным является довод жалобы истицы о том, что расходы на представителя Климанову Т.В., оплаченные в сумме"данные изъяты". должны быть взысканы судом в полном объеме, поскольку суд при разрешении вопроса о возмещения расходов, понесенных стороной при рассмотрении дела, исходит, прежде всего, из требований разумности и справедливости.
Иные доводы кассационных жалоб аналогичны тем, которые выдвигались представителями ответчиков в суде первой инстанции при разрешении настоящего спора и по существу сводятся к переоценке доказательств, исследованных и оцененных в судебном заседании в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд дал правовую оценку всем материалам по настоящему делу, результаты оценки отразил в решении и привел мотивы, по которым доказательства приняты в качестве средства обоснования своих выводов, с которыми судебная коллегия согласна.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мценского районного суда Орловской области от 14 января 2011 года - оставить без изменения, жалобы администрации г. Мценска Орловской области и Рожиной Т.А. - без удовлетворения.
Председательствующий - судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.