Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Назаренко Т.Н.,
судей: Штейнле А.Л., Туникене М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Хританкова Т.В. на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 02 декабря 2011 года.
Заслушав доклад судьи Штейнле А.Л., объяснения Хританкова Т.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хританков Т.В. обратился в суд с заявлением к Жилищному управлению Администрации г. Смоленска об обжаловании решения об отказе в признании его малоимущим и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, о признании за ним права быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в пределах границ муниципального образования г. Смоленска и возложении обязанности на Жилищное управление Администрации г. Смоленска принять его на жилищный учет. В обоснование заявления сослался на то, что при обращении в августе 2011 г. с заявлением о постановке на учет граждан нуждающихся в предоставлении жилого помещения, ему было отказано со ссылкой, что он не имеет постоянной регистрации в г. Смоленске. С данным отказом он не согласен, так как является жителем г. Смоленска, постоянно в нем проживает, несмотря на то, что у него временная регистрация по адресу: ..., проживание носит постоянный характер. Кроме того, регистрация это административный акт, что не может влиять на его жилищные права.
Хританков Т.В. в суде заявленные требования поддержал.
Представитель Жилищного управления Администрации г. Смоленска Шуплякова М.М. требования не признала, ссылаясь на то, что постоянной регистрации в г. Смоленске заявитель не имеет. Место пребывания не является местом его постоянного жительства, поэтому Хританкову Т.В. было отказано в принятии к рассмотрению заявления о постановке его на учет граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 02 декабря 2011 года в удовлетворении требований Хританкова Т.В. отказано.
В кассационной жалобе Хританков Т.В. с решением суда не согласен, просит его отменить или изменить, ссылаясь на то, что все его доводы, указанные в заявлении документально подтверждены, расчет его дохода для определения малоимущим будет предоставлен в судебное заседание.
Проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ч.2 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин или как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Статьей 54 ЖК РФ предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, если:
1) не представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ, определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта РФ категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ, определении порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отнесено к компетенции субъектов РФ.
Согласно статей 2 и 3 Закона Смоленской области от 13.03.2006 г. N 6-з "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Смоленской области" состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма имеют право малоимущие граждане, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях и обязанность по ведению такого учета, в том числе принятие на данный учет и снятие с учета, возлагается на орган местного самоуправления муниципального образования Смоленской области в соответствии с полномочиями, определенными уставом соответствующего муниципального образования.
В соответствие с ч.1 ст.4 вышеназванного Закона принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений о принятии на учет данных граждан, поданных ими в орган, осуществляющий ведение учета, по месту своего жительства.
Статьями 2 и 9 Закона Смоленской области от 13.03.2006 N 5-з "О порядке определения в Смоленской области размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и о порядке признания в Смоленской области граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" определено, что признание гражданина малоимущим, в целях предоставления ему по договору социального найма жилого помещения, осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования Смоленской области (уполномоченным на это в соответствии с уставом) на основании письменного заявления гражданина о признании его малоимущим, представляемого им по месту своего жительства.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.10 Устава города Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 N 164, к вопросам местного значения города Смоленска относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городе Смоленске и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно Административного регламента Администрации г. Смоленска по предоставлению муниципальной услуги "Признание граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в городе Смоленске", утв. Постановлением Администрации г. Смоленска от 08.08.2011 N 1492-адм, и Административного регламента Администрации г. Смоленска по предоставлению муниципальной услуги "Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, категорий граждан, указанных в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации", утв. Постановлением Администрации г. Смоленска от 08.08.2011 N 1498-адм, заявителями являются граждане Российской Федерации, местом жительства которых является город Смоленск.
Таким образом, Администрация г. Смоленска осуществляет признание граждан малоимущими гражданами в целях предоставления им по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и осуществляет их учет, только в отношении граждан, проживающих на территории муниципального образования - г. Смоленск.
В соответствии со ст.20 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда). Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает - гостиница, санаторий дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница и другое, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Из материалов дела следует, что Хританков Т.В. 12 августа 2011 г. обратился в Жилищное управление Администрации г. Смоленска с заявлением о признании его малоимущим и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В подтверждение места своего жительства представил свидетельство N о регистрации по месту пребывания по адресу: ... сроком с 19 июля 2011 г. по 31 декабря 2011 г. (л.д.49).
18 августа 2011 г. ему отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на отсутствие у заявителя постоянной регистрации в г. Смоленске (л.д.28).
Согласно справок ОАО " Ж.", Хританков Т.В. постоянно проживал в г. Смоленске и имел регистрацию по месту жительства в период времени с 07.10.1976 г. по 17.02.2004 г. (л.д. 38-40).
В акте жилищно-бытовых условий жилья по состоянию на 17.07.2008 г. указано, что Хританков Т.В. с 2005 года зарегистрирован по месту жительства по адресу: ..., у своего отца Х. но не проживает по состоянию здоровья (инвалид 3 группы), жилье является ветхим и требует капитального ремонта. (л.д.41).
Из объяснений заявителя следует, что у него отсутствует постоянная регистрация по месту жительства, так как он с указанного регистрационного учета был снят в ноябре 2010 г. и возможности получить постоянную регистрацию по месту жительства не имеет в виду отсутствия жилья.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласноч.2 ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренныхКонституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречитКонституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Постановления от 24 ноября 1995 годаN 14-П, от 4 апреля 1996 годаN 9-П, от 2 февраля 1998 годаN 4-П, определения от 13 июля 2000 годаN 185-О, от 5 октября 2000 годаN 199-О, от 6 октября 2008 годаN 619-О-П, от 13 октября 2009 годаN 1309-О-О и др.).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции, придя к выводу о том, что комната N в ... является местом пребывания заявителя, не установил где находится его фактическое место жительства, имеется ли регистрации по месту жительства на момент обращения с заявлением о постановке на учет нуждающихся.
Суд не привел в решении обоснованных мотивов, исходя из которых он пришел к выводу о том, что место пребывания не является местом жительства заявителя. Этот вывод сделан без учета вышеуказанных положений Конституционного суда РФ, требований ст. 20 ГК РФ и Правил N 713, не основан на фактических обстоятельствах дела, свидетельствующих о длительном проживании заявителя в г. Смоленске, в том числе и на момент обращения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, в отсутствие сведений о наличии иного места жительства.
Вместе с тем, исходя из положений ст.53 ЖК РФ, суду надлежит оценить действия Хританкова Т.В. по снятию с регистрационного учета по месту жительства - дому своего отца, в д. ..., с учетом давности, ветхости жилья, непригодности для проживания, невозможности проживания по состоянию здоровья - являются они намерением ухудшить жилищные условия или нет.
Указанные обстоятельства имеют существенное значение по делу. При таком положении, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно на основании п.2, 3 ч.1 ст.362 ГПК РФ подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд, поскольку нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть устранены судом кассационной инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки и на основе имеющихся и вновь представленных доказательств принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст.ст.361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 02 декабря 2011 года отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.