Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Малькова А.Г.,
судей: Ивановой О.А., Холиковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам администрации г. Смоленска, Давыденкова Валерия Петровича на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 22 декабря 2011 года.
Заслушав доклад судьи Холиковой Е.А., объяснения истцов Давыденкова В.П., Давыденковой В.П., Давыденковой Е.В. и их представителя - адвоката Седлецкого С.В., представителей Министерства финансов РФ - Черненковой Н.А., ГУ МЧС по Смоленской области, ЦРЦ МЧС РФ - Фомина А.В., третьего лица Давыденкова В.В., судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Давыденков В.П., Давыденкова В.П., Давыденкова Е.В. обратились в суд с иском к МЧС России, Главному управлению МЧС России по Смоленской области (далее ГУ МЧС России по Смоленской области), Центральному региональному центру МЧС России (далее ЦРЦ МЧС России), Министерству финансов РФ о возложении обязанности по выдаче им государственного жилищного сертификата (ГЖС) в 2011 г. В обоснование требований указали, что решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 20.10.2010 г. на ГУ МЧС России по Смоленской области возложена обязанность по направлению документов, необходимых для выдачи ГЖС, в ЦРЦ МЧС России. Однако до настоящего времени ГЖС не выдан, поскольку Давыденков В.В., не принимающий участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", не принял обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении квартиры, занимаемой истцами. Уточнив требования, просили обязать МЧС России выдать в 2011 г. ГЖС на имя Давыденкова В.П. с членами семьи Давыденковой В.П., Давыденковой Е.В., исходя из норм не менее 36,2 кв.м. жилой площади по ценам, действующим на дату выдачи сертификата, а также взыскать с МЧС России в их пользу судебные расходы.
В судебном заседании истцы и их представитель - адвокат Седлецкий С.В. требования поддержали.
Представители ГУ МЧС России по Смоленской области, ЦРЦ МЧС России - Фомин А.В., Министерства финансов РФ - Коженов А.М. иск не признали.
Представители МЧС России, администрации г. Смоленска в судебное заседание не явились, в письменном отзыве представитель МЧС России иск не признал.
Третье лицо Давыденков В.В. с иском согласился.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 22.12.2011 г. иск Давыденкова В.П., Давыденковой В.П., Давыденковой Е.В. удовлетворен частично. МЧС России обязано выдать Давыденкову В.П. с составом семьи из 3-х человек ГЖС, исходя из размера, рассчитанного на дату выдачи сертификата с учетом используемого для расчета показателя общей площади жилого помещения - 19,1 кв.м. С МЧС России в пользу Давыденкова В.П. взысканы представительские расходы 5000 руб. В удовлетворении остальной части иска и в удовлетворении иска к ГУ МЧС России по Смоленской области, ЦРЦ МЧС России, Министерству финансов РФ Давыденкову В.П., Давыденковой В.П., Давыденковой Е.В. отказано.
В апелляционной жалобе Давыденков В.П. просит изменить решение в части расчета нормы для расчета показателей общей площади жилого помещения и считать таковую не менее 36,2 кв.м. Суд при расчете норматива общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты необоснованно не учитывал Давыденкова В.В.
В апелляционной жалобе администрация г. Смоленска просит отменить решение в части удовлетворения требований о возложении обязанности по выдаче истцам ГЖС, ссылаясь на существенные нарушения норм материального права. Выдача сертификата не должна производиться, т.к. Давыденковым В.В. не выполнено обязательство о сдаче занимаемого истцами жилого помещения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалоб, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с п. 13 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 (далее Правила), социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, определяемом исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности и определяемого в соответствии с пунктами 16-16(2) настоящих Правил; норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 16 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Норматив, указанный в п. 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения (пп. "б" п. 16.1).
Пунктом 16.2 Правил установлено, что в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, указанным в пп. "а" - "ж" п. 5 настоящих Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в пп. "в" п. 16.1 настоящих Правил), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в п. 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания. При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных пп. "в" п. 16.1 настоящих Правил.
Пунктом 16.3 Правил определено, что в случае если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится.
Из материалов дела следует, что Давыденков В.П., Давыденкова В.П., Давыденкова Е.В., Давыденков В.В. зарегистрированы в квартире по адресу: "1", общей площадью 34,9 кв.м.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 10.12.2009 г. ГУ МЧС России по Смоленской области обязано включить на 2010 г. Давыденкова В.П. с составом семьи из 3-х человек, включая Давыденкову В.П. (супруга), Давыденкову Е.В. (дочь) в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 20.07.2010 г. ГУ МЧС России по Смоленской области обязано направить документы, необходимые для выдачи Давыденкову В.П. с составом семьи из 3-х человек ГЖС, в ЦРЦ МЧС России.
Судом установлено, что до настоящего времени Давыденкову В.П. сертификат не предоставлен, поскольку Давыденков В.В., не выразивший согласия участвовать в указанной подпрограмме, не принял обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого жилого помещения.
Проанализировав представленные доказательства, применив аналогию закона, суд пришел к правильному выводу о возложении на МЧС России обязанности по выдаче истцам ГЖС на состав семьи из 3-х человек, с учетом используемого для расчета показателя общей площади жилого помещения, исходя из разницы между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в п. 16 Правил, и общей площадью занимаемого истцами жилого помещения.
Довод жалобы Давыденкова В.П. о том, что суд при расчете норматива общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты необоснованно не учитывал Давыденкова В.В., основан на неправильном толковании норм права, т.к. размер социальной выплаты рассчитывается только с учетом количества членов семьи участника подпрограммы, изъявивших желание участвовать в данной подпрограмме.
Довод жалобы Администрации о том, что членом семьи участника подпрограммы не выполнено обязательство о сдаче занимаемого истцами жилого помещения, не состоятелен.
Суд правильно определил, что оснований для сдачи жилого помещения не было, поскольку Давыденков В.В. не включен в число лиц, претендующих на выделение субсидии на приобретение жилого помещения по установленным нормам, обязательство о сдаче жилого помещения не принимал.
Доводы жалоб не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат каких-либо юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о возможности иного мнения по делу.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, определил и истолковал закон, подлежащий применению, поэтому оснований для отмены решения и удовлетворения жалоб не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 329,334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 22 декабря 2011 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы администрации г. Смоленска, Давыденкова Валерия Петровича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.